Тьютор – новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)
статья

В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьютор  новая должность в ДОУ

(из опыта психолого-педагогического сопровождения)

Солдатова Ольга Андреевна,

учитель-дефектолог МАДОУ д/с № 133 города Тюмени

Окунева Елена Анатольевна,

педагог-психолог МАДОУ д/с № 133 города Тюмени 

Аннотация: в статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: тьютор, должность, профессиональная роль, тьюторская деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное развитие, эмоциональный интеллект.

В системе образования России в последние несколько лет происходят существенные изменения. Связанны они с принятием и началом введения новых ФГОС дошкольного, начального, основного общего образования.

Приняты и введены профессиональные стандарты «Педагог-психолог (психолог в системе образования)», «Специалист в области воспитания», куда входит обобщенная трудовая функция «Тьюторское сопровождение обучающихся» [6, 7, 10].

Принятие этих документов обуславливает необходимость переосмысления своей профессиональной деятельности педагогическими работниками дошкольных и общеобразовательных учреждений, к числу которых относятся должности педагога ДОУ, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Помимо этого, возникает необходимость корректировать цели, характер и содержание программ психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений на практике [13].

В МАДОУ д/с 133 в течение 2018-2020 гг. проходила апробация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра (далее – ПрАООП ДО для детей с РАС) АООП ДО [8].

В процессе апробации для обеспечения более эффективных результатов проявилась необходимость в тьюторской деятельности. Наименование происходит от лат. tueor – заботиться, оберегать; англ. tutor – наставник. Тьютор – это специалист, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности/действия (навыка) и организует условия для реализации его индивидуальной образовательной траектории (образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы) [14].

Для осуществления ее в перечень должностей педагогических работников была включена должность тьютора. Требования к тьютору определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») [6].

В силу того, что это новая должность, новая деятельность, молодым педагогам на этапе их адаптации в профессии в должности тьютора потребовалось дополнительное обучение и курирование со стороны специалистов психолого-педагогического сопровождения ДОУ.  После наблюдения за работой тьюторов, собеседования с ними и анкетирования были получены результаты, которые представлены на Рисунках 1-3.

Рисунок 1. Самоанализ уровня профессиональной компетентности.

По результатам опросника выше всего тьюторы  оценивают в себе умение привлечь детей к деятельности; умение создавать мотивацию у детей; компетентность в методах развития и коррекции детей, а также уровень общей культуры. Самые низкие оценки по шкалам «Умение проводить корректное профессиональное наблюдение», «Умение разработать собственную программу».

+

Рисунок 2. Диагностика эмоционального интеллекта.

Более высокие показатели отмечаются по шкале  «Внутренний аспект эмоционального интеллекта», то есть, выше развиты способности к осознанию своих чувств и управлению ими. Намного ниже показатели по шкале «Внешний аспект эмоционального интеллекта», т.е., требуется развивать внимание к эмоционально миру других людей.

 

Рисунок 3. Диагностика эмоционального выгорания.

Результаты опросника показывают, что участники чувствуют себя достаточно эффективными в профессиональном плане и целостными в личностном плане. Но данные показывают, что эмоциональное истощение специалистов на уровне выше среднего.

 Для решения данной проблемы нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения тьюторской деятельности на основе нормативно-правовой базы [6, 7, 8, 10, 11, 13]. Опираясь на полученные данные диагностики и на нормативно-правовую базу, мы также учли то, что тьюторская деятельность требует не только конкретных профессиональных навыков, но и особенных личностных черт, а именно: умения владеть своим состоянием и управлять актуальной ситуацией.

Цель программы сопровождения тьюторской деятельности:

Создание социально-психологических условий для развития личности педагогов. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться взрослые, которые имеют не только высокий уровень профессионализма, но и занимаются своим личностным развитием и совершенствованием.

Основные задачи:

1. Развитие информационно-теоретической осведомленности тьюторов.

