Консультация для родителей «Этическое воспитание детей посредством фольклора»
материал (младшая группа) на тему

Куропаткина Светлана Вадимовна

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. И вот тут-то на помощь приходит фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов этического воспитания. Причем все это делается в яркой, эмоциональной форме, понятной и доступной малышу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

«Этическое воспитание детей посредством фольклора

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

И вот тут-то на помощь приходит фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов этического воспитания. Причем все это делается в яркой, эмоциональной форме, понятной  и доступной малышу. Сколько сказок, пословиц, потешек, закличек, приговорок, песенок … в устном народном  творчестве.

Фольклор легко воспринимается детьми с раннего возраста. Самые  первые произведения, с которыми взрослый обращается к ребенку – колыбельные песенки, пестушки, потешки.

Использование колыбельных песен создает комфорт нахождения в д/саду, вызывает положительные эмоции, симпатию к воспитателю, напоминают им о теплоте маминых рук, голоса.

Люли – люли – люленьки,

Прилетели гуленьки.

Они сели ворковать

Стали деточек качать – убаюкивать.

Дети, навевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственно личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым. Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между малышом и вами. Пойте для души!

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям, развлекают их, создают веселое настроение.

Из – за леса, из – за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота!

За кота – котовича,

За Петра – Петровича!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка!

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Молока ему дала!

Они помогают установить контакт с ребенком, вызвать доверие к воспитателю, прививают любовь к близким. Ведь многие фольклорные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий!

Чики-чики-чикалочки,

Едет Тима на палочке,

Лиза на тележке,

Щелкает орешки,

Аня на собачке,

А Андрей на тачке.

Имеются потешки, пестушки, которые наставляют, поучают.

Сорока – ворона, кашу варила

Деток кормила:

- Этому дала,

- Этому дала,

А тебе не дам,

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил – Не дам тебе кашки!

Здесь дана не только, технология приготовления пищи, но и  разделение трудовых нагрузок, показана обязательности труда для всех, даже для самых маленьких.

В других пестушках:

- Ладушки, ладушки!

Где были у бабушки,

- Что ели?

- Кашку?

- Что пили?

- Молоко?

Кашка масленька,

Молоко следенько.

Бабушка добренька.

Идет коза – во лбу рога,

Идет ворчит,

Клюкой стучит:

Кто каши не ест,

Кто молоко не пьет,

Тогда забодаю, забодаю,

А кто кашку кушает,

И маму слушает,

С тем – поиграю.

Тоже заложен глубокий смысл: вызывая радостный эмоциональный отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые её приготовили. В потешках, в которых имеются звукоподражание голоса животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Ранним – рано поутру

Пастушок: Ту-ру-ру-ру!

А коровки в лад ему

Затянули: му-му-му!

Ты Буренушка, ступай!

В чистом поле погуляй!

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

При помощи песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам, формируются навыки самообслуживания и гигиены (мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком, одеваться).

Во время умывания:

Надо, надо  нам помыться

Где тут чистая водица?

Кран откроем,

Руки моем,

Щечки, шейку

Мы потрем

И водичкой обольем.

Чистая водичка,

Умоет Кате личико

Мариночке-ладошки,

А пальчики-Тимошке.

Ай, лади, лади, лады,

Не боимся мы воды.

Будет мыло пениться,

Грязь куда-то денется,  

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

При причесывании:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд.

Расти коса не путайся

Маму, дочка слушайся.

Во время кормления:

Тары-тары-тарарешки,

Суп хвалили поварешки.

Разливали по тарелкам,

По глубоким и мелким.

Няня чашку молока

Оле налила.

«Мяу» - киска говорит, -

Вот и я пришла»

Киске в миску отольем,

Веселее пить вдвоем.

Создавать положительный фон во время приема пищи помогают приговорки:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку.

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?

На того, кто ест опрятно

И смотреть всегда приятно.

Во время одевания:

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

А как раз по ноженьке,

Нашему Сереженьке.

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки.

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки,

Вот так хорошо!

Пользование носовым платком:

Если носик твой сопит,

Значит он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

Эти малые формы фольклора так же способствуют формированию у детей культуры поведения в быту.

Известно, дети, знающие потешку «Водичка-водичка, умой моё личико» с раннего возраста с удовлетворением повторяют её в более старшем возрасте, когда умываются сами или помогают умываться малышам, а так же играя с куклами. Положительные эмоции дети испытывают слыша слова.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток.

Они четко выполняют последовательность действий: моют глазки, щечки…и громко смеются, при этом усваивают правила аккуратности и чистоплотности.

Заклички, приговорные напевы знакомят детей с миром живой природы, с её законами, учат бережно и уважительно относится к ней и человеческому труду, радоваться солнцу, дождю, радуге.

Ах ты, радуга – дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка –

Колоколышка!

Дождик, дождик пуще,

Дам тебе я гущи.

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

А я колышек тещу,

Огород горожу.

Да капустку сажу,

Сажу беленькую,

Развесёленькую.

Божья коровка,

Лети на небо.

Там твои детки –

На березовой ветке.

