Обобщение инновационного опыта работы.
статья (старшая группа) на тему

Алексеева Елена Геннадьевна

«Ритмы жизни дошкольной группы в рамках Стандарта: традиции, ритуалы».

  Автор статьи: Алексеева Е. Г.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tema.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Обобщение инновационного опыта  работы.

    «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках Стандарта: традиции, ритуалы».

  Автор статьи: Алексеева Е. Г.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга»

В условиях реализации  Федерального Государственного Образовательного  Стандарта, детство рассматривается «как период жизни,  значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду».  Исходя из этого,  дошкольное детство – это самостоятельный этап жизни человека, самый  важный для становления личности, его социализации.

Детский сад – это особенная страна с особенными гражданами. Здесь каждый ребёнок неповторим и уникален.   Как и в любой стране, здесь есть свои правила, законы, традиции и ритуалы.  И все они направлены на достижение  главной цели – вырастить здорового, коммуникабельного, компетентного,  гуманного гражданина своей Родины. И задача всех педагогов нашего дошкольного учреждения – создать условия для роста и развития маленького человека, помочь ему  пройти начальный путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром.

В моей группе дети не просто находятся рядом друг с другом, но это дети, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Мы как члены одной большой дружной семьи поддерживаем друг друга, вместе радуемся по весёлым поводам и грустим по печальным. Мы как бы все вместе, но при этом учимся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что нас объединяет в одно целое, присущее только нам. Это «что-то» и есть наши традиции.

Добрые традиции и ритуалы нашей группы помогают разнообразить  детскую жизнь, позволяют моим дошколятам  непринуждённо общаться друг с другом и с взрослыми, позволяют чувствовать себя комфортно и спокойно и, конечно же, вызывают у них  множество положительных эмоций.

 Многие традиции и ритуалы переходят из группы в группу. Дети подрастают и начинают относиться к традициям в своей группе уже как к необходимости.  А некоторые традиции появляются стихийно, когда ребята сами  являются активными их создателями. Обычно эти традиции  остаются в группе самыми любимыми.

Каждая традиция решает определённые образовательные и воспитательные задачи и ценна по – своему. Поэтому в группе я стараюсь  подобрать традиции и ритуалы так, чтобы эти задачи активно решались.

Что же даёт мне применение традиций в группе?

Во-первых, они способствуют гармоничному развитию моих ребятишек. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для детей такая предсказуемость очень важна, ведь благодаря ей,  ребёнок со временем перестаёт бояться проявлять себя, комфортно чувствует себя в коллективе среди друзей и я становлюсь для него не только воспитателем в детском саду, но ещё и другом, готовым всегда придти на помощь.

Во – вторых, они дают ощущение единства всей группы, сближают детей, укрепляют дружеские взаимоотношения.

Привожу для  примера несколько традиций, которые использую  для объединения детей группы, принятия коллектива, проявления дружелюбия:

  • «Доброе  рукопожатие» - вместе с детьми мы берёмся за руки,  образуем  круг и через лёгкое пожимание руки, улыбку и приветствие каждый ребёнок передаёт посыл хорошего настроения и приветствия другому. Это ощутимое доказательство поддержки и тепла детей и взрослых. Кроме рукопожатий и добрых пожеланий, иногда ребята  вносят свои новшества (могут состроить друг другу смешные рожицы, поделиться горсткой радости с теми из детей, кто пришел утром в плохом настроении). Это создаёт положительную эмоциональную обстановку, дети осознают собственную значимость в создании доброжелательного микроклимата в группе.
  • «Мой выходной» - в начале недели усаживаемся на ковре в группе и делимся  впечатлениями  о том, как провели выходной день, рассказываем  новости, необычные или смешные истории выходного дня.

 

  • «Зарядка для всех» - в тёплое время года (с мая по сентябрь) мы  приглашаем на нашу утреннюю гимнастику, которая проводится на улице,  наших родителей, бабушек, дедушек и все вместе под весёлую музыку придумываем и выполняем гимнастические упражнения.  Дети и взрослые получают массу положительных эмоций, заряд бодрости и  удовольствие от совместной двигательно – игровой деятельности.
  • «Чистая пятница» - обсуждаем с ребятами, как изменить нашу группу, сделать её красивой и чистой.  После обсуждения распределяем ( с помощью справедливого выбора) для каждого ребёнка объекты трудовой деятельности, которые нуждаются в наведении порядка, и принимаемся за дело. Дети проявляют радость от участия в общем деле группы, старание  в наведении порядка  и стремление к  дальнейшему его  поддержанию.
  • «День именинника» - празднование дня рождения ребёнка. Каждый ребёнок с нетерпением ждёт этого события. Эти праздники отмечаются у нас  тепло и душевно. Традиционно дети сначала  играют «Каравай», заканчивая эту игру пожеланиями, поздравлениями, качанием на стуле.    От лица всех детей и взрослых я вручаю  ребенку подарок и произношу свои тёплые поздравления, а дети вручают подарки, приготовленные заранее самостоятельно. Обязательно именинник получает свою порцию «обнимашек» и в свою очередь, угощает детей сладостями.

