"Ребенок и природа"
материал по теме

Кузько Светлана Валерьевна

 «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».   В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».                                                                                                                                

                                        В. А. Сухомлинский.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему, которой  уделяется все больше и больше внимания.  Почему же эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с раннего дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения. 

Экологическое воспитание дошкольников имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. То есть цель экологического воспитания – формирование  человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.  Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский).

Именно в дошкольном детстве ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними, эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Именно в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Очень  важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве, связанное с представлениями о ценности жизни, может изменить отношение к нашей природе. И только знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Но знания  - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

У  детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений. Ребенок  должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования. Дети  должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе нормы  экологически грамотного и  безопасного поведения.

Осуществляя экологическое воспитание дошкольников, я основываюсь на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, парциальную «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой.  

За годы моей работы была создана целостная система «Ребенок и природа».

Цель системы: Формирование начал  экологической  культуры  личности дошкольников, подразумевающей  сформированное  экологическое  сознание, экологически ориентированное поведение, деятельность в  природе и природоохранное отношение к ней.

Для достижения цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

-формировать элементарные научно-экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе), ценностные ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы);

-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, элементарной природоохранной деятельности,  навыки рационального природопользования в повседневной жизни;

-развивать познавательный  интерес к миру природы;

-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- пропагандировать  среди родителей экологические знания, приобщать их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Начиная работу по экологическому воспитанию дошкольников, я определила

Первое:

 направления:

  • Создание эколого-предметной развивающей среды;
  • Деятельность  с дошкольниками;
  • Деятельность  с родителями.

Второе: 

-изучила методическую литературу,

-ознакомилась с передовыми  образовательными  технологиями  по  данной  проблеме,  

-обозначила: модель экологического воспитания, принципы содержания экологического воспитания, направления своей работы, составила карту экологической воспитанности ребенка-дошкольника.

Важнейшим  условием успешной реализации комплексного подхода в экологическом воспитании дошкольников является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своей возможности, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.

Правильная  организация и эколого-развивающей предметной среды способствует:

-         познавательному развитию ребенка;

-         эколого-эстетическому развитию;

-         формированию нравственных качеств;

-         формированию экологически грамотного поведения;

-         экологизации  различных видов детской деятельности.

В группе создан экологический мини-центр  природы,  где я обращаю внимание детей на красоту, совершенство живых форм, растений, провожу совместно с детьми  опытническую исследовательскую работу, экспериментирую.

Минимальный состав мини-центра природы   включает комнатные растения, подобранные в соответствии  с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт).

В зависимости от возраста детей оформляла  календарь наблюдения за объектами и явлениями природы: в виде игрушечных часов, в  старших группах  – сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами  «На кормушке» и календарь, рекомендуемый С.Н.Николаевой. Вместе  с детьми систематически ведем наблюдения, и результаты фиксируют в рисунках, поделках.  Имеется карта Амурской области с обозначением животных и растений, проживающих в области, способствующая формированию и закреплению знаний дошкольников о флоре и фауне. 

В любой сезон для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а зимой выращивают на окне мини - огород.  

Во время утреннего дежурства дети старшего возраста  не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в мини-огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями ребята  учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

В достаточном количестве дидактических игр, пособий, таблиц, схем, макетов (климатических зон, «Дерево и мы») при помощи которых в игровой форме идет получение и закрепление знаний о природе, собраны коллекции сухих листьев, камней, песка, коры деревьев. Совместно с родителями сшита дидактическая кукла.

Создан центр воды и песка, мини-лаборатория природы,  где находятся для игр и опытов, микроскопы, лупы, емкости, формочки, природный материал, подобранный совместно с детьми и родителями, развивающие и дидактические  игры,  наглядные пособия: «Обучающие пирамиды», «Ящик ощущений», «Телефон Лесовичка».

Подобрала  дидактический и демонстрационный материал (муляжи овощей и фруктов,  картины, гербарий), обучающие видеофильмы «Животные наши друзья», «Летом в лесу».

Собрана  «Копилка педагогического мастерства» - ряд конспектов мероприятий, картотеки бесед и прогулок, макеты,  стихотворений и загадок, игр, развлечений, досугов для детей разного возраста.

Оформлены: библиотека «Юного эколога», в которой  представлена и художественная детская литература о природе – книжки  А. Пушкина, Ф. Тютчева,  А. Майкова, К. Ушинского,  М. Пришвина, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева;   «Жалобная книга природы», альбомы по временам года, составила картотеки: загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, опытов и экспериментов, художественного слова, дидактических и коммуникативных игр, физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых игр.

На  территории детского сада имеется экологическая тропинка, с указанием видовых точек,  огород, «аптека на грядке», разбиты альпийская горка, цветники – все это способствует формированию экологических представлений дошкольников. Установлен  «птичий столб», который круглый год привлекает  пернатых и позволяет вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой в его кормушку дети кладут корм, летом в водопойный желобок наливают воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленном на его верхушке. Поэтому стараюсь, чтобы ознакомление  детей с природой проходило через постоянное непосредственное  «живое» общение с ней.

Таким образом, эколого-предметно-развивающую среду в своей группе строю с опорой  на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и мною  и с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Деятельность с дошкольниками

Эколого-педагогическую работу  c  дошкольниками я  начала  с  изучения  методической  литературы.  После  отбора  образовательного  содержания составила    перспективный  план  по трем блокам: 

- специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого с детьми в режиме дня;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Определила следующие этапы работы:

Этапы работы:

Первый этап работы – это уточнение представлений детей о целостной картине окружающего мира, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей экологических знаний проводится в начале и конце учебного года. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает мне определить знания и навыки детей, уровень их возможностей. Результаты диагностики фиксируют по годам обучения. В индивидуальные и сводные карты вношу результаты изучения экологической грамотности дошкольников.

На основе этих результатов организуют  групповые занятия или провожу индивидуальную  работу.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых элементарных научных экологических знаний, навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе посредством наблюдений, бесед, экскурсий, игр, практической деятельностью, организованной системой занятий.

Третий этап – формирование сознательного отношения к миру природы, освоение элементарных норм поведения по отношению к природе. Чем старше группа, тем легче проводить работу в этом направлении. Однако, я заметила, что в младших группах лучше  в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение осознанно правильного отношения к природе.

Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь. Ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. А вот готовность отвечать за свои поступки идет позже. Следовательно, поставила задачу на этом этапе: формировать в подрастающем человеке эту готовность, почву к ней.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т.к. эти качества во многом помогают личности правильно ориентироваться в мире природы. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство ею  подведут детей к пониманию, умению предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Во время реализации, которых придерживалась общих дидактических принципов:

-Системность (при формировании знаний у дошкольников каждое последующее представление или понятие вытекало из предыдущего) 

-Последовательность и постепенность (экологические знания давала постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации, каждая новая ступень обучения опирается на уже усвоенные знания).

-Дифференцированный подход.

-Развивающее обучение  (не  заставляю  детей зазубривать сложные термины, определения, схемы.  Моей   задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детей экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе.

 И как результат – осознанно вести себя в окружающей среде).

-Доступность (весь материал излагаю в доступной для детей форме). 

-Научность (знакомлю дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования основ их мировоззрения).

-Возрастная  адресованность.  (использую для работы одно и тоже содержание в разных возрастных группах, но только с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).

-Деятельности  (включаю воспитанников в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).

-Интеграции  (применяю интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе).

-Принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах обучения воспитываю у детей экологическую культуру).

-Наглядности (использую наглядные средства: плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, дети имеют возможность сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию) 

-Гуманистичности (экологическое воспитании и обучение провожу на основе взаимосотрудничества, используя личностно-ориентированную модель, диалоговую форму обучения, ребенок становится равноправным членом обсуждения)

-Преемственность (реализую данный принцип во взаимодействии с родителями)

-Регионализм (формирую экологические представления, навыки экологически грамотного поведения, соответствующее  отношение к окружающей среде на основе ближайшего окружения).

Реализуя первый этап, подобрав инструментарий для выявления  уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков дошкольников провела в виде беседы, наблюдений, игр – занятий тестирование. Итоги, которого показали, что у большинства детей не сформированы элементарные экологические знания, доступные их пониманию, навыки экологически грамотного поведения в природе.

Далее составила по всем возрастным группам перспективный план работы выбрала методы и приемы: практические (труд, опыты), познавательные (наблюдение, словесный, наглядный), отобразительные (моделирование, игра, изодеятельность), интерактивный метод обучения.

