представление опыта психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Гришина Дарья Михайловна

В рамках программы районного семинара был представлен опыт работы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта психолого-педагогического сопровождения

ребенка-инвалида в ДОУ

педагог-психолог МАДОУ детский сад №1 г.Лысково

Дарья Михайловна Гришина

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь с вами опытом психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в нашем дошкольном учреждении.

Прежде чем начать, хотелось бы сказать несколько слов о том, какие же дети с ограниченными возможностями здоровья.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится, Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса).

Наш детский сад посещает 1 ребенок-инвалид.

Психолого-педагогическое сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе, которое включает в себя:

* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития;

* Создание условий для развития личности каждого ребёнка, успешности его обучения;

* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии ребенка-инвалида.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида:

* Выявление особых образовательных потребностей ребенка-инвалида, обусловленных недостатками в его физическом и (или) психическом развитии;

* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

* Возможность освоения ребенком-инвалидом «Общеобразовательной программы» и его интеграции в образовательном учреждении.

Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка-инвалида, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровня социальной адаптации. В нашем учреждении сопровождение ребенка-инвалида осуществляется рядом специалистов.

Основной целью сопровождения ребенка-инвалида является определение и реализация индивидуального образовательного маршрута коррекционно- педагогической работы, которое происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогом-психологом, логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем. Каждый специалист разрабатывает свой план занятий и осуществляет его в течение периода действия индивидуального плана реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с ребенком-инвалидом:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно-педагогического процесса.

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей ребенка-инвалида. Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создания ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничество детей и взрослых. Таким образом, составляется интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка-инвалида на протяжении определённого времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальная программа комплексного сопровождения ребенка-инвалида. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность для всестороннего развития. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанника. Психолого-педагогические занятия проводятся в индивидуальной или групповой форме. Индивидуальные занятия проводятся в сенсорной комнате, в комнате психологической разгрузки или в кабинете педагога-психолога, в рамках которых создаются условия для актуального развития ребенка. В своих занятиях мы используем элементы песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии, музыко- и аромо-терапии.

Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми-инвалидами предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительской парой.

Эта система психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида для обеспечения его развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития воспитанника на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности ребенка; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Иногда у педагогов возникают трудности при общении с особенными детьми. Такое взаимодействие может носить конфликтный характер. Когда негативное чувство достигает определенного уровня интенсивности, то его уже нельзя остановить, подавить, оно должно достичь своего пика. У каждого человека свой предел интенсивности, своя критическая точка, которая зависит от возраста, темперамента, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции, личного опыта, образования, мудрости и понимания. У детей с особенностями развития данный уровень интенсивности низкий, контроль над эмоциями отсутствует.

Задача педагога – не развивать конфликт до критической точки. Основные средства, которые стабилизируют взаимодействие педагога и ребенка – способность к принятию, терпимое отношение.

Управление дыханием – способ влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание – с участием мышц живота, понижает возбудимость нервных процессов, способствует мышечному расслаблению. Я предлагаю вам прямо сейчас освоить пару приёмов саморегуляции.

  1. Ваша задача максимально расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

  1. Сядьте на стул так, чтобы спина касалась спинки стула, и поза была для вас удобной. Затем обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя со стулом – останьтесь в этом положении так долго, сколько сможете, но не слишком усердствуйте. Далее опустите руки, закройте глаза и подышите глубоко. Представьте, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую свежесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так немного, теперь слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Откройте глаза и вернитесь к работе.

Эти упражнения спасут вас от негативных эмоций в большинстве ситуаций.

Душевного равновесия вам и спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежегодное представление собственного психолого-педагогического опыта

Выступления на семинарах, круглых столах, конференциях; участие в открытых мероприятиях, мастер-классах...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)

В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...

Примерная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида младшего возраста

Содержание программы расчитано на 2 года воспитания и обучения. Представлены ожидаемые результаты реализации программы, план работы с родителями....

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, не испытывающего трудности в освоении основной общеобразовательной программы (не имеющего умственных, сенсорных и пс...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Тьютор – новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)

В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогич...