Главные вкладки

    Методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме:
    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ( с использованием игровых технологий) Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)

    В данной работе представлен материал для ознакомления детей с народным творчеством и развитием мелкой моторики рук.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkr_zan.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия

    для детей старшей группы

    Тема: «В гостях у Марьи Ивановны»

     (Народные куклы и игры, пословицы)

                                                                                    Воспитатель:

                                                                                    Шишкова Людмила Владимировна

    Цели занятия:

    Обучающие:

    -  Продолжать знакомить с русскими народными, куклами, обычаями, традициями.

    -  Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями.

    -  Совершенствовать общую и  мелкую моторику рук.

    -  Учить изготавливать куклу из ткани и ниток.

    -  Расширять активный словарь детей.

    -  Закреплять  знание русских народных игр.

    -  Закреплять знания пословиц о труде.

    Развивающие: 

    -  Развивать внимание.

    -  Развивать чувство ритма.

    -  Развивать творческие способности детей.

    -  Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

    -  Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитательные: 

    - Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

    - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    - Воспитывать терпеливость, усидчивость.

    Организация занятия:

    - Дети и Марья Ивановна в русских народных костюмах.

    - Печь, накрытый стол, предметы русского быта, скамейки, стулья, нитки, лоскуты хлопчатобумажной ткани, разной величины клубки ниток;  

    - Народные куклы: Кострома, Коза, Полено.

    - Музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Кострома», звуки  козы, колыбельная.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель

    Дети

    Звучит русская народная мелодия «Кострома».

    Дети заходят друг за другом, положив правую руку впереди идущему на плечо,  встают врассыпную.

    - Милости просим

    - И хлеб, соль по – старинному.

      (Хором)

    (Марья Ивановна угощает хлебом солью гостей).

    - Красны девицы, добры молодцы, малы ребятушки. Сегодня, я Марья Ивановна по русской традиции пригласила вас в гости на посиделки, где мы сможем отдохнуть, поразвлечься, хороводы поводить, да в народные игры поиграть.

    - Давно я вас в гости жду. Загрустила совсем.

    - А вы любите играть?

    - А во что вы любите играть больше всего?

    - А я очень люблю играть в куклы

    (Достаёт из кармана куклу Кострому, даёт её детям).

    - Имя этой красавицы Кострома.

    Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

    В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» — женское воплощение плодородия.

    -  Хотите  поиграть с Костромой?

    - Эй, красны девицы, да добры молодцы, выходите, да игру нам покажите.

    (Марья Ивановна держит куклу и заводит игру)

    ИГРА: "Кострома":

    Ах, где ты моя, Кострома,

    Ах, где государыня моя?

    -Дома Кострома?

    -Дома!

    -Что делаешь?

    -Нитки пряду!

    Ах, где ты моя, Кострома,

    Ах, где государыня моя?

    -Дома Кострома?

    -Дома!

    -Что делаешь?

    -Клубки мотаю!

    Ах, где ты моя, Кострома,

    Ах, где государыня моя?

    -Дома Кострома?

    -Дома!

    -Что делаешь?

    -Поработала - пообедаю!

    Ах, где ты моя, Кострома,

    Ах, где государыня моя?

    -Дома Кострома?

    -Дома!

    -Что делаешь?

    -Легла, да уснула...

    (Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,

    Ах, где государыня моя?

    -Дома Кострома?

    -Дома!

    -Что делаешь?

    -Проснулась - попрыгаю!

    Ах, где ты моя, Кострома,

    Ах, где государыня моя?

    -Дома Кострома?

    -Дома!

    -Что делаешь?

    -Сейчас догонять вас буду!

    - Вот порадовали.

    - Молодцы.

    - Устали?

    - Садитесь, отдохните.

    (Дети садятся. Звучит блеяние козы. )

    - Ребятки, вы тоже слышите, что и я?

    - Кто это?

    - Пойду, погляжу, кто же это.

    (За заборчиком у избы кукла коза)

    - Батюшки, да это же коза.

    - Добро пожаловать к нам.

     -  Расскажу я вам историю про козу красавицу.

    «Коза» была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

    На праздниках «козу» обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку к которой прикрепляли рога из соломы. Парень -"коза" садился верхом на дугу - так его и возили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.

    - Не робей честной народ, коза и вас всех поиграть зовёт. Выходите детушки в хоровод.