2. Развитие эмоционального интеллекта тьюторов (осознанности, саморегуляции, эмпатии, навыков отношений).  

3. Развитие у тьюторов мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию.

4. Развитие  позитивных установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще.

5. Способствование сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата, снижение уровня конфликтности, агрессивности.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

- комплексности;

- системности;

- рациональности;

- открытости и доступности; 

- построения взаимодействия на основании приоритетов во взаимодействии субъектов;

- обеспеченности психологического комфорта;

- принцип персонифицированности в профессионально-личностном развитии.

Программа рассчитана на 40 часов, регулярность занятий меняется: в первый месяц - 1 раз в неделю по 2 часа, затем 2 раза в месяц по 2 часа. Форма занятий – групповая.

Формы и методы в программе направлены на формирование прогностических, информационных, коммуникативных, аналитических, конструктивных, организаторских, других умений и навыков, необходимых тьютору для успешного осуществления педагогической деятельности.

В программе используются интерактивные методы, которые позволяют оптимизировать взаимодействие всех участников. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

        

Таблица 1. Интерактивные методы

Название метода

Описание метода

1.

Метод обучения в сотрудничестве

Позволяет перейти от пассивного принятия знаний к активному и самостоятельному обучению

2.

Тренинговый метод

Предполагает выявление, обсуждение и поиск выходов в сложных ситуациях. Выявляются мнения, позиции, убеждения и установки каждого участника общения.  Проблема расматривается с разных сторон и уточнить различные точки зрения и позиции, а также снизить сопротивление и возможные риски в восприятии новой информации.

3.

Игровой метод

Содействует процессу обучения через закрепление поведенческих навыков и приобретение новых форм речевых и невербальных средств коммуникации. Основная цель использования ролевых игр – моделирование поведения, воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Игры в тренинге способствуют созданию новых решений и подходов к сложным человеческим проблемам, оценке адекватности этих решений и усовершенствованию существующих навыков.

4.

Метод релаксации  

Способствует обучению мышечной релаксации, самовнушению, умению контролировать непроизвольную умственную активность, включающую в себя когнитивные функции и процессы.

Формы организации занятий:

Лекции, семинары, групповые игры, парное и индивидуальное самообучение, круглый стол, групповая дискуссия, ролевая игра, дискуссия. Аутотренинг и дыхательные практики, основанные на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.

Содержание программы.

Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков, представленных в Таблице 1:

Таблица 2. Стратегическое планирование реализации программы

Виды деятельности

1 блок. Организационно-диагностический

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической осведомленности педагогов; развитие умения анализировать и критически мыслить, совместно находить новые пути решения возникающих трудностей; сплочение коллектива

Стартовая диагностика тьюторов ДОУ:

- «Синдром выгорания», Водопьянова Н.Е. [1].

-«Самоанализ профессиональной компетентности», модификация методики оценки уровня квалификации педагогических работников [9].

- «Диагностика эмоционального интеллекта», Мануйлова М.А. [5].

Сплочение команды тьюторов для успешной профессиональной реализации в ходе образовательной деятельности.

Консультирование педагогов по результатам диагностики. Совместный поиск решения возникающих проблем в ходе обсуждения, беседы.

2-й блок. Формирующий.

Цель: создание социально-психологических условий для развития профессиональной компетентности и личности тьюторов.

Применение методов и форм для обеспечения личностного развития  педагогов

Развитие  информационно-теоретической компетентности тьюторов и совершенствование их педагогической  деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Примерные темы занятий:

- Эффективное взаимодействие в команде.

- Ведение документации тьютора

- Основные психолого-педагогические подходы в работе с детьми с ОВЗ

- Структурирование среды при работе с детьми с ООП. Визуальное расписание.

- Альтернативная коммуникация.

- Работа с проблемным поведением.

- Целеполагание и определение приоритетных жизненных ценностей.

