Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. Тема занятия: "Тайна Чёрного моря"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Кетова Елена Станиславовна

    Конспект занятия предназначен для ознакомления детей старшей группы с обитаталями Чёрного моря.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

    Тема занятия. "Тайна Чёрного моря"

                                                                                       Подготовил  воспитатель первой  

                                                                                        квалификационной категории

                                                                                        Кетова Елена Станиславовна

                                                                                                                          Стаж работы: 10 лет

         Цели и задачи: привлекать дошкольников к наблюдениям и предметно- практическим действиям экологической направленности, закреплять и расширять знания детей о морских жителях (названия, вид, питание, строение тела), совершенствовать навыки логического мышление. Учить узнавать морских обитателей по характерным признакам. Уточнить знания дошкольников о морском  виде транспорта и познакомить детей о подводном снаряжении аквалангистов. Закрепить умения выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём   сравнения. Развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно- образное мышление, целостность восприятия. Активировать и обогащать словарный запас о морских жителях. Совершенствовать монологическую речь, а также развивать навыки объяснительной и диалогической речи. Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы, развивать мелкую моторику рук, ловкость движений кисти во время конструирования из бумаги в технике «квиллинг». Совершенствовать тактильную чувствительность. Прививать любовь, заботливое и бережное отношением к флоре и фауне Чёрного моря, формировать уважение к живой природе, в частности к животным морского мира.

         Словарная работа. Акваланг, аквалангист, брызгальца, щупальца, нагубник.

         Оборудование. Эстетически оформленные иллюстрации морских обитателей (дельфины, акулы, рыба-камбала, морской конёк, морской ёж, рыба-скат, рыба-бычок, медузы, краб, морской окунь, кефаль, чайки, морские водоросли), подводные маски для каждого ребёнка, акваланги cделанные из пластиковых бутылок и покрашены в жёлтый цвет для каждого ребёнка, конструкция корабля, синяя или голубая ткань, морские камушки, ракушки, морской песок, наборы бумаги для «квиллинга», клей, влажные салфетки.

          Предварительная работа.

    - Беседа с детьми о морских обитателях.

    - Чтение познавательной литературы о Чёрном море.

    - Просмотр фрагмента документального фильма «Жители Чёрного моря».

                           Ход непосредственной образовательной деятельности

    (Воспитатель с детьми  заходит в зал, читает стихотворение под музыкальное сопровождение)

    Наш город омывается Черным морем,

    Оно словно синего неба кайма

    Ладошку к глазам поднесём вдалеке,

    На двух берегах голубеют дома.

    На море мы смотрим, оно видит нас,

    Зелёные тени, и золото дня,

    И белые чайки над голубизной,

    И мост отражается вместе с тобой.

    А вниз погляжу – корабли под тобой,

    Играют тяжелой прозрачной волной,

    Рукой помаши им, ведь те корабли,

    В наш город людей отдыхать привезли.

    Дети приветствуют гостей.

    Дети. Здравствуйте,  милые люди,

    Мы рады приветствовать ВАС!

    Воспитатель. Ребята, все гости уже возле моря,

    Стоят и любуются тихим прибоем,

    Давайте поможем им разглядеть

    Красу малой Родины – вашей души.

    (Звучит спокойная, нежная мелодия).

    Воспитатель обращает внимание детей на дельфина, который зовёт детей.

    Воспитатель. Посмотрите, кто это там вдалеке?

    Дети. Да это же дельфин.

    Воспитатель. А сколько видов дельфинов вы знаете.

    Дети.  Афалина, белобочка, азовка её ещё называют морской свиньёй.

    Воспитатель.  Нам встретился  какой дельфин?

    Дети. Нам встретился дельфин-афалина.

    (Звучит фонограмма звуков дельфинов, их скрежет).

    Воспитатель. Он что-то нам говорит. Я понимаю язык дельфинов, сейчас я вам переведу.

    Дельфин приветствует нас и хочет с нами поиграть.

    Проводится дидактическая игра «Дельфин» ( звучит шум моря)

    Пока мы будем говорить слова, вы должны быстро передавать дельфина из рук в руки. А тот, в чьих руках окажется дельфин, когда слова закончатся, должен сказать нам что-нибудь о дельфинах. Например: «дельфин –  это морское животное, а не рыба», или «дельфины хорошо видят и слышат, но не чувствуют запахов». А теперь послушайте слова и начнем игру.

    (Дети играют игрушечным дельфином).

    Ты плыви, морской дельфинчик,
    Быстро-быстро по волнам.
    У кого дельфин остался,
    Тот сейчас расскажет нам.

    Дети. Дельфины дышат лёгкими, а не жабрами.

    - Дельфины живут стаями.

    - Дельфины млекопитающие животные, потому что кормят своих детёнышей  

      молоком.

     -Дельфины хищные животные, потому что питаются рыбой.

     - Дельфины спасают тонущих людей.

     - Дельфины лечат людей.