Божья коровушка,

Полетели на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные дети. С помощью малых жанров фольклора можно помочь детям преодолеть негативные стороны формирующейся личности, овладеть необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Например: Мальчики, не поделив игрушку «выясняют» отношения. Воспитатель начинает декламировать потешку:

Петушки – распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Спокойный, немного ироничный тон взрослого, скорее всего заставит забияк улыбнуться и исчерпать конфликт.

Успокоить расшалившихся детей помогут молчанки:

Чок, чок, чок,

Зубки на крючок.

Язычок на палочку,

И молчок!

Прилетели журавли,

И сказали нам «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять.

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Кто засмеется

Губа задерется.

Раз-два-три-четыре-пять

С этих пор молчать.

Кони-огони,

Сидели на балконе.

Чай пили, чашки били

По-турецки говорили

Чоби-ачоби, челяби, чоби,

Чоби.

Челяби-чоби, чоби

Вот кончилась игра

Мы набрали в рот воды

И сказали всем «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

У детей, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать и если в группе кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:

Не плачь, не плачь,

Купим мы тебе калач.

Не плачь, не плачь детка,

Прискачет тебе белка,

Принесет орешки.

Для Машиной потешки,

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

Горошинки, не-про-шенки!

Откуда, вы взялись?

Трамваем или поездом

До Саши (Степы) добрались

Не-ет портить настроение

Никто вас не просил!

А может, вы не плакали,

А дождик моросил.

Или при боли, подуем на больное место, приговаривая:

У сороки – боли,

У вороны – боли,

А у Олечки – заживи.

При возникновении проблемных ситуаций на помощь придут дразнилки. Они учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, высказывать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

Жадина – жадина,

Жадина – говядина.

Ябеда – беда,

Тараканья – еда!

Ябеда, корябида,

Соленый огурец,

На полу валяешься

Никто его не ест.

Плакса – вакса,

Плакса – клякса.

Федул, а Федул,

Чего губы надул?

Маша, Маша,

Маша – растеряша.

Нюша, Нюша,

Нюша – капуша.

Рёва – корова

Дай молока

Сколько стоит,

Три пяточка!

Установить доброжелательные отношения друг к другу, понимать и оценивать свои и чужие поступки способствуют мирилки:

Мирись, мирись,

Больше не дерись.

А лучше улыбнись.

Пряники, пряники,

Мы с тобой племянники.

Сушки, сушки,

Мы с тобой подружки.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки, потешки легко запоминаются и могут широко использоваться в играх.

п/и «Кот и мыши», «Гори, гори ясно», «Гуси-гуси», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята» и др.

х/и «Улиточка», «Каравай», «Карусель», «Барашеньки-крутароженьки», «Мыши водят хоровод», «Зайка беленький сидит» и др.

Народные игры вызывают у детей веселое, бодрое настроение, устанавливают эмоциональный контакт между сверстниками и взрослыми. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В народных играх формируются нравственные качества и моральные нормы.

В это время дети знакомятся со считалками, жеребьевками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определенной роли, зачины дают возможность организовать игроков, сам процесс игры и учат детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам, воспитывают у детей честность, справедливость, сопереживание, чувство коллективизма.

Печь топить или коня кормить.

Наливное яблочко или золотое блюдечко.

Мати, мати,

Что вам дети?

Дуб или березу?

Дядю Федю или белого медведя?

Тара – бара,

Домой пора.

Коров доить, Тебе водить.

Катилася торба

С высокого горба.

Хлеб, соль, пшеница,

С кем ты хочешь поделиться?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

Ахи, ахи, ахи, ох

Баба сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Значение метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применить пословицы чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на воспитанников значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры: ведь дети рано начинают реагировать на шутку, иронию, на смех окружающих.

Например: при виде кое-как брошенной одежды, можно сказать «на скорую ручку – ком, ком и в кучку». А если ребенок напрасно чего-либо боится, то подметьте «Трусливому зайке и пенёк волк».

С помощью пословиц, малыши усваивают положительный опыт отношений к людям, труду, вещам, учатся оценивать собственные поступки.

Например: воспитание бережного отношения к вещам «Каждой вещи – своё место». Правила дружбы «Друзья познаются в беде». Воспитание культуры еды и умение культурно принимать пищу. «Хлеб всему голова. Когда я ем, я глух и нем». При завершении деятельности привести в порядок своё рабочее время, сложить игрушки, книги. «Любишь кататься – люби и саночки возить». «Сделал дело – гуляй смело» поторопить в деле. «Семеро одного не ждут». Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени даётся в сказках. Сказка не даёт прямых наставлений детям (типа «Не уходи из дома без разрешения», «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Помогай друзьям» и т.д.), но в её содержание всегда заложены морально – этические нормы поведения в обществе.

Например: Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми. В сказке «Колобок» - веселый и задорный Колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном и попался лисе. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», сказка «кот, лиса и петух» - учит взаимовыручке, дружбе. Сказка «Волк и семеро козлят» о послушании.

Таким образом, заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогами народного фольклора определяют формирование гармоничной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора"

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народно...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предм...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-этических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспита...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Консультация для родителей " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ,посредством дидактических игр и упражнений"

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологи...