ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья на тему

В рамках данной статьи рассматривается потенциал светлой сенсорной комнаты в педагогической деятельности с детьми раннего 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В рамках данной статьи рассматривается потенциал светлой сенсорной комнаты в педагогической деятельности с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: сенсорная комната, светлая сенсорная комната, дети с ограниченными возможностями здоровья.

         Ранний возраст является важным периодом жизни человека. В этом возрастном периоде закладываются наиболее важные способности, определяющие траекторию дальнейшего развития. В этом возрасте активно формируются речь и общение, двигательная и познавательная активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческие возможности. Развитие данных способностей невозможно без участия взрослого, соответствующих форм и видов деятельности, а так же без создания современной пространственной предметно-развивающей среды, которой отчасти является сенсорная комната. Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее. Полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей. Выделяют три вида сенсорных комнат: комната сенсомоторного развития, темная и светлая. Комната сенсомоторного развития - это среда для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также их коррекции. Это среда для взаимодействия, где физическое развитие идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять тренировочные физические упражнения различной сложности. Темная сенсорная комната - это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами [1]. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее [2, 3]. Светлая сенсорная комната («мягкая комната») – это среда для взаимодействия человека с определенными модулями при дневном свете или при ярком (полном) освещении. В такой комнате представлены в определенной логической последовательности разные мягкие модули, шариковый бассейн, сенсорные (аудиовизуальныные и тактильные) стимуляторы. Это оборудование позволяет выполнять в привычном пространстве различные предметно- практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в движениях и игре в приспособленной и безопасной среде [1]. В светлой сенсорной комнате могут присутствовать различные полифункциональные конструктивные наборы, модуль «Дидактическая черепаха», «Дидактическая пирамида», «Дидактический куб», дидактические манежи, игрушки-хопы, сенсорные мячи, дидактические наборы («Божья коровка»), игровое тактильное панно «Ежик», тактильные коврики (коврик «Топ-топ», «Гусеница»). Сенсорная комната в последнее время активно используется в практике работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С детьми раннего возраста с ОВЗ преимущественно проводят занятия в светлой сенсорной комнате. Если к занятиям в темной сенсорной комнате есть ограничения и противопоказания (эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевания и т.д.), то к занятиям в светлой сенсорной комнате их нет. При отсутствии противопоказаний и в зависимости от состояния ребенка возможно проведение занятий в двух средах, т.е. в светлой сенсорной комнате с плавным погружением на непродолжительное время в темную среду. Корекционно-развивающая работа в светлой сенсорной комнате строится с учетом психофизического развития ребенка раннего возраста. С этой целью перед целенаправленной работой в среде «мягкой» комнаты проводится психолого-педагогическая диагностика. С учетов выявленных особенностей разрабатывается программа занятий. Занятия в светлой сенсорной комнате проводятся курсами. В среднем курс сенсорного воздействия состоит из десяти занятий (индивидуальных или групповых) продолжительность которых может варьироваться. В случае индивидуальных занятий программа занятий составляется для каждого ребенка с учетом основной коррекционно- развивающей программы. Содержание работы с детьми раннего возраста в условиях светлой сенсорной комнаты должно быть направлено на развитие предметной деятельности (развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий; развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности; формирование целенаправленности и настойчивости действий); развитие речи (активной и пассивной); развитие сенсорных и пространственных функций; развитие общей и мелкой моторики; навыков общения; эмоциональное развитие. В структуре занятий проводимых в сенсорной комнате Л.Б. Баряева выделяет следующие блоки: введение в игровую ситуацию, чтобы придать деятельности участников занятия поисковый характер; создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение, расширение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования; формирование эмоциональной готовности к занятию; этап активного действия - взаимодействие с интерактивной средой; слушание историй; ритуал прощания [3]. Основные технологии, применяемые в ходе коррекционно-развивающей работы в условиях светлой сенсорной комнаты преимущественно игровые (коммуникативные игры, сенсорные игры, стереотипные игры, терапевтические игры, подвижные игры и т.д.). В качестве дополнительных могут применяться здоровьесберегающие технологии, элементы технологии воздействия цветом, элементы технологии музыкального воздействия, технологии занимательного ручного труда и т.д. Занятия проводятся в тесном взаимодействии специалиста и ребенка на основе взаимодействия с оборудованием комнаты. При определении содержания коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в условиях светлой сенсорной комнаты необходимо ориентироваться на структуру и степень выраженности нарушений развития и поведения, ведущую деятельность и потребности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.

2. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: КАРО, 2006. – 207 с.

3. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч. I: Темная сенсорная комната. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе с детьми раннего возраста

В помощь родителям и педагогам. Небольшая презентация к совместной деятельности с детьми раннего возраста в рамках темы "Будем самостоятельными" (приучение детей к горшку и развитие навыков самообслуж...

Возможность игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста

Игра – это основной вид деятельности ребенка. Она доставляет ему удовольствие и радость. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происхо...

«Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста»

Игра – это основной вид деятельности ребенка. Она доставляет ему удовольствие и радость. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происхо...

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...

Методическая разработка «Возможности использования эйдетики в работе с детьми дошкольного возраста»

Всю входящую информацию  не обязательно усваивать. Задача каждого человека — научиться ее быстро анализировать, при этом усваивая нужную.Существует  специально разработанная для э...