- Осознание неконструктивных стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий

- Развитие эмоционального интеллекта. Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа и рефлексии

- Профессиональные компетенции тьюторов. Осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами

 

3-й блок. Рефлексивно-аналитический.

Цель: оценка эффективности программы. Рефлексия и анализ. 

Промежуточная диагностика тьюторов:

- «Синдром выгорания», Водопьянова Н.Е. [1].

-«Самоанализ профессиональной компетентности», модификация методики оценки уровня квалификации педагогических работников [9].

- «Диагностика эмоционального интеллекта», Мануйлова М.А. [5].

Рефлексия по результатам реализации программы

Сравнительный анализ эффективности программы

Результаты реализации программы.

В ходе реализации программы психолого-педагогического сопровождения тьюторской деятельности были получены следующие результаты:

1. Новый опыт тьюторов

- Повышение уровня информационно-теоретической осведомленности.

- Развитие личностной осознанности, овладение психотехническими приемами эмоциональной саморегуляции, развитие эмпатии и навыков конструктивных отношений.

- Развитие мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, через снижение уровня тревожности и эмоциональной напряженности.

2. Новый опыт разработчиков и реализаторов программы (педагог-психолог, учитель-дефектолог).

- Разработка и реализация программы по повышению психологической компетентности тьюторов, работающих с детьми с ОВЗ.

- Эффективное взаимодействие в команде специалистов, осуществляющих образовательную деятельность в ДОУ (воспитатель, тьютор, ассистент, помощник воспитателя, дефектолог, психолог).

- Совершенствование навыков обучения и проведения дискуссии.

- Анализ основ и особенностей новой профессии в системе дошкольного образования (тьютор).

- Освоение новых методов визуализации и инфографики.

  1. Новый опыт педагогического коллектива ДОУ.

Снижение конфликтности в педагогическом коллективе. Повышение у педагогов активной жизненной позиции, развитие благоприятного психологического климата.

Изначально программа строилась в соответствии со знаниями и положениями психологии и дефектологии.

Проведя начальный курс занятий по созданию благоприятного климата в рабочей группе тьюторов, мы продолжили подробно знакомить тьюторов с особенностями профессии, с приемами и технологиями работы с детьми ОВЗ, с основами возрастной и дифференциальной психологии.  Особое внимание уделялось развитию эмоционального интеллекта специалистов и обучению приемам саморегуляции эмоционального состояния.

Программа тьюторского сопровождения в настоящее время развивается, ее содержание корректируется и дополняется в соответствии с полученными результатами и актуальными для педагогов запросами.

В частности, намечены в каждом блоке программы (профессиональном и личностном) следующие направления воздействия:

  1. Обучение тьюторов разработке собственных программ.
  2. Развитие навыков профессионального наблюдения. 
  3. Обучение АВА-терапии в работе с детьми с ОВЗ как эффективного метода коррекции нежелательного поведения
  4. Углубление работы по развитию способности к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей.
  5.  Развитие и укрепление навыков самоконтроля за психофизическим состоянием.  

Список литературы:

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 336 с.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., ООО «Манн, Иванов, Фербер», 2018.  
  3. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор и комментарии). М., 2010.
  4. Морозова С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме. М., 2013.
  5. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
  6. Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 № 761н (зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638). [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/71166760/
  8. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1397/praoop_do_ras-_n.pdf
  9. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. - 168 с.
  1. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»
    (утв. 
    приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
    от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс] / URL:
    http://www.numpy.org. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/
  2. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения МАДОУ детский сад № 133 г. Тюмень. [Электронный ресурс] / URL: http://detsad133.ru/wp-content/uploads/Положение-ППС.pdf
  3. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. - СПб.: Институт Тренинга, 2001. 
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс] / URL:https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
  5. Энциклопедический словарь.  [Электронный ресурс] / URL: https://gufo.me/dict/bes

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

представление опыта психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ

В рамках программы районного семинара был представлен опыт работы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ...

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...