Разработала модели: организованной формы обучения дошкольников, совместной деятельности с детьми, самостоятельной деятельности детей

Для  более  успешного  усвоения  материала  я  использовала  такие  формы  работы,  как  интегрированные  занятия,  опытническая  и  экспериментальная  деятельность,  просмотр  видеофильмов,  телепередач,  прохождение  специально  разработанного  индивидуального  экологического  маршрута,  организация  «экологической  тропинки», проведение  экологических  праздников.      

Эффективное решение задач экологического образования определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной и самостоятельной деятельности детей.

Наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. 

Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого мое  взаимодействие и детей строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы. Полученный опыт обобщается и переносится детьми в самостоятельную деятельность.

Важным компонентом является и самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с ее объектами. Важно создать эмоциональный контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно побродит, поищет что-то необычное, послушает пение птиц или просто поглядит вокруг себя.

В   младшем   дошкольном   возрасте обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Дети  в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают мой ласковый разговор  с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух — трех детей участвовать в поливе комнатных растений  говорю: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли?(осматриваю растения) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (трогаю  землю в горшке) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их».  Даю  каждому ребенку лейку, в которой немного воды, вместе поливая, приговариваю: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей, сколько хочешь, и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают мою речь, наблюдают за действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Я  на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях — показывая образец взаимодействия с природой.

Постепенно мои функции, как воспитателя  и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной. В средней группе я и дети действуем вместе, хотя приоритет принадлежит мне, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает,  становится  возможным  их дежурство в мини-центре природы. Я с детьми меняюсь ролями: дети делают все необходимое сами, а я им только помогаю (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу». И  обязательно я отмечаю все достижения детей, хвалю их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Ведущей  формой организации работы по экологическому воспитанию дошкольников является непосредственная образовательная деятельность, позволяющая формировать знания детей в системе и последовательности, с учетом их возрастных способностей и природного окружения.

Во время НОД дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Образовательную деятельность планирую таким образом, чтобы каждый ребенок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

В систему экологического развития детей включаю занятия не только познавательного цикла, но и, применяя интегрированный подход, по художественно-продуктивной деятельности, музыкальному, трудовому воспитанию, речевому развитию - ведь  экологическое воспитание охватывает все виды деятельности: ребенок, полученные знания пропускает через продуктивную деятельность, а затем применяет в играх и повседневной жизни.

Использую  специальные виды занятий:

1-й ВИД ЗАНЯТИЙ. Первично-ознакомительные (происходит первичное ознакомление детей с конкретными животными и растениями, основной вид деятельности наблюдения, экскурсии в природу)

2-й ВИД ЗАНЯТИЙ. Трудовой (формирование представлений и элементарных навыков ухода за живыми объектами в процессе их выращивания, основной вид - практическая деятельность самих детей с объектами природы и предметами ухода за ними, ознакомление с условиями их существования)

3-й ВИД ЗАНЯТИЙ. Углубленно-познавательный (выявление и показ причинной связи между растениями, животными и внешней средой, основные методы обучения: элементарное экспериментирование с объектами природы, логично построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинно-следственных связей в природе)

 Вся непосредственная образовательная деятельность взаимосвязана и усложняется как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники.

Использование интерактивных форм занятий: деловая игра «Что? Где? Когда?», конкурс знатоков природы, занятие-путешествие, занятие-викторина, комплексное, контрольно-проверочное занятия с детьми способствует развитию познаний окружающего мира природы, развитию творческой инициативы каждого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте, учитывая, что у детей наглядно-образное мышление большое  внимание  уделяла закреплению, уточнению, полученных представлений во время наблюдений,   красоте,  сути  предмета  или  явления,  общему  впечатлению.  Старшим  дошкольникам  давала  возможность  больше самим  мыслить,  анализировать,  находить  причинно-следственные  связи,  рассматривать  явление  и  предмет  в  его  многообразии  с  разных  сторон.  Например,  при  изучении  темы  «Птицы»  ставила  задачи  для  детей младшего  возраста: формировать  знания  о   птицах,  показать  их  характерные  особенности,  воспитывать бережное отношение к птице;  для  детей старшего  возраста: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.

