Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
презентация на тему

Ирина Валерьевна Карпова

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой. Она широко освещена в психолого-педагогической литературе такими педагогами как Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевским, Т.А. Репиной,  А.А. Рояк.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Большое значение приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особенно если  этот детский сад является многонациональным, а сегодня это часто встречающееся явление.

Сам процесс формирования межличностного общения в условиях поликультурной образовательной среды ДОО, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в организации предметно-развивающей среды детского сада, делают изучение проблемы  одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования,  на что указывает ФГОС нового поколения:

1) (1.4. Основные принципы дошкольного образования)

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.(

2) (1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач):

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Отметив актуальность исследования, мы определили:

Объект проектирования:  формирование межличностного общения детей старшего дошкольного возраста.

Цель проектирования: теоретически обосновать проблему формирования межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста и составить сборник  материалов для педагогов ДОО.

Так же  мы вы определили - Задачи проектной деятельности:

1.                Проанализировать теоретические подходы к проблеме межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнической образовательной среды ДОО.

2.                Рассмотреть понятия «межличностные отношения», «поликультурная образовательная среда» и др.

3.                Определить влияние игры на процесс межличностного общения детей

4.                Составить сборник  материалов по формированию культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

5.                Провести частичную апробацию составленного нами сборника на базе исследования.

 

Тип проекта: комплексный

Модель проекта: межпредметная

Методы проектирования:

– изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической.

– моделирование структуры пособия.

– эмпирическая проба.

Прикладная ценность проекта: повышение эффективности проводимой в дошкольной образовательной организации работы по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Л.И. Божович, А. В. Запорожец, В.Г. Нечаевой, Д.Б. Эльконина;

В теоретической главе исследования мы рассмотрели общение людей и их влияния друг на друга. Ведь именно в процессе общения формируются взаимоотношения и отношения людей друг к другу, устанавливаются связи и зависимости между ними, рождаются общие идеи, возникают чувства, эмоции. Проблемы взаимоотношений личности в коллективе находят отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Божович, А. В. Запорожца, В.Г. Нечаевой, Д.Б. Эльконина и др.).

Отношения и общение неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

По мнению В.М. Мясищева общение – это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата.

Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая  - это  способ  существования  и общения людей различных наций и народностей в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культуры.

 Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.(Г.Н. Гришина)

Любая образовательная среда России является педагогической и полиэтнической средой. Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
 

Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения. Батурина Г.И. считает, что  это – это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.

Межличностные отношения по определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Также мы отметили, что взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре, где обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняется их взаимодействие со  сверстниками. По определению А.Н. Леонтьева, детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослого и отношений между ними в особой, условной форме.

В игре происходит формирование ребенка, прежде всего как члена общества. Через эмоционально насыщенную жизнь в игровом коллективе, ребенок осваивает отношения, овладевает нравственными формами поведения в жизни.

В наш сборник включены национальные  игры не случайно, ведь именно они содержат в себе информацию о традициях многих поколений. По содержанию эти игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. В них ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке.

С педагогической точки зрения национальные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память и что не маловажно, закрепляются навыки общения. Уделив внимание незнакомым, взятым из другого языка игровым словам, и их проговариванию, педагог помогает детям лучше понимать друг друга, что так же способствует улучшению общения детей.

Задача воспитателя – поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, во владении которыми нуждаются дошкольники.

Н.К. Крупская отмечала, что игра для дошкольников – способ познания окружающего и  своих трудах выделила, следующую классификацию игр.

Игры с открытыми правилами

Игры с фиксированными правилами

Творческие игры

Сюжетно-ролевые игры

Дидактические игры

Строительно-конструктивные игры

Хороводные игры

Режиссерские игры

Подвижные игры

Театрализованные игры

Словесные игры

Игры-драматизации

Забавы

Игры по сюжетам литературных героев

Игры-развлечения

Народные игры

Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

Такое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Дошкольный возраст – это еще и возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность в будущем.

Таким образом, развитие самостоятельной деятельности, игры, воспитание интересов, чувств, навыков и привычек поведения, воли, развитие речи, (увеличение словарного запаса, чтение сказок разных народов, драматизация, игры, беседы, праздники) - все это  является предпосылками для формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Проектная часть - это «Сборник материалов по формированию культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада».

