Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Себель Екатерина Сергеевна

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и чело   века. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа опытно – экспериментальной

деятельности дошкольников

 

 

                                                                                                                                                    Воспитатель: Е.С. Себель

  Введение  

«Усваиваются всё крепко и надолго,

когда ребёнок слышит, видит и делает сам»

                                                                    (Р. Эмерсон)

        В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Подьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

      Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества.  Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо  каким - либо способом.  Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

      Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент.

Мониторинг – система организации сбора, хранения и обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.

Познавательная деятельность – деятельность, направленная на овладение знаниями.

Развивающее обучение – способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

             

Пояснительная записка:

       Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и чело   века. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Цель:

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка  дошкольного возраста средствами  эксперимента.

3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

5. Создание предпосылок формирования  практических и умственных действий.

 

Задачи:

1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость).

5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении  экспериментов.

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

10.  Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать  вывод.

Проблема:

Принципы реализации программы:

  1. Развивающее обучения;
  2. Научности;
  3. Целостности;
  4. Систематичность и последовательность;
  5. Индивидуально-личностной ориентации воспитания.
  6. Доступность;
  7. Результативность.

В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Воспитатель: Е. С. Себель

Цель:

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка  дошкольного возраста средствами  эксперимента.

3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

5. Создание предпосылок формирования  практических и умственных действий.

 

Задачи:

1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость).

5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении  экспериментов.

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

10.  Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать  вывод.

Планируемый результат:

1.Проявлять  устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2.Выдвигать предположения, способы решения;

3.Самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их назначением, качествами  и свойствами;

4.Проявлять инициативу и творчество;

5.В диалоге со взрослыми  объяснить ход деятельности, делать вывод.

Пояснительная записка

         Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Направление и вид деятельности

Образовательная область

Выводы и примечания

Возраст детей

Сентябрь

1

Тема: Песок, глина – наши помощники.  

Цель: уточнить  представления о свойствах песка и глины.

Экспериментирование с песком и глиной.

Образовательная ситуация.

Экспериментирование на прогулке.

Социализация, коммуникация, познание, безопасность.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет.

Средняя группа

2

Тема: «Угадай растение».  

Цель: учить описывать внешний вид растения.

Сбор осенних листьев для гербария.

Труд в природе.

Наблюдение за жизнью растений.

Социализация, коммуникация, познание, труд.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Зарисовка опыта.

2 младшая группа

3

Тема: Этот удивительный воздух.

Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация.

Наблюдение на прогулке за ветром.

Социализация, коммуникация, познание.

Вывод: воздух может быть чистым и грязным.

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью  флюгера.

Подготовительная группа

4

Тема: С водой и без воды.

Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода).

Игра «Угадай растение».  Цель: учить детей описывать растение, используя схему описания.

Наблюдение за жизнью растений

Экологическая игра

Социализация, коммуникация, познание.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых поливается, а другое не поливается. Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива  зарисовывают.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

Вывод. Растения без воды жить не могут.

Старшая группа

5

Тема: Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

Беседа.

Социализация, коммуникация, познание.

Домашнее задание:  провести опыт в домашних условиях по растворимости веществ.

2 младшая группа

Октябрь

1

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Экспериментирование с предметами

Опыт

Социализация, коммуникация, познание, труд.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов обсудить с воспитателем. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

Подготовительная группа

2

Тема: Два магнита.  

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт

Социализация, коммуникация, познание, труд.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов обсудить с воспитателем. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

Старшая группа

3

Тема: Песок, глина.        

Познание: развитие любознатель-

ности, расширение представлений о свойствах песка, глины.

Умеют называть свойства песка и глины.

Цель: учить выделять свойства песка и глины

( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.        

Экспериментирование с предметами.

Социализация, коммуникация, познание, труд.        

Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

2 младшая группа

4

Тема: Путешествие капелькой.        

Цель: Создать   целостное представление о воде, как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде.        

Наблюдение.

Опыт.

Социализация, коммуникация, познание.

Дети делают вывод о воде. Умеют давать ответ на вопрос воспитателя.

Средняя группа

Ноябрь

1

Тема: Термометр и температура.

Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Социализация, коммуникация, познание, безопасность.

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.

Подготовительная группа

2

Тема: Замерзание воды.

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека. Измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды).

Экспериментирование с водой

Опыт

Дидактическая игра

Исследовательская деятельность на прогулке

Социализация, коммуникация, познание, труд.

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед.

Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды.

Старшая группа

3

Тема: Световой луч.

Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей.

Теневой театр «Репка».  Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.

Экспериментирование с предметами.

Образовательная ситуация

Игровая деятельность

Экспериментирование на прогулке

Социализация, коммуникация, познание, труд.

Вывод: световое пятно  (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот.

Средняя группа

4

Тема: Стекло, его качества и свойства.        

Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина. прозрачность и свойства : хрупкость).        

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов.

Экспериментирование с предметами.

Образовательная ситуация.

Социализация, коммуникация, познание, труд.

 Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

2 младшая группа

5

Тема:  Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

Цель: познакомить с необходимыми правилами поддерживания интереса к экспериментальной деятельности.

Беседа.

Социализация, коммуникация, познание.

