Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду
статья (старшая группа)

Белкова Виктория Сергеевна

В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_kultury_mezhnatsionalnogo_obshcheniya.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Белкова Виктория Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Хрусталик»,

Хабенко Ольга Викторовна,

заместитель  заведующей по ВиМР

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Хрусталик»,

г. Абакан,  Республика Хакасия

Формирование культуры межнационального общения у детей

старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду

Аннотация: В статье анализируются результаты эмпирического исследования  и опыт работы по формированию этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада г. Абакана Республики Хакасия

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, этнические группы, диаспоры,  народные традиции, этническая культура, полиэтнический детский сад, межнациональное общение, толерантность.  

Преобразования в современном обществе, порождающие активные миграционные процессы, приводят к возникновению полиэтнических социальных пространств. В результате одной из проблем является серьезная трансформация этнической социализации подрастающего поколения, поскольку члены семьи, и особенно дети дошкольного возраста, испытывают определенные трудности в адаптации к новым условиям жизни, к новому социальному окружению. В следствие миграционных процессов, происходящих в России, с каждым годом в поликультурной среде региона становится все больше дошкольных образовательных учреждений с многонациональным составом.  

Сегодня территорию Республики Хакасия населяют этнические группы из Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Республики Тыва и других республик. Детский сад «Хрусталик» г. Абакана Республики Хакасия посещают более 40 детей – представителей различных этнических групп, в частности: 32 ребенка киргизской диаспор; 17 детей – узбекской диаспоры; 9 детей – представителей тувинской диаспоры и др. этнических групп. Детский сад находится рядом с центральным рынком, поэтому большинство этнических семей проживает в этом районе. Таким образом, проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста является сегодня значимой и актуальной.

В условиях полиэтнического детского сада на первый план выступает воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание в духе дружбы и взаимопомощи, толерантного отношения друг другу, т.е. этики межнационального общения. Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства. В первые годы жизни ребенок постигает азы человеческих взаимоотношений, но фактор национальности для детей не имеет существенного значения, поскольку не принимается им во внимание, так как ребенку он не известен. По мнению Э.К. Сусловой «…отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты» [3].  Это хорошо видно в нашем детском саду, где дети с удовольствием общаются и многие хотят выучить хакасский язык.

Однако заметим, что в моноэтническом детском саду, дети другой национальности, могут стать мишенью критики или неприятия своих сверстников из-за индивидуально-личностных качеств, физических данных, черт характера или низкого социального статуса семьи и родителей. Как показывает наш опыт, в полиэтнической среде дошкольники из этнической семьи становится более уязвимы: здесь дополнительным источником беспокойства могут стать речевой акцент, неправильно употребляемое слово на русском языке, различия во внешнем виде или в поведении и т.д.  Иногда в общении детей можно заметить прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки сверстников или попытки некоторых дошкольников «уподобить» свои черты (сделать похожими) на лицо другой национальности, дразнилки, бестактные вопросы.  

Это объясняется не только детской непосредственностью, ограниченным жизненным опытом, слабо развитыми гуманными чувствами и отношениями. На наш взгляд, в большей степени такое поведение детей нередко скопировано от взрослых, навеяно их разговорами, свидетелями которых нередко являются дети.  Поэтому, воспитание этики межнационального общения детей с другими национальностями надо начинать уже в дошкольном возрасте. Этикой межнационального общения человек способен овладеть с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к формам внешнего поведения. Это, прежде всего, отношение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных национальностей.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным период ом формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений с детьми разных национальностей. От того, как они будут складываться, во многом зависят статусное положение ребенка в детском коллективе, и успешность, или не успешность в деятельности, его эмоциональное благополучие.  Ребенок 5-7 лет нуждается в сверстниках, в товарищах, в общении с ними он проводит большую часть времени в детском саду: играет, вместе с педагогом занимается разными видами деятельности.

В нашем детском саду мы провели опрос детей, направленный на изучение межличностных отношений дошкольников разных национальностей в группе сверстников. В исследование участвовали 30 детей старшего дошкольного возраста, из них: 16 девочек (53%) и 14 мальчиков (47%) разных национальностей: киргизов, хакасов, тувинцев, узбеков, азербайджанцев, вьетнамцев, русских. Большинство детей охотно вступали в беседу, называли свое имя и имена членов семьи, рассказывали о своих друзьях, увлечениях и интересах. На вопрос: «Нравится ли тебе ходить в детский сад», положительный ответ дали 77% дошкольников, при этом дети говорили, что им интересно играть в игры, заниматься интересными делами (лепить, рисовать, делать различные поделки, экспериментировать), гулять на прогулке, общаться с друзьями. ), нравятся праздники и развлечения, которые часто проходят в детском саду; гулять на прогулке, общаться с друзьями. Среди любимых игр девочки отметили игру в куклы, в «дочки-матери» (40%); мальчики любят играть в догонялки (26%) и в машинки - 13%. На вопрос: «Кто твой самый лучший друг?», - 53% опрошенных отметили сверстников, посещающих детский сад; 27% - брата или сестру; 17% назвали воспитателя. Большинство дошкольников (73%) имеют друзей, среди которых 50% - это дети разных национальностей (тувинцы, киргизы, хакасы, узбеки).   38% дошкольников среди друзей указали русских детей. Дети отмечали, что национальность в выборе друзей для них зачастую не имеет никакого значения.

