Проект познавательного развития «СемьЯ» для детей второй младшей группы
проект (младшая группа)

Султанова Людмила Энгельсовна
Ведение 
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина",  «Откуда я родом?».  Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают человеку осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennyy_proekt_semya_sultanova_-_kopiya.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Познавательного развития

 «СемьЯ»

для детей второй младшей группы

Ведение

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина",  «Откуда я родом?».  Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают человеку осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность создания проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.

  • настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители (законные представители) , должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о семье.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение детей проявлять заботу о родных людях.
  • Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями (законными представителями) посредством вовлечению в совместную деятельность родителей (законных представителей)  с ребёнком.
  • Установить партнёрские отношения с семьёй посредством реализации проекта.
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители (законные представители).

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 по 2022 учебный год).

Ожидаемый результат:

Дети: 

  •  называют  членов семьи и семейные традиции.
  • проявляют уважение и заботы ко всем членам семьи.
  • понимают значимость семьи в жизни каждого человека.

Родители (законные представители):

  • Повысилась педагогическая культура родителей (законных представителей).
  •  Установились доверительные и партнёрские отношения со всеми участниками проекта.

Обобщение проектной деятельности:

  1. Выставка  детских творческих работ «Я и моя семья» ;
  2. Изготовление лэпбука на тему «Семья».

Аннотация проекта

В основу данного проекта положены следующие идеи:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

  • Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип целостности развития – организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  • Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.
  • Принцип признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.
  • Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

  • Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана: с сентября по май

1 этап – Подготовительный

 1.Опрос детей: «Семья глазами детей».

2.Анкетирование родителей (законных представителей).

3.Определение цели и задачи проекта.

4.Создание необходимых условий для реализации проекта.

5.Обсуждение проекта с родителями (законными представителями), выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. 

Перспективный план

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап

Подготовительный

Опрос детей: «Семья глазами детей».

Анкетирование родителей (законных представителей).

Сентябрь

2 этап

Основной

Работа с детьми:

Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Фотогазета «Овощи с огорода бабушки и дедушки»

2 сентября

3 сентября

17 сентября

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Консультации: «Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, когда «идут в садик»,

Выставка- конкурс  «Чудесные превращения овощей и фруктов»

Сентябрь

Работа с детьми:

Чтение сказки «Волк и семеро козлят».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят ».

Дидактическая игра «Кто, кто в  теремочке живет?».

Конструирование: «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне».

Рисование: «Цветные ниточки для бабушки».

«Знакомство детей с куриным семейством».

«Знакомство детей с коровьим, козьим, лошадиным семейством».

1 октября

6 октября

11 октября

14 октября

15 октября

22 октября

Сотрудничество с семьями воспитанников

Консультации: «Воспитание самостоятельности», «Хвалить или ругать», «Роль семьи в воспитании детей!».

Октябрь

Работа с детьми:

 «Знакомство детей с понятием «Дом»

Рисование: «Разноцветные шары для мамы».

Лепка: «Баранки для дедушки»

Игра – инсценировка «Моя семья».

Аппликация: «Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики)».

5 ноября

12 ноября

15 ноября

19 ноября

26 ноября

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Консультации: «Что за прелесть эти сказки!», «Ошибки семейного воспитания»

Фотовыставка «Мамочка, милая моя!»

Ноябрь

Работа с детьми:

Лепка: «Погремушка для братика»

20 декабря

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Консультации: «Роль отца в семейном воспитании».

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки»

Декабрь

Работа с детьми:

Чтение русской народной сказки «Гуси- лебеди».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»

14 января

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Консультация: «Роль игры в семье»

Выставка физ.оборудование своими руками

Январь

Работа с детьми:

Рисование: «Красивая тележка для папы».

Чтение К.Ушинский «Петушок с семьёй».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Петушок с семьей»

Беседа: «Я и мой папа», «Папы разные нужны, папы всякие важны…»,

«Папы Защитники нашей страны…».

Конструирование: «Гараж для папы».

3 февраля

13 февраля

14 февраля

11 февраля

18 февраля

21 февраля

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Консультации: «Отец -  как воспитатель»

Итоговое мероприятие:

Фотогазета «Самый лучший папа мой!».

Февраль

Работа с детьми:

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она».

 Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что...».

Беседа: «Мамы есть у всех».

«Я и моя мама».

«Вот так мама, золотая прямо».

3 марта

4 марта

11 марта

18 марта

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Консультации: «Мамы разные нужны».