    ИГРА:  «Шла коза по лесу»

    Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

    Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

    Давай коза, попрыгаем - попрыгаем - попрыгаем,

    И ножками подрыгаем - подрыгаем - подрыгаем,

    И ручками похлопаем - похлопаем - похлопаем,

    И ножками потопаем - потопаем - потопаем,

    Хвостиком помашем -  помашем – помашем,

    Веселее попляшем – попляшем – попляшем,

    Головкой покачаем - качаем - качаем,

    И снова начинаем - начинаем - начинаем.

    - Весело то, как с вами красны девицы, да добры молодцы.

    - Поиграли, пойдём печку затопим.

    - Кто же это тут у печки?

    - Детушки, верно это Кукла полено.

    - В старину не было заводов.

    -Как вы думаете из чего делали кукол?

    - Верно ребятки, и с такими куклами играли.

    - Кукла полено тоже очень любит играть.

    - Посмотрите, что это у нашей куклы?

    - Как вы думаете как эту куклу с дудочкой зовут зовут?

    - Дударь.

    - Поиграем в Дударя?

    ИГРА: Дударь ( то же что и дудочник)

    Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:

    Дударь, Дударь, Дударище

    старый, старый старичище.

    Его под колоду, его под сырую,

    его под гнилую.

    – Дударь, Дударь, что болит?

    Дударь показывает и называет, что у него болит

    (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.

    Дударь, Дударь, Дударище

    старый, старый старичище. и т.д.

    Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

    - Вот повеселились на славу!

    - Пора и отдохнуть, присядем, стара я стала хороводы плясать. Ух.

    - Все эти куклы люди делали своими руками.

    - Ой, детушки милые,  у меня ж в хозяйстве есть ткань да нитки, я вас сейчас научу, как самим куклу сделать.

    (изготовление куклы)

    ( Во время изготовления кукол Марья Ивановна начинает говорить пословицы  о труде, а дети продолжают)

    - Без труда

    - Дело

    - Где хотенье

    - Кто труда не боится,

    - Намучишься

    - Не сиди сложа руки,

    - Поспешишь

    - Куклы ладные получились.

    - Покачаем наших кукол?

     (Звучит колыбельная, дети качают кукол. На последний куплет уходят).

    1  ребёнок - Просим в гости к нам.

    2  ребёнок - Красному гостю, красное место.

    - Да, любим!

    - Машинки, мячик, конструктор, самолёт, куклы.

    - Да, очень хотим!

    Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как они прядут.

    Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки.

    Дети ходят в хороводе и показывают, как едят.

    Дети ходят в хороводе, сложили ладошки под щёку.

    Все дети прыгают по кругу.

    Все разбегаются кто куда.

    - Овечка, баран, коза.

    - Здравствуй коза.

    - Кукла полено.

    -  кукол делали из ткани, ниток, поленьев.

    - Дудочка.

    - Поиграем.

    - не вынешь и рыбку из пруда.

    - мастера боится.

    - там и уменье.

    - того и лень сторонится.

    -  научишься.

    - так и не будет скуки.

    - людей насмешишь.

    - Покачаем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)

    В данной работе представлен материал для ознакомления детей с русским народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....

    Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие в зимний лес»

    формировать у детей  привычку к здоровому образу жизни;обогащать музыкальные впечатления детей;развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;учить согласовывать пение с движением...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) по социально-личностному развитию область «Безопасность» (ПДД) с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «В гостях у светофора»

    Проблема безопасности детей на дорогах сейчас актуальна как никогда. аша с вами задача, уважаемые педагоги, дать начальные представления о Правилах дорожного движения в детском саду....

    Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Тема: «В гостях у сказки».

    Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи.Тема: «В гостях у сказки».                    ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с использованием игровой технологии Тема: «В гостях у сказки»

    Задачи:Образовательные:Актуализировать математические представления по теме «Числа 1-5»,тренировать мыслительные операции,закрепить названия геометрических фигурРазвивающие:развивать ориен...

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей группы с использованием ИКТ «Домовенок Мафаня в гостях у ребят»

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей  группы с использованием ИКТ «Домовенок Мафаня в гостях у ребят»...

    Конспект интегрированного занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе с применением пескографии на тему: «В гостях у Песочной феи. Дифференциация звуков [с] и [ш].

    Программное содержание:1.Закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш].( умение произносить их протяжно, на одном выдохе)Научить детей различать эти звуки на слух и в произношении, правильно под...