На вопрос: «Нравятся ли тебе твои воспитатели?», 73% воспитанников дали положительный ответ. Дети говорили о том, что с ними всегда интересно, проиллюстрируем сказанное ответами детей: «она всегда играет с нами»; «можно интересно заниматься»; «она добрая», «никогда не ругает»; «не кричит»; «хвалит меня, когда я помогаю»; «меня всегда называет ласково» [2 ]  

Таким образом, проведенное исследование особенностей общения показало в целом благоприятную картину межнационального общения дошкольников в группе сверстников. На наш взгляд, это достигается целенаправленной работой педагогов по формированию этики межнационального общения у детей разных национальностей,  и решения в этом плане важнейших образовательных задач: обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в поликультурном социуме; полноценное развитие детей независимо от их национальной принадлежности; формирование у детей доброжелательного отношение и проявления интереса к другой культуре.

Воспитателем проводится многоплановая работы по приобщению детей к этнонациональной культуре разных народов. На наш взгляд, - это основной путь воспитания у детей этики межнационального общения.  Ознакомление с культурой другого народа происходит через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, высокохудожественных произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. Воспитателю важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные». Данная работа решается через  несколько задач:  развитие познавательных интересов и кругозора детей (в любой совместной деятельности   стараюсь побуждать детей к стремлению узнавать что-то новое о своём народе, его культуре, истории, традициях); развитие эмоциональной сферы детей и чувств (дети должны научиться восхищаться и гордиться своим народом, его мудростью, а помогут в этом былины, сказки, легенды, стихи, которые дают возможность поразмышлять и порассуждать о красоте природы родного края, о взаимоотношении людей и природы, о влиянии природы на человека и наоборот); вовлечение детей в совместную деятельность (национальные игры, танцы и песни, музыка дают возможность окунуться в культуру родного народа; декоративно – прикладное творчество придает колорит и учит красоте народного промысла).

Для развития у детей коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом мы используем игровую деятельность разного содержания. Например, народные, дидактические и речевые игры, поскольку игра является самым лучшим средством воспитания этики межнационального общения у дошкольников. Наши дети очень любят играть в следующие игры, подвижные: русские народные («Золотые ворота», «Бабка Ёжка», «Мороз красный нос», «Матушка Весна»), хакасские («Ала хуча» (известная как «Сахтангчы» «Сторож»), «Чуурана» (хакасский вариант игры в прятки), «Медведь и пень», «Спрячь руковицу»). Дидактические: «Хоровод дружбы», «Выложи орнамент» (цветные шаблоны для выкладывания орнамента национального костюма), «Путаница», «Поступаем правильно»; речевые «Что можно сделать для друга?», «Передай привет другу», «Твой друг: какой он?», «Давай поговорим» и др.  

Если у детей непривычные национальные имена, их можно  с согласия ребенка и его родителей заменить на подходящие русские. Однако, есть педагоги и родители, которые против такой подмены. Ребёнка нужно называть тем именем, которое им дали родители, даже если имя трудно произносимое для остальных детей. Можно придумать ласковый аналог имени ребенка.

 Эффективным средством в формировании этики межнационального общения мы читаем праздники и развлечения. Традиционным в нашем детском саду стало проведение ежегодного фестиваля «Дружат дети всей земли», этот праздник  объединяет детей и родителей всех национальностей нашего детского сада. Целью этого мероприятия является формирование у детей чувства толерантности, положительного и уважительного отношения к культуре других народов, толерантное отношение к людям другой национальности. Каждая группа представляет на фестивале одну из национальностей нашего детского сада: национальный костюм, национальное, стихотворение, песню, произведение народного творчества или национальную игру. Как показывает наш опыт, этот праздник способствует сплочению как детей, так и родителей. Кроме того, ежегодно  в детском саду празднуются традиционные русские праздники: Рождество, Масленица, колядки, Пасха, День Ивана Купалы, День Петра и Февронии (День семьи). Поскольку  мы живем в Хакасии,  то хакасские праздники мы тоже не обходим стороной: Уртун - той (праздник сбора урожая), день хакасского языка (песни, стихи, инсценировки), Таан – той (праздник прилета первых птиц), Чыл Пазы (праздник начала года). К подготовке и проведению праздников мы всегда привлекаем наших социальных партнеров и родителей.  

Таким образом, знание педагогом традиций и культуры других народов, их реализация в педагогическом процессе ДОУ, помогает воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, сформировать правильные, положительные взаимоотношения в группе детей с разным национальным составом. Продуманность и подбор интересных видов деятельности, национальных народных игр, организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой присутствуют элементы разных культур,  знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой воспитания у детей этики межнационального общения, комфортного  и полноценного развития ребенка как личности. Важно формировать у детей умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, их традиции такими, «какие они есть».

Список литературы

  1. Беленкова Н.О. О работе в группах смешанного состава по поддержке межнационального согласия // Дошкольное воспитание – 2014г. № 4 – с. 87 – 90
  2. Горбунова О.Ф., Хабенко О.В. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей этнических диаспор в дошкольном образовательном учреждении Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции (Аба-кан, 18–20 ноября 2021 г.) / отв. ред. Л. Х. Тургинекова, О. Е. Ефимова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2021.- 182-185 с..
  3. Суслова Э.К. Обращение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание – 2013г. № 6 – с. 23 – 25.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

Презентация «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Презентация «Формирование правильной осанки и  профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»...

Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"

Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....