Для ознакомления детей с окружающей природой, при проведении непосредственной образовательной деятельности использую:

-Картины, плакаты, иллюстрации;

-Макеты климатических зон;

-Сюжетные картинки, с изображением правил поведения в природе;

-Модели;

-Кукольные персонажи;

-Разные  картинки, кубики, мозаики;

Многообразие дидактического материала, логично выстроенная система занятий позволяет максимально эффективно наблюдать за природой не только во время занятий, но и в процессе свободной деятельности детей, в различных играх, викторинах. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал, способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Для закрепления знаний детей провожу викторины, КВНы, разучиваются стихотворения, решаются ребусы, кроссворды, использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, дети - они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру.

Стало  традицией проведение на основе интегрированного подхода в соответствии с возрастом детей экологических недель «Войди в природу другом», проектов «Сбережем родную природу», «Расти лучок»,  «Мой родной край». В ходе работы по проектам дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. К выполнению проектов привлекаю и родителей.

Большую роль отвожу  практической, исследовательской  деятельности детей в природных условиях. Дошкольники с удовольствием занимаются экспериментальной деятельностью, знакомятся не только со свойствами песка и воды, но и земли, глины, воздуха. Учатся  формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений. Для самостоятельной исследовательской деятельности разработала пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов. В результате этой деятельности они закрепляют знания о свойствах неживой природы.

Экологические знания дети получают не только на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, проведении опытов, на занятиях по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, в играх и при решении логических задач, во время работы в мини-центре природы, на огороде. Охватывая все виды детской деятельности решаются определенные задачи: прививать детям первоначальные знания, умения и навыки экологически грамотного поведения в природе,  формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы, учить детей быть милосердными, любить и беречь природу,

На  занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети, знакомясь с произведениями разных писателей В.Бианки, М.Пришвин, Е. Чарушин, Н.Сладков, восхищаются красотой природы. Во время тематических занятий по рисованию «В гостях у Лесовичка», «Ромашковый букет»  дети слушают «звуки природы»  и работы у них получаются намного лучше.

Значительное место отвожу таким практическим формам обучения как: наблюдения, экскурсии, ежедневные и  целевые прогулки. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. В общении с природой у ребят расширяются экологические представления, развиваются  любознательность и наблюдательность, умение связно излагать свои впечатления об увиденном, появляется интерес к природе, труду, пробуждается чувство прекрасного.

Самое действенное средство - частые, непосредственные наблюдения. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Во время наблюдений формирую отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания, развиваю в детях  наблюдательность, стойкий интерес к природе, задаю четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное - хвалю за правильный ответ, тем самым стимулируя дальнейший поиск информации.  На протяжении учебного года провожу  следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за елью, зимующими птицами на участке (зимой); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Данные  циклы наблюдений создают у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивают умения взаимодействовать с ней.

На прогулках и экскурсиях учу детей видеть красоту окружающей природы (солнечное утро, дождливый осенний день), понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранительных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение водоёмов, вырубка леса). Подвожу  детей к пониманию того, что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту, вызывая тем самым у них желание участвовать в её создании.  Посезонно с детьми выезжаем  в областной эколого-биологический центр, совместно с родителями на реку Зея, выходим в близлежащую рощу (в районе СОШ №10), краеведческий музей, путешествуем по экологической тропинке, расположенной на территории детского сада.  Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в разное время года, учу ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться и охранять. Ребята  приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной, так и созданной человеком, учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений, за которыми они ухаживают в мини-центре природы и на участке.

В каждой возрастной группе целевые прогулки, экскурсии предусматривают свои темы, задачи и периодичность проведения. Каждое знакомство с природой стараюсь превратить в урок развития детского творчества - после  экскурсий и прогулок предлагаю детям нарисовать рисунки, а собранный детьми разнообразный природный материал используется для изготовления поделок.

Старших дошкольников  включаю в природоохранные  акции, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность.

К ним относятся «Берегите природу», «Покормите птиц зимой»,  «Цветочная фантазия»,  «Зеленая елочка - живая иголочка». Ежегодно весной и осенью  на участке для прогулок  проводится субботник, на котором родители  окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают - собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья.

