Обобщение опыта работы «Развитие мышления и речи у дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством игровой деятельности»
учебно-методический материал на тему

Клещевникова Татьяна Борисовна

Аннотация

           Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления

                    

         В речи детей существует множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_moy.docx85.64 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка

1.Ф.И.О. Клещевникова Татьяна Борисовна  

2. Дата рождения 27.07.1975

3. Место работы МАДОУ «Сказка»

4. Должность воспитатель

5. Заявленная квалификационная категория   высшая квалификационная категория

6. Наличие квалификационной категории    первая квалификационная категория

7. Срок действия имеющейся категории 2 года 1 месяц

8. Образование, наименование учебного заведения, год окончания образование высшее, Тобольская государственная социально – педагогическая академия им. Д.И. Менделеева по специальности «педагогика и психология», квалификация «педагог-психолог», 2013 год

 9. Общий стаж работы 21 год

10. Стаж педагогической работы 9 лет

11. Стаж работы в должности (в данном учреждении) 9 лет_

12. Наличие ученой степени _не имею  

13. Награды, звания

В 2016 году награждена благодарственным письмом от Законодательного Собрания ЯНАО за участие в качестве педагога – наставника в окружном творческом конкурсе «Экология в рисунках детей», посвящённом проведению в 2017 году в РФ Года экологии.

В 2016 году награждена благодарственным письмом от Председателя Городской Думы Е. Г. Зуйкова за активную жизненную позицию, высокое профессиональное мастерство и творческий поиск в деле воспитания подрастающего поколения.

В 2016 году вручена благодарность от муниципального учреждения «Управления образования Администрации города Лабытнанги» за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и значительные успехи в организации образовательного процесса.

В 2016 году награждена благодарственным письмом от муниципального учреждения «Управления образования Администрации города Лабытнанги» за активное участие и высокий уровень подготовки творческих работ для благотворительной ярмарки «Поделись теплом своей души». Проводимой в рамках X городского фестиваля детского творчества «Лабытнанги – адрес детства»

14. Контактные телефоны: рабочий 2-36-26   домашний   3-11-65

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Сказка»

(МАДОУ «Сказка»)

Описание опыта работы

«Развитие мышления и речи у дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством игровой деятельности»

Воспитатель:

Клещевникова Татьяна Борисовна,

I квалификационная категория

                                                                                                                     

г. Лабытнанги, 2017 г

           «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Введение:

Аннотация

           Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления

                   

         В речи детей существует множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

       

Тема опыта: «Развитие мышления и речи у дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством игровой деятельности»

Идея опыта

         Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

       Учитывая опыт предыдущих лет по результатам исследований уровня речевого развития выпускников имеются трудности в развитии грамматического строя речи, связной речи, поэтому для решения данной проблемы поставила цель: развить речь и мышление дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством дидактических игр.

Сведения об авторе

Ф.И.О.: Клещевникова Татьяна Борисовна

Образование: высшее, Тобольская государственная социально – педагогическая академия им. Д.И. Менделеева по специальности «педагогика и психология», квалификация «педагог-психолог», 2013 год

 Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 9 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 9 лет

Квалификация: первая квалификационная категория

Награды и достижения:

В 2016 году награждена благодарственным письмом от Законодательного Собрания ЯНАО за участие в качестве педагога – наставника в окружном творческом конкурсе «Экология в рисунках детей», посвящённом проведению в 2017 году в РФ Года экологии.

В 2016 году награждена благодарственным письмом от Председателя Городской Думы Е. Г. Зуйкова за активную жизненную позицию, высокое профессиональное мастерство и творческий поиск в деле воспитания подрастающего поколения.

В 2016 году вручена благодарность от муниципального учреждения «Управления образования Администрации города Лабытнанги» за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и значительные успехи в организации образовательного процесса.

В 2016 году награждена благодарственным письмом от муниципального учреждения «Управления образования Администрации города Лабытнанги» за активное участие и высокий уровень подготовки творческих работ для благотворительной ярмарки «Поделись теплом своей души». Проводимой в рамках X городского фестиваля детского творчества «Лабытнанги – адрес детства»

           Условия формирования опыта

          Я занималась проблемой развития речи на протяжении трёх лет, работала над темой: «Развитие мышления и речи у дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством игровой деятельности»

          Изучая углублённо эту тему, обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на общеобразовательную программу дошкольного образования, предназначенную для работы с детьми от 2 до 7 лет «Радуга», под редакцией Т, Н. Дороновой.

        На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; активное участие в работе городских методических объединений.

Теоретическая база опыта

         Самым благоприятным периодом для развития способностей у ребёнка является раннее детство и дошкольный возраст. Для детей в этом возрасте характерна усиленная познавательная активность потребность в умственной нагрузке, повышенная впечатлительность. Наглядно-действенное и наглядно - образное мышление особенно тесно связаны с речью. Развитие логического мышления имеют особое значение для подготовки детей к школе. Чтобы ребёнок стал использовать слово, как самостоятельные средства мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённой в словах.

         Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что особую роль природы и окружающего мира в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо, – писал он, – чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.