Вывод: систиматически оказывать помощь в проведение экспирементов с детьми.

Старшая группа

Декабрь

1

Тема: Почему идет снег?

Цель: Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Опыты со снегом

Образовательная ситуация.

Наблюдение на прогулке.

Словесная игра

Социализация, коммуникация, познание, труд

Вывод: снег бывает   мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках.

Зарисовка снежинок.

2 младшая группа.

2

Тема: Мир ткани.

Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Социализация, коммуникация, познание, труд.

Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.

Подготовительная группа.

3

Тема: Мир бумаги.

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Беседа

Социализация, коммуникация, познание.

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.

Старшая группа.

4

Тема: Снег, его свойства.  

Цель: выявить свойства снега

Опыты со снегом

Образовательная ситуация

Наблюдение на прогулке

Социализация, коммуникация, познание, труд.

Вывод: снег бывает   мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках.

Зарисовка снежинок

Средняя группа

Январь

1

Тема: Тонет – не тонет.

Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация.

Игра – экспериментирование

Социализация, коммуникация, познание, труд.

Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть.

Независимо от размера. Металлические предметы тонут, потому что они тяжелые.

Старшая группа

2

Тема: Плавающие и тонущие предметы

Цель: Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает.        

Образовательная ситуация

Беседа.

Опыт.

Социализация, коммуникация, познание, труд

Дети умеют классифицировать предметы на группы: тонущие и не тонущие.

Средняя группа

3

Тема: Ветер, ветер ветерок.

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Образовательная ситуация

Беседа.

Опыт.

Познание, коммуникация.

Умеют узнавать направление ветра.

2 младшая

4

Тема: Легкая пластмасса.

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

Тема: что из чего сделано?

Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Социализация, коммуникация, познание.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается).

Подгото-

вительная группа

Февраль

1

Тема:  Какие условия нужны растению для хорошего роста?  

Цель: выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

Наблюдение за жизнью растений

Социализация, коммуникация, познание, труд.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету,  а третья –  без воды и света. Наблюдения за состоянием растений в зарисовывают на протяжении 3 недель.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

Старшая группа

2

Тема: Металл и пластмасса.

Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Экспериментирование с предметами.

Опыт

Социализация, коммуникация, познание.

Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие.

Подготови-тельная группа

3

Тема: Песочная страна.

Цель: Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.        

Экспериментирование с предметами

Опыт

Познание, коммуникация.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования. Умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

2 младшая

группа

4

Тема: Значение воды в жизни растений.

Цель: Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.        

Наблюдение.

Опыт.

Познание, коммуникация

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов.

Средняя

группа

Март

1

Тема: Волшебная рукавичка.

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри).

Экспериментирова-ние с предметами.

Опыт.

Познание, коммуникация, социализация.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

2 младшая

2

Тема: Плавающее перо.

Цель: Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.        

Экспериментирование.

Образовательная ситуация.

Познание

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Средняя

группа

3

Тема: Световой луч.

Цель: наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером -  от света фонарей.

Экспериментирование с предметами.

Образовательная ситуация.

Игровая деятельность.

Экспериментирование на прогулке.

Вывод: световое пятно  (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот.

Старшая группа

4

Тема: Наши помощники– глаза.

 Цель: познакомить со строением  глаза, функцией его частей,

помочь понять с помощью опыта, почему человек имеет два глаза,

 воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Человек

Образовательная ситуация

Опыт

Беседа

Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.

Подгото-

вительная группа

Апрель

1

Тема: Волшебная кисточка.        

Цель: Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.        

Художественное творчество.

Коммуникация, труд.

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

2 младшая

2

Тема: С водой и без воды.        

Цель: Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло).        

Экспериментирование.

Образовательная ситуация.

Коммуникация.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

Средняя

группа

3

Тема: Свойства воды.

Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.

Игра «Хорошо – плохо».  

Цель: выявить положительные  и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Экспериментирование с водой.

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Социализация, коммуникация, познание.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков,  обозначающих данные свойства воды.

Старшая группа.

4

Тема: Определение пищи на вкус.

Цель: учить определять пищу на вкус, продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека.

Человек

Образовательная ситуация

Социализация, коммуникация, познание.

Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно»

Подгото-

вительная группа

Май

1

Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей.

Цель: Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Образовательная ситуация

Социализация, коммуникация, познание.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. Строят предложения грамматически правильно.

Средняя

группа

2

Тема: Песочная страна.

Цель: Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.        

Образовательная ситуация.

Социализация, коммуникация, познание.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

2 младшая

группа

3

Тема: Металл и пластмасса.

 

Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Экспериментирование с предметами

Опыт

Социализация, коммуникация, познание.

Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие

Старшая группа

4

Тема: куда исчезает вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, наличие ветра).

 Развивать воображение, творческие способности.

Сказка «Путешествие капельки»

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить представления о круговороте воды в природе.

Экспериментирование с водой

Опыт

Игра-имитация

Чтение художественной литературы

Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений.

Вывод:  вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер – сквозняк), в последнюю очередь в тумбе (там прохладно, нет сквозняка).

Подготовительная группа

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  3. «Добро пожаловать в экологию»! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А. Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
  4. Иванова И.А. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  5. «Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  6. « От  рождения до  школы»   программа  под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...