Акции, как правило, провожу совместно с родителями,  приуроченные  к каким-либо датам («День воды», «День Земли»), сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют воспитательное воздействие на дошкольников (понимают ценность, значение воды для жизни всех живых существ, бережное и экономное её расходование) и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Поэтому  праздники и досуги провожу регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок, используя в сценариях материал, который детям хорошо знаком. Проводимые праздники стараюсь приурочить и к определенной дате: «Синичкин день», «Праздник прилёта птиц», «День  воды», «Вальс цветов», «Осенины».  Один из наиболее значимых праздников – это праздник, посвященный Дню Земли, он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.

Экологическое воспитание дошкольников  будет эффективным лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой, поэтому в работе  с детьми  придаю  большое значение игровым технологиям. Самым  действенным методом доведения до детей элементарных норм поведения по отношению к природе является игра, в которой  они сами  участвуют.

Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, свои действия по отношению к окружающему миру. Экологические игры в свою очередь помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений;  участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.  Дети очень любят играть в путешествия «Цветочная страна», «Подводный мир» в процессе которых узнают много нового. Они отдаются игре, она их захватывает, поэтому я заранее продумываю все игровые приёмы, способы поддержания воображаемой ситуации и выполнения одной из ролей. Такая тщательная подготовка оборачивалась увлекательной игрой, высоким эмоциональным накалом детей, надёжным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.  Кроме игровых обучающих ситуаций использую разнообразные дидактические игры экологического содержания, так как в них  заложены большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру.

Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.  Игры подбираю таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой и неживой природе, учу их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация. Детям очень интересны дидактические игры-схемы, которые они самостоятельно выкладывают, например: «Что такое природа?», «Почему так бывает» (связь живой и неживой природы), «Путаница», «Домашние и дикие животные». Интересны им и игры-перфокарты: «Экологический светофор» (правила поведения в природе), «Угадай, чей след», «Скорая помощь», «Экологический экран» и другие.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в играх применяю наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, вовлекаю всех детей в решение единой задачи. Очень часто в своей практике  прибегаю к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого иногда переодеваюсь и сама.  При помощи этого сказочного героя провожу  такие  игры как «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство», часто сопровождая музыкальным оформлением.  Изготовленные  мною  макеты «Пустыня»,  «Животные разных климатических зон» позволяют решать экологические задачи через сюжетные игры.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например,  использую  игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение  представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы.  У ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей, даёт возможность активно действовать, поэтому и доставляет большую радость.

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует организация кружковой работы «В мире растений и животных».

Цель кружковой работы: формирование и систематизация знаний дошкольников о разнообразии растительного и животного мира.

Задачи:

  • Уточнять и расширять экологические представления дошкольников о растениях и животных, их взаимосвязях.
  • Систематизировать знания детей о том, что растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на земле.
  • Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.
  • Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

Формы работы

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Наблюдения  в природе

3. Практическая работа

4.Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы)

Результат реализации кружковой работы:

 Систематизированы знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений, животных  в природе и жизни человека;

Сформированы  у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

У детей развит познавательный интерес к природе, умеют видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, имеют  представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.

-У детей  сформировано  бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними

- Дети выполняют  трудовые поручения по уходу за растениями.

-Уровень знаний, умений и навыков дошкольников составил в 2015 году: высокий уровень 40%, норма – 50%, ниже нормы -10%

Занимаясь вопросами экологического воспитания с детьми группы, стараюсь сделать это обучение интересным, увлекательным. В связи с этим нахожу новую, интересную литературу по этому разделу, высказывания различных современных педагогов.

Изо дня в день учу детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии.  В  результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы.

За последние четыре года были получены положительные результаты  развития экологических представлений у детей дошкольного возраста, выявленные на основе мониторинга. Начальная экологическая компетентность дошкольника определялась, как готовность самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологических представлений, умений. Определила уровень овладения познавательными и практическими умениями. Выяснила, умеют ли дети принимать цель деятельности экологического содержания, его особенности. В ходе мониторинга выявлялась положительная динамика уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Характерным достижением для большинства детей к концу дошкольного возраста является:

  • ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения;
  • ребенок видит многообразное значение природы, признает ценность жизни, видит связи живого с условиями среды и другими живыми существами;
  • имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях, стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников;

  • с радостью помогает всему живому, ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома. Качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата (в пределах освоенных умений).
  •  мониторинг качества знаний по направлению свидетельствует о высоком  уровне  сформированности экологических представлений у дошкольников.