Итоговое мероприятие:

Фотовыставка «Мамочка любимая моя!»

Весенний праздник «8 Марта».

Март

Март

Работа с детьми:

Рисование: « Автомобиль для дедушки».

Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»

8 апреля

11 апреля

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Консультации: «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста», «Воспитание ребенка начинается в семье»

Апрель

Работа с детьми:

Практическая деятельность «Посадка семян на грядке для бабушки».

 Май

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Консультации: «Безопасность детей – забота взрослых», «Мои родные защищали Родину».

Итоговое мероприятие:

«Вот какие малыши, полюбуйтесь от души» фотоальбом о детях группы

Май

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Сентябрь-Май

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику

«Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто

Сентябрь-Май

«Мама» К. Ибряев

«Мама», «Моя мамочка» Я. Ким

«А что у вас» С. Михалков

«Посидим в тишине» Е. Благинина

«Купание», «Младший брат» А. Барто

«Маму поздравляют малыши»

Л. Миронова

«Яблочко румяное» Е. Стеквашова

«Мамин портрет» Г. Виеру

Рассматривание иллюстраций

«Семья», «Петушиная семья», «Папина работа»,

Сентябрь-Май

«Мама - повар».

Опрос детей «Что я знаю о семье?»

Рассматривание фотографий членов

семьи, семейных альбомов.

Дидактические игры:

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Определи возраст»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Больница», «Магазин»,

«Будем заваривать чай», «Уложить куклу Машу спать», «Шофёр везёт груз».

Беседы

«Формирование навыков безопасного поведения детей дома»,

Сентябрь-Май

«Как я помогаю дома»,

«Совместный труд ребенка и взрослого».

Домашний игровой уголок, его безопасность» «Как я помогаю родителям».

3 этап

Заключительный

Опрос детей: «Семья глазами детей».

Май

Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»

май

2 этап – Основной

План реализации проекта

  1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье и ее традиции.
  2. Консультации для родителей (законных представителей):
  3. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».
  4. Выставки по теме проекта.
  5. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

3 этап – заключительный

  1. Систематизация и обобщение материала по реализации проекта.
  2. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».
  3. Презентация проекта «Моя семья».

4 этап - ПРОДУКТ ПРОЕКТА.

Фотовыставка (использование фотоматериала по проекту) «СемьЯ».

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые ресурсы:

  1. Федеральным законом от 29.12. 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Устав Муниципального  бюджетного дошкольного  образовательного учреждения – детского сада №5 города Агрыз Агрызского муниципального района  Республики Татарстан;
  3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Кадровые ресурсы:

Для работы в проекте привлекаются:

Воспитатели: Султанова Людмила Энгельсовна, первой квалификационной категории, образование - высшее, стаж работы 20лет;

Критерии оценивания проекта

1.Удовлетворённость родителей (законных представителей) результатом работы группы  (отзыв родителей);

2. Информированность родителей об организации воспитательно - образовательного процесса дошкольника.

Результаты проекта.

Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям (законным представителям) , что доказывается положительной динамикой в развитии детей.

Результатом нашей деятельности стало расширение представлений детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье, а также повышение уровня эмоциональной отзывчивости у детей на состояние близких людей, проявление к ним сочувствия, сострадания. 

Литература:

  1. .Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под  редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  4. Гербова.В.В.. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада 2-4 года.
  5. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  7. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
  8. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
  9. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
  10. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
  11. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-8лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД (познавательн-речевое развитие) для детей второй младшей группы на тему «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Цели: учить детей правильно отвечать на вопросы...

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» для детей второй младшей группы

Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей второй младшей группы «В гости к бабушке»

Обогащать знания детей по теме «Домашние животные» для повышения уровня восприятия знаний. Активизировать словарь по теме «Домашние животные»; формировать умение узнавать животных по части изображения...

Творческий познавательно – исследовательский проект Тема: «Краски осени!» для детей второй младшей группы

Есть время года, которое привлекает почти всех своей таинственностью, непохожестью. Это осень. О ней слагают песни, о ней пишут стихи и музыку.В современном мире обучения и развития дошкольников поста...

Познавательно-игровой проект «Секрет дорожных знаков» для детей второй младшей группы

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нуж...

Краткосрочный проект по познавательно-речевому развитию для детей второй младшей группы "Подводный мир"

Цель: Знакомство и обогащение представлений детей о подводных обитателях.Тип проекта:• социальный, познавательно-творческий;• краткосрочный;• групповой.Срок реализации проекта: 2 недели...