Такие ритуалы, способствуют повышению самооценки детей, воспитывают желание порадоваться за товарища и сплачивают детский коллектив.

Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребёнка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и решать проблемы. И поэтому в нашей совместной образовательной деятельности появилась традиция, которая проводится   в начале изучения лексической темы. Называется она «Три вопроса».  Эта традиция задавания детям трёх вопросов позволяет полностью раскрыть тему в течение недели. Заключается она в следующем: в начале недели при изучении новой лексической темы начинаю  обсуждение с детьми и подвожу их к ответу на три вопроса: 1. Что мы знаем про это? 2. Что хотим узнать? 3. Что надо сделать, чтобы это узнать? Все идеи и ответы детей записываю печатными буквами или схематично, знаками, которые подбираю вместе с детьми. В течение недели ребята  находят полные ответы на вопросы и фиксируют их на нашем «листе знаний». В конце недели подвожу итог, выделяю самого целеустремлённого знатока.

Для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка своей группы создаю благоприятные условия для деятельности детей. С помощью некоторых традиций  сделать это очень легко:

  • «Совместные  мастерилки за общим столом».  В непринуждённой обстановке мы с детьми  планируем, договариваемся, что бы мы могли  и хотели сделать   по теме недели; изготавливаем подарки к праздникам, приглашения в  наш театр для малышей  и многое другое. Дети проявляют своё творчество и фантазию, помогают тем, кто не справляется.
  • «Мини – музей группы». Создание музея планируем  заранее, с учётом тематической недели,  а  иногда тема музея возникает спонтанно, в зависимости от инициативы и заинтересованности детей. Детям нравится самим наполнять выставочный зал, продумывать, что может послужить экспонатами музея, ведь это  могут быть любые предметы, и даже   творческие работы детей, модели, фотографии. Экспонаты в музее дети всегда могут потрогать, пощупать. Создание  мини – музея в группе помогает  формировать  у детей  познавательно – исследовательские умения, расширяет  кругозор дошкольников, воспитывает навыки бережного отношения к вещам.
  • «Галерея моего творчества» - другими словами, это выставка личных работ ребёнка. Каждый ребёнок группы хочет поучаствовать в такой выставке. Совместно с родителями отбираем лучшие работы дошкольника и вместе с ребёнком выставляем  в галерее. Маленький создатель своего творчества имеет возможность  провести экскурсию по экспонатам галереи, в которой рассказывает  детям группы о своих работах.

Устраивая такие галереи, даю возможность ребёнку проявить себя в какой- либо творческой деятельности, почувствовать свою значимость.

Для того чтобы приучить детей к миру духовной красоты, в своей работе активно занимаюсь с детьми театрально – игровой деятельностью. Давно вошло в традицию посещение театров города Выборга, куда мы с ребятами ходим с большим удовольствием. Заинтересованность детей театральными постановками, желание попробовать себя в актёрском мастерстве  - всё это подтолкнуло меня к созданию  в группе новой традиции «Театр для малышей». Сначала я рассказала детям о разных видах театра, многие свои театральные способности дети попробовали в группе. Ребята  проявили желание участвовать в театральных постановках и показывать их детям младших групп. Теперь мы тщательно продумываем каждое своё выступление, обсуждаем образы героев, подбираем выразительные средства и радуем младших ребят новой постановкой.

Есть у нас в группе и специальные традиции, которые присущи только нашей группе:

  • Это традиция «Дружеские объятия», когда мы с ребятами встаём в круг и стараемся обнять друг друга, при этом мы произносим слова «Раз! Два! Три! Мы вместе!». Эта традиция является ещё одним источником внутренней силы и поддержки, проявлением единства.
  • И традиция «Сказка на сон». Каждый день подбираю сказочные истории  или рассказы по возрасту детей, сажусь в спальне и читаю детям по несколько страничек в день перед сном. Слушание развивает внимание, успокаивает нервную систему и вселяет умиротворение в детские сердца.
  • Ещё одна совсем новая традиция, которая успешно прижилась в нашей группе, это «Школа Деда Мороза», которую я организую в начале зимы. От Деда Мороза дети получают  разные задания (стать добрым повелителем птиц, научиться пользоваться волшебной палочкой, найти дорогу из снежного лабиринта и др.) и с успехом их выполняют. По окончании этой  школы дети получают волшебные грамоты и становятся помощниками Деда Мороза. Каждому ребёнку предоставляется возможность поделиться планами и пожеланиями на следующий год и получить благодарность от Деда Мороза.