Работая с детьми,  я считаю, что самое  главное в экологическом воспитании дошкольников – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать родителей, пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.

Поэтому вопросы экологического воспитания дошкольников, положительное формирование у них начал экологической культуры, невозможно без помощи и поддержки семьи   

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Часто сталкиваясь с пренебрежительным отношением родителей к требованиям, которые я предлагаю детям с точки зрения экологического образования я составила план их экологического просвещения.  Разработала  консультации «Воспитание доброты к природе», рекомендации «Если в семье собака или кошка», полезные советы, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, организовала  «Экологическую почту».  

Проведя анкетирование  выяснив отношение родителей  к данному вопросу, работу строю в двух направлениях: педагог – родитель, педагог - ребенок – родитель, поставив  первостепенной задачей  показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Во время  проведения  родительских  собраний на тему «Азбука экологического воспитания», «Экологическое воспитание дошкольников в семье»  объясняла родителям, что ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача  взрослых: родителей, педагогов. И  сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.

Работу с родителями веду постепенно, непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых.  Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию систематически организуются конкурсы: «Удивительное  рядом», «Яркие краски осени», «Рекорды природы», «Природа и фантазия». Проводим выставки совместных рисунков, плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего края», выпуск семейной газеты «Наши домашние питомцы»,  «Родной край, любимые места», привлекаю родителей к участию в оформлении мини-центра природы, в природоохранных акциях («Берегиня», уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек). Родители принимают активное участие в совместных экологических праздниках «Мис-Осень». Совместно  с детьми родители изготавливают поделки, создают разные коллекции, гербарии, такая  деятельность пробуждает у детей интерес к разнообразному миру природы, развивает фантазию, побуждает к трудовой, художественной деятельности.

Регулярно предлагаю родителям серию наблюдений в природе и специальные задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться пейзажем, благодаря этому дети и родители учатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического сознания человека. Детей  необходимо не только просвещать, но и учить собственным примером, как вести себя в природе: убрать мусор, «полечить» сломанную ветку дерева.  Для этого совместно с родителями составили правила поведения в природе, оформив их в виде книжки-малышки.  Для приобретения родителями опыта поведения в природной среде провела круглого стола на тему: «Сбережем родную природу» с использованием словесных ситуаций. После обсуждения этих ситуаций сделали вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение взрослого  в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.

Используя  такую форму работы с семьей, как бюро педагогических услуг или «Жалобная книга природы», где рассматриваю практические советы по какой-либо узкой теме. Родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же предлагаю родителям серии вопросов, которые они должны решить вместе с ребенком дома, на природе. Помещаю логические задачи, например: на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать? Дети совместно с родителями знакомятся с народными приметами. Например: проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - объясните ребенку, почему так говорят.

Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями: практические занятия в нетрадиционной форме «Калейдоскоп природы», «Звёздный час», «Брейн –ринг», деловые игры «Что? Где? Когда?»,  «Пробежимся по проблемам», ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Подводя итоги, хочется отметить, что экологическая культура дошкольников является результатом освоения ими в ходе экологического воспитания доступного содержания ценностей экологической культуры и выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.

Проведенная мной работа по воспитанию экологической культуры дошкольников оправдала себя: у детей сформировались необходимые знания, представления, умения и навыки при воспитании экологической культуры.

Показателями эффективности моей работы стало следующее:

  • У детей возник познавательный интерес к объектам природы.
  • Сформировались трудовые навыки.
  • Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе.
  • Освоили нормы поведения в природном окружении.
  • Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.
  • Налажен контакт с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг с ребенком на природе

Сообщение для родителей...

"РЕБЕНОК НА ПРИРОДЕ" консультация дл родителей

консультация для родителей в контексте "Ребенок и природа"...

Досуг с ребенком на природе

Клнсультация для родителей детей старшей и подготовительной групп....

Презентация по экологическому воспитанию "Современный ребенок и природа"

Презентация по экологическому воспитанию "Современный ребенок и природа"...

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...

Конспект ОД для детей подготовительной группы на тему: «Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе» (Основы православной культуры)

Цель занятия - пробудить интерес детей к окружающему миру, как дару Божьему человеку. Занятие вводит детей в православное понимание мира, привлекает внимание детей к разнообразию форм о...

Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"

Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....