          Интересные данные об умении детей среднего и старшего дошкольного возраста сравнивать предметы и явления природы были получены Е. И. Золотовой, она считала, что нахождение внешних общих и отличительных признаков животных (форма, цвет и покров тела, количество конечностей, место обитания и др.) должно проходить через сравнение двух животных, которые имеют существенные отличия. Исходя из концепции Золотовой Е.И. и того, что игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста использую дидактические игры, направленные на развитие мышления и речи представленных представленных   авторов: Л.Г. Селиховой «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", В.В. Гербовой "Занятия по развитию речи в старшей группе», З.М. Богуславской Развивающие игры для детей дошкольного возраста», В.Цвытарного "Играем пальчиками и развиваем речь», а также интернет ресурсы.

         

Дидактические игры имеют очень большое и важное значение в развитии у дошкольников умственной активности. С помощью дидактических игр мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных ими знаний в различных ситуациях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Формированию у ребенка мышления и речи способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1.Развивать речевые навыки, грамматический строй речи

2. Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление

3. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности (игровая, продуктивная и т.д.).

4. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

5.Упорядочить сведения детей об окружающем мире, сформировать представления об его целостности.

6. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

7. Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей

Для реализации поставленных задач выработала следующий алгоритм действий:

  1. Изучить специальную литературу.
  2. Подобрать соответствующий дидактический, наглядный материал.
  3. Разработать циклограмму применения игр, упражнений на развитие речи и мышления при ознакомлении с окружающим миром.
  4. Использовать данный материал в непосредственно - образовательной и в совместной деятельности воспитателя с детьми.  
  5. Провести мониторинг результатов развития мышления и речи.

В своей деятельности использовала следующую литературу:

  1. Л.Г. Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", 1991г
  2. В.В. Гербова "Развитие речи в детском саду" М.: Мозаика-Синтез, 2008г
  3.  В.В. Гербова "Занятия по развитию речи в старшей группе», 2008г
  4.  З.М. Богуславская Развивающие игры для детей дошкольного возраста», 2005 г
  5.  В. Цвытарный "Играем пальчиками и развиваем речь», 2001 г
  6. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста / Н.Е. Попенова; Попенова Н.Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008 г.
  7. Путляева, Л.О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2006 г.
  8. Сидорчук Т А. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов / Т.А. Сидорчук, О.Н. Синдяева; Т.А. Сидорчук, О.Н. Синдяева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007 г.
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. – М.: ТЦ “Учитель”, 2004 г.
  10. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - М.,1992г
  11. А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду» - М.,1982г
  12. А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» - М., 1981

          Актуальность и перспективность опыта

           В процессе ознакомления с окружающим миром развивается мышление и речь. Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе игры, задавая вопросы ребёнку мы побуждаем его фантазировать, размышлять, самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Поэтому так актуально и важно заботиться о своевременном формировании речи и развитии мышления посредством игровой деятельности.

           

Новизна опыта

          Новизна в моей работе заключается в том, что проводятся интегрированные занятия с педагогом дополнительного образования в картинной галерее. Мы используем дидактические игры, которые предполагают творческий подход   в решении педагогических задач:

  • игры – путаницы;
  • игры путешествия;
  • игры   с продуктивными видами деятельности.

Эти игры развивают познавательный интерес, несут сюрприз, ожидание радости.

В комплексном использовании занимательного дидактического материала  через организацию игровой деятельности.

Адресность опыта

           Мой педагогический опыт будет полезен молодым воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и родителям. Опыт поможет понять значение и необходимость развития мышления и речи у дошкольников; подобрать материал для развития детей.

Трудоёмкость опыта.

      Практическая применяемость данного опыта не требует больших затрат и ресурсов. Необходимо сделать наглядный материал, что так же не составляет большого труда. Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся мною в практику педагогической работы в течение трёх лет. Материал может быть использован воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, родителями.

Технология опыта

          Обучающие и развивающие  задачи успешно решаю при правильном выборе методов, приёмов. Использую игры – путаницы: «Кто где живет?», «Где чей хвост?», «Угадай чей след». Такие игры очень интересны детям тем, что в них они видят противоречия. У детей это вызывает радость и интерес, а также желание помочь героям найти выход из сложившейся ситуации или исправить это противоречие.

В игре дети учатся группировать предметы по отдельным признакам. Для этого применяю игры – путешествия, такие как: «Без чего не бывает…», «Мы пошли на огород», «Прогулка по нашему городу».

Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны». В  игре «Угадай чего не хватает и дорисуй» закрепление материала проходит посредством продуктивной деятельности (рисование и лепка).

Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.

Специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи используя такие игры как  «Назови детенышей», «Кто где живет?», «Без чего не бывает ….» Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим играм, на закрепление звукопроизношения, пальчиковым играм, Провожу хороводные, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь. Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Большую роль в современном образовательном процессе играют презентации, которые создаем для лучшего освоения  материала.

В рамках школы профессионального мастерства делюсь опытом работы,  с педагогами детского сада участвуя в мастер-классах, в открытых мероприятиях,  на педагогических советах.

В дальнейшем по данной теме планирую использовать дидактические игры на развитие творческого мышления, которое способствует находить ответы на вопросы не стандартным путем.

Результативность опыта

          В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. По наблюдениям за воспитанниками в свободной и  непосредственно – образовательной деятельности  пришла