    (Звучат звуки дельфинов).

    Воспитатель. Дельфин нас приглашает  совершить морское путешествие. Ребята, но на чем мы можем отправиться в путешествие? Нам дельфин оставил подсказку. И она храниться в этих загадочных необыкновенных пазлах, которые соберем и узнаем на каком же транспорте мы отправимся в морское путешествие.

    На столах расположен в хаотичном порядке крупный пазл. 

    Дети собирают картинки  и выясняют на каком транспорте поплывут (Это корабль).

    Воспитатель. Верно, мы поплывём на корабле. К какому виду  транспорта относится корабль?

    Дети.  Корабль относится к водному виду транспорта.

    Воспитатель. А какой ещё транспорт относится к водному?

    Дети. Катер, моторная лодка, водный мотоцикл, пароход, яхта, батискаф, подводная лодка, теплоход. (Звучит фонограмма «Шум моря»).

    Воспитатель. Верно, молодцы.

    (Воспитатель перевоплощается в капитана корабля. За ширмой воспитатель одевает китель и капитанскую фуражку. Теперь он капитан.).

    Капитан. Капитан первого ранга рад приветствовать вас и предложить вам совершить морское путешествие. Прошу занять свои места на корабле. Назначаю помощника капитана Данила. А вы, ребята, матросы. Снять якорь, полный вперёд.

    Проводиться разминка на корабле.

    Если в море с курса сбился,

    Если ветер разозлился,

    Ты моряком отважным будь –

    Дельфин укажет верный путь!

    Чайки по небу кружат,

    Чайки с неба нам кричат –

     Буря, штиль или дожди

     Будут ждать нас впереди.        

     Все, что очень далеко,

     Все, что очень высоко,

     Что не видим мы порой,

     Видим мы в бинокль свой.

    Капитан. Расскажите мои юные матросы, а каким бывает море?

    Дети. Море бывает зелёным, синим, голубым, лазурным, светло-синим, чёрным, мечущимся, горбатым, поднимающимся, волнующим, спокойным, солёным, беспокойным.

    Капитан. Верно, настоящие матросы должны знать от чего зависит цвет и состояние моря?

    Дети.  Цвет моря зависит от погоды, песка, цвета водорослей, цвета морских обитателей.

    Капитан. Капитан - корабля  предлагает посмотреть, кто обитает на морском дне? Хотите?

    Дети. Да.

    Капитан. Что поможет попасть на дно моря?

    Дети. Подводная лодка, батискаф.

    Капитан. А ещё, мои отважные моряки, на дно моря можно попасть с помощью аквалангов. Это специальное снаряжение для подводного плавания. В  костюм аквалангиста входит: прорезиненный костюм и перчатки, ласты, маска, нагубник, баллоны с кислородом. Людей, которые плавают в этих костюмах  называют АКВАЛАНГИСТАМИ.

    Капитан. А сейчас мы оденем акваланги и превратимся в АКВАЛАНГИСТОВ.

     (Дети имитируют одевание подводного снаряжение, одевают акваланги и маски).

    (Звучит спокойная музыка)

    Как у гуся ласты

    На его ногах,

    Он, обычно, в маске

    Или же в очках,

    Сзади — два баллона,

    В баллонах — кислород,

    И, как - будто рыбка,

    Он в воде плывёт.

    Под музыкальное сопровождение открывается занавес. Дети оказались на морском дне, где на шторах на леске висят морские рыбы и медузы: корнерот и аурелия, бычки, барабуля, кефаль, морской конёк, морской окунь; в пространстве; медузы, акула-катран, кошачья акула, на дне: скат, камбала, морской ёж, морские звёзды. Детей встречает Золотая рыбка (воспитатель).

    Капитан . Мы с вами в морском царстве. А кто же нас встречает?

    Дети. Золотая рыбка.

    Золотая рыбка. Приветствую Вас, ГОСТИ ДОРОГИЕ, от имени жителей подводного царства и самого Подводного царя. Я Вам покажу все подводные богатства.

    - Посмотрите, как красиво в нашем царстве. - Что вы видите?

    Игра-беседа «Рыбы-дети воды»      

    Здесь много рыб. Кого из  представителей природы называют рыбами?

    - Как передвигаются рыбы? Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.

    - Почему рыбы могут жить только в воде? У рыб есть специальное приспособление для дыхания-жабры.

    - Чем похожи все рыбы? А чем они отличаются?

    - Ребята, а каких рыб называют хищными? Да, они питаются другими рыбами.

    - А не хищные рыбы чем питаются? (листьями, стеблями подводных растений)

    - Каких только удивительных рыб не водится в морях. Недаром говорят «Рыбы-дети воды»

    Дидактическая игра «Два обруча»

    Золотая рыбка предлагает разместить морских обитателях в двух озёрах. Если задание будет выполнено правильно, то морские обитатели будут чувствовать себя уютно.

    Задание: 

    1. В область красного обруча (озера) разместить хищных рыб.
    2. В область синего  обруча (озера) разместить не хищных рыб.