Неотъемлемой частью своей работы считаю  взаимодействие  и сотрудничество с  родителями моих дошкольников. Моё понимание того, что участие родителей в образовательной программе идёт на пользу всем: детям, воспитателям и самим родителям – остаётся устойчивым и неизменным. Польза от присутствия родителей в группе очень велика:

-   Родители начинают ощущать причастность к «общественной жизни» своих детей.

- Могут наблюдать своих детей на фоне их сверстников, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития своего ребёнка.

- Формируется более высокая оценка достижений своего ребёнка, гордость за него.

- между детьми и родителями возникает единое смысловое пространство, они лучше начинают понимать друг друга.

Поэтому в своей практике широко использую ритуалы и традиции, которые позволяют привлечь    родителей к участию в совместных делах группы, к проявлению инициативы и творчества.

Такими традициями, используемыми мной во взаимодействии с родителями,  можно назвать:

  • «Мастер – классы» - на них родители сами делятся умениями  и опытом в изготовлении какой – либо игрушки или поделки, показывают свои творческие способности. Участие в таких мероприятиях  доставляет радость детям, воспитывает чувство гордости за свою семью, способствует сплочению семейных уз.
  • «Семейные чтения и презентация книги» - эта традиция подразумевает прочтение книги с родителями дома, после которого обязательно идёт обсуждение прочитанного. И после этого понравившуюся книгу ребёнок несёт в детский сад для рассказа о ней в группе. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и родителям, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
  • «Гость группы» - любимая традиция детей, где они с нетерпением ждут встречи с взрослыми. Во время этих встреч дети узнают много нового о разных профессиях, участвуют в мастер – классах, которые родители подготавливают заранее.

 «Праздники, развлечения и литературные вечера» – важные традиции в жизни группы, которые мы  подготавливаем  совместно с музыкальным руководителем.  Праздник – это не только радость, но и деятельность. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования, какого – либо события сплачивает детей и взрослых, между ними возникает полезное сотрудничество. Я способствую желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы. Активно привлекаю родителей к подготовке.  И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в данных мероприятиях, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

 Я всегда активно сотрудничаю с родителями для того, чтобы моим  детям было комфортно, уютно и радостно находиться в детском саду. Ведь совместные с родителями мероприятия позволяют лучше раскрыться детям, повысить их активность, почувствовать гордость за свою семью.

Богаты и разнообразны  традиции нашей группы и детского сада; мы поддерживаем старые и создаем новые, стараемся, чтобы жизнь наших дошколят  была насыщенной и интересной. В результате  использования их в своей работе я сделала вывод, что дети в нашей группе стали активно взаимодействовать   друг с другом и с взрослыми, установились дружелюбные  взаимоотношения, у детей  появилась уверенность в себе и в  своих силах.

Таким образом, воспитание детей через традиции в детском саду способствует развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают  ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому считаю, что традиции необходимы в жизнедеятельности детского сада и широко использую их в своём опыте работы.

Список литературы:

  1. Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».
  2. Шапошникова С.В. «Групповая традиция в детском саду».
  3. Л. В. Михайлова – Свирская «Работа с родителями», Москва: «Просвещение», 2017г.
  4. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду», Москва: «Мозаика – Синтез».
  5. Интернет -  ресурсы:   http://www.maam.ru (традиции и ритуалы группы)

https://nsportal.ru/ (традиции в детском саду)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Обобщение инновационного опыта работы по теме: "Блочно-модульное обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся, является технология блочно-модульного обучения. Модульная технология – одна из самых молодых альтернативных технологий...

Справка по обобщению инновационного педагогического опыта.

Тема:"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе инновационных методов и приемов ТРИЗ-РТВ"...

СПРАВКА по обобщению инновационного педагогического опыта воспитателя

Обобщению инновационного педагогического опыта...

Обобщение инновационного педагогического опыта

В материале описывается педагогический опыт воспитателя структурного подразделения "Тат-Пишленский детский сад" МБДОУ "Детство"....