 Состоит из пояснительной записки, в которой мы отмечаем значимость сказок, игр, праздничных мероприятий, объединяющих детей разных национальностей.

Сам сборник состоит из краткой справки о народном празднике и играх, которые включаются в этот сценарий:

Русские народные праздники и игры к ним:

Рождество Христово

Масленица

Пасха

Троица

Иван-Купала

Петров день

Ильин день

Покров Пресвятой Богородицы

Русские народные спортивные игры

Бурятские народные праздники и игры

Сагаалган – праздник Белого месяца

Тайлаган – праздник чествования богов

Сурхарбан

В сборник мы включили и этнические сказки разных народов,

Бурятские сказки

Украинские сказки

Таджикские сказки

Якутские сказки

Узбекские сказки

Мы надеемся, что сборник материалов поможет педагогам организовать работу с детьми и обогатить их новыми знаниями и впечатлениями.

Благодарю за внимание!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада Автор - Карпова Ирина Валерьевна Воспитатель I категории МБДОУ «Детский сад 313 «Ласточка»

Слайд 2

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования" 1.4. Основные принципы дошкольного образования: п. 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 1.6 . Стандарт направлен на решение следующих задач: п. 2 ) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Слайд 3

Цель проектирования : теоретически обосновать проблему формирования межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста и составить сборник материалов для педагогов ДОО. Объект проектирования: формирование культуры межличностного общения детей старшего дошкольного возраста

Слайд 4

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнической образовательной среды ДОО. 2. Рассмотреть понятия «межличностные отношения», «поликультурная образовательная среда» и др. 3. Определить влияние игры на процесс межличностного общения детей. 4. Составить сборник материалов по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада. 5. Провести частичную апробацию составленного нами сборника на базе исследования. Задачи проектной деятельности:

Слайд 5

Тип проекта : комплексный . Методы проектирования: – изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической. – моделирование структуры пособия. – эмпирическая проба Модель проекта: м ежпредметный .

Слайд 6

это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности. (Г.И. Батурина) это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ) Межличностные отношения -

Слайд 7

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). (психологический словарь) Общение - это процесс взаимодействия людей , направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата . (В.М. Мясищев)

Слайд 8

Поликультурная образовательная среда - это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах . (Г .Н. Гришина ) Полиэтническая среда - это способ существования и общения людей различных наций и народностей в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культуры. (Интернет-ресурсы)

Слайд 9

Д етская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослого и отношений между ними в особой, условной форме . ( А.Н. Леонтье в ) Классификация игр : ( Н.К. Крупская ) Игры с открытыми правилами Игры с фиксированными правилами Творческие игры Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Строительно-конструктивные игры Хороводные игры Режиссерские игры Подвижные игры Театрализованные игры Словесные игры Игры-драматизации Забавы Игры по сюжетам литературных героев Игры-развлечения Народные игры

Слайд 10

Голуби мира! Мы танцуем Буги-Вуги… Дружные ребята Коробочка дружбы

Слайд 11

Любим наряжаться! Гость из Казахстана Бабагай в «Теремке» Мы любим сказки!

Слайд 12

Ждем гостей Масленица Иван Купала Рождество

Слайд 13

Проектная часть - это «Сборник материалов по формированию межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды детского сада» состоит из пояснительной записки, в которой мы отмечаем значимость сказок, игр , праздничных мероприятий, объединяющих детей разных национальностей и надеемся, что сборник методических материалов поможет педагогам организовать работу с детьми таким образом, чтобы дети могли повеселиться , и обогатиться новыми знаниями и впечатлениями.

Слайд 14

Сборник состоит : Русские народные праздники и игры: Рождество Христово Масленица Пасха Троица Иван-Купала Петров день Ильин день Покров Пресвятой Богородицы Русские народные спортивные игры Бурятские народные праздники и игры: Сагаалган – праздник Белого месяца Тайлаган – праздник чествования богов Сурхарбан Народный праздник тофаларов Аргамчи-Ыры Этнические сказки: Бурятские сказки Украинские сказки Таджикские сказки Якутские сказки Узбекские сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об уровневой модели формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Перед образовательными учреждениями в настоящее  время стоит задача не только вооружить детей определенной суммой знаний, но психологически подготовить детей к вероятности возникновения различног...

дипломная работа на тему:Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада...

Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».

laquo;Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».Жизнь каждого ...

Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"

Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду

В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...