    Золотая рыбка хвалит детей, предлагает поиграть в новую игру.

    Речевая игра «Расскажи о морском обитателе».

    Задание:

    Дети должны из обруча (озера) взять морского обитателя и рассказать о нём.

    Морская звезда

    Она похожа на звезду, у неё пять лучей. В случае опасности морская звезда может отбросить часть своего тела. Она хищник питается моллюсками и морскими ежами

    Краб

    Крабы ползают по дну тёплых морей. У них широкое и короткое тело. У крабов пять пар ножек. Передние - клешни, ими краб может разрезать пищу на кусочки. Краб собирает всё, что попадается на пути: раковины, рыбьи головы, осколки стекла и складывает на спину. Так он спасается от врагов.

    Медуза

    У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика. Они похожи на студень. Медузы бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие. Они могут светиться в темноте, как фонарики. Зонтик и щупальца горят жёлто-оранжевым светом. Если на поверхность поднимается много медуз, кажется, что море пылает красным огнём.

    Электрический скат

    У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Скат быстро плавает, как будто он летает по воде.

    Морской ёж

    Тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат иголки. Иголки очень тонкие и острые. С помощью игл они защищаются от врагов и передвигаются. Маленькие рыбёшки прячутся в его иголках. Морские ежи ядовиты.

    (Выполняются движения с ёжиком (резиновые массажные мячики) в соответствии с текстом).

    Самомассаж "Морской ёж"

    Наш волшебный мудрый ёжик   - (прокатываем по левой руке)

    Не нашёл вводе дорожек.           - (прокатываем по правой руке)

    Ежик колет нам ладошки,             - (катаем между ладоней вертикально)
    Поиграем с ним немножко.


    Если будем с ним играть               - (катаем между ладоней горизонтально)
    Ручки будем развивать.


    Ловкими станут пальчики,           - (катаем между ладоней по кругу,
    Умными — девочки, мальчики.    правая рука  вверху)


    Ежик нам ладошки колет,            - (катаем между ладоней по кругу,
    Руки нам готовит к школе.              левая рука  вверху)

    Уходи, колючий ёж,                       - (убирают ёжика ).

    В море Черном, ты живёшь!

    Ёж ушёл к себе домой                   - (пальчики "шагают" по ладошке).
    Отдохнём и мы с тобой!

    Золотая рыбка. Молодцы ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, мне очень понравились ваши рассказы, вы очень внимательные ребята.

    Капитан. Сколько интересного мы услышали. А теперь, ребята, послушайте мою историю. Давным-давно все обитатели моря дружно вместе жили. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют моря, водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей болеют и они  могут погибнуть. Люди выбрасывают медуз на берег, играют ими. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?

    Дети: Не бросать мусор, бережно относится к  обитателям моря. Охранять и беречь природу.

    Золотая рыбка. Молодцы. Вижу знаете, как нужно беречь и охранять природу. В память о вашем путешествии от имени всех морских обитателях и от Морского царя хочу подарить вам шкатулку. Знаю, что вы очень умелые, любите творчество. В шкатулке волшебные, морские полоски, вы из них сделаете морских рыбок, будете ими играть, а если захотите можете их подарить, кому захотите.

    Капитан с детьми берут дары, благодарят и прощаются с Золотой рыбкой.

    Капитан. А нам пора возвращаться на берег. Готовимся к всплытию. Всплываем.

    (Дети с капитаном всплывают, снимают маски и акваланги, капитан перевоплощается в воспитателя)

    Пальчиковая гимнастика "Рыбки"

    Рыбка рыбке повторяла,

    Плавничками шевелила:

    "Чтобы быть здоровой, гладкой,

    Будем делать мы зарядку.

    Хвост направо, хвост налево,

    Мы стройны, как королевы.

    Будем хвостиком вилять:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Два подскока, три хлопка,

    Головою два кивка".

    Дети присаживаются за столы и из цветных полосок мастерят разноцветных рыбок.

    Воспитатель предлагает свою помощь детям, кто в ней нуждается.

    Дети заселяют рыбками морское дно, оформленное в виде картины.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)

    В данной работе представлен материал для ознакомления детей с русским народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ( с использованием игровых технологий) Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)

    В данной работе представлен материал для ознакомления детей с народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. «Подарите детям сказку».

    Цель: Развивать у детей творчество, фантазию и музыкальную память.Задачи: - закреплять умение складывать квадратный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба.- упражнять в умении правильно пользоват...

    Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы. Тема: «Подснежник»

         Конспект  интегрированного занятия с детьми  старшей группы...

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему «Моя любимая бабушка»

    Конспект интегрированного занятия   для детей старшей группы на тему «Моя любимая бабушка»...

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и развития речи) на тему «Осенний сон»

    Систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; продолжать учить детей составлять рассказы по представлению; учить использовать выразительные средства при рассказывании: учить детей само...