Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ( с использованием игровых технологий) Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

В данной работе представлен материал для ознакомления детей с народным творчеством и развитием мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr_zan.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

для детей старшей группы

Тема: «В гостях у Марьи Ивановны»

 (Народные куклы и игры, пословицы)

                                                                                Воспитатель:

                                                                                Шишкова Людмила Владимировна

Цели занятия:

Обучающие:

-  Продолжать знакомить с русскими народными, куклами, обычаями, традициями.

-  Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями.

-  Совершенствовать общую и  мелкую моторику рук.

-  Учить изготавливать куклу из ткани и ниток.

-  Расширять активный словарь детей.

-  Закреплять  знание русских народных игр.

-  Закреплять знания пословиц о труде.

Развивающие: 

-  Развивать внимание.

-  Развивать чувство ритма.

-  Развивать творческие способности детей.

-  Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

-  Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

- Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

- Воспитывать терпеливость, усидчивость.

Организация занятия:

- Дети и Марья Ивановна в русских народных костюмах.

- Печь, накрытый стол, предметы русского быта, скамейки, стулья, нитки, лоскуты хлопчатобумажной ткани, разной величины клубки ниток;  

- Народные куклы: Кострома, Коза, Полено.

- Музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Кострома», звуки  козы, колыбельная.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель

Дети

Звучит русская народная мелодия «Кострома».

Дети заходят друг за другом, положив правую руку впереди идущему на плечо,  встают врассыпную.

- Милости просим

- И хлеб, соль по – старинному.

  (Хором)

(Марья Ивановна угощает хлебом солью гостей).

- Красны девицы, добры молодцы, малы ребятушки. Сегодня, я Марья Ивановна по русской традиции пригласила вас в гости на посиделки, где мы сможем отдохнуть, поразвлечься, хороводы поводить, да в народные игры поиграть.

- Давно я вас в гости жду. Загрустила совсем.

- А вы любите играть?

- А во что вы любите играть больше всего?

- А я очень люблю играть в куклы

(Достаёт из кармана куклу Кострому, даёт её детям).

- Имя этой красавицы Кострома.

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» — женское воплощение плодородия.

-  Хотите  поиграть с Костромой?

- Эй, красны девицы, да добры молодцы, выходите, да игру нам покажите.

(Марья Ивановна держит куклу и заводит игру)

ИГРА: "Кострома":

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Нитки пряду!

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Клубки мотаю!

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Поработала - пообедаю!

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Легла, да уснула...

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Проснулась - попрыгаю!

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

-Дома Кострома?

-Дома!

-Что делаешь?

-Сейчас догонять вас буду!

- Вот порадовали.

- Молодцы.

- Устали?

- Садитесь, отдохните.

(Дети садятся. Звучит блеяние козы. )

- Ребятки, вы тоже слышите, что и я?

- Кто это?

- Пойду, погляжу, кто же это.

(За заборчиком у избы кукла коза)

- Батюшки, да это же коза.

- Добро пожаловать к нам.

 -  Расскажу я вам историю про козу красавицу.

«Коза» была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

На праздниках «козу» обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку к которой прикрепляли рога из соломы. Парень -"коза" садился верхом на дугу - так его и возили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.

- Не робей честной народ, коза и вас всех поиграть зовёт. Выходите детушки в хоровод.

ИГРА:  «Шла коза по лесу»

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза, попрыгаем - попрыгаем - попрыгаем,

И ножками подрыгаем - подрыгаем - подрыгаем,

И ручками похлопаем - похлопаем - похлопаем,

И ножками потопаем - потопаем - потопаем,

Хвостиком помашем -  помашем – помашем,

Веселее попляшем – попляшем – попляшем,

Головкой покачаем - качаем - качаем,

И снова начинаем - начинаем - начинаем.

- Весело то, как с вами красны девицы, да добры молодцы.

- Поиграли, пойдём печку затопим.

- Кто же это тут у печки?

- Детушки, верно это Кукла полено.

- В старину не было заводов.

-Как вы думаете из чего делали кукол?

- Верно ребятки, и с такими куклами играли.

- Кукла полено тоже очень любит играть.

- Посмотрите, что это у нашей куклы?

- Как вы думаете как эту куклу с дудочкой зовут зовут?

- Дударь.

- Поиграем в Дударя?

ИГРА: Дударь ( то же что и дудочник)

Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:

Дударь, Дударь, Дударище

старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую,

его под гнилую.

– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него болит

(рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.

Дударь, Дударь, Дударище

старый, старый старичище. и т.д.

Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

- Вот повеселились на славу!

- Пора и отдохнуть, присядем, стара я стала хороводы плясать. Ух.

- Все эти куклы люди делали своими руками.

- Ой, детушки милые,  у меня ж в хозяйстве есть ткань да нитки, я вас сейчас научу, как самим куклу сделать.

(изготовление куклы)

( Во время изготовления кукол Марья Ивановна начинает говорить пословицы  о труде, а дети продолжают)

- Без труда

- Дело

- Где хотенье

- Кто труда не боится,

- Намучишься

- Не сиди сложа руки,

- Поспешишь

- Куклы ладные получились.

- Покачаем наших кукол?

 (Звучит колыбельная, дети качают кукол. На последний куплет уходят).

1  ребёнок - Просим в гости к нам.

2  ребёнок - Красному гостю, красное место.

- Да, любим!

- Машинки, мячик, конструктор, самолёт, куклы.

- Да, очень хотим!

Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как они прядут.

Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки.

Дети ходят в хороводе и показывают, как едят.

Дети ходят в хороводе, сложили ладошки под щёку.

Все дети прыгают по кругу.

Все разбегаются кто куда.

- Овечка, баран, коза.

- Здравствуй коза.

- Кукла полено.

-  кукол делали из ткани, ниток, поленьев.

- Дудочка.

- Поиграем.

- не вынешь и рыбку из пруда.

- мастера боится.

- там и уменье.

- того и лень сторонится.

-  научишься.

- так и не будет скуки.

- людей насмешишь.

- Покачаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие в зимний лес»

формировать у детей  привычку к здоровому образу жизни;обогащать музыкальные впечатления детей;развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;учить согласовывать пение с движением...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с использованием игровой технологии Тема: «В гостях у сказки»

Задачи:Образовательные:Актуализировать математические представления по теме «Числа 1-5»,тренировать мыслительные операции,закрепить названия геометрических фигурРазвивающие:развивать ориен...

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе с использованием игровых технологий. Тема «Зоопарк»

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе с использованием игровых технологий. Тема «Зоопарк»...

Досуг по речевому развитию для детей 1-й младшей группы с использованием игровых технологий. Тема: «В гости к хозяюшке»

Программное содержание.Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством. Вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фальклора. Формировать образную речь. Вспомнить знакомые потешки...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием игровой технологии Тема: «Птицы нашего региона»

Интеграция образовательных областей:Социально – коммуникативное развитие, познавательно – речевое развитие, физическое развитиеЦель: закрепление счёта в пределах 10Задачи:Образовательные:Ф...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы с использованием игровых технологий.

Тема: «Путешествие в Королевство Математики». Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельности детей при ФЭМП с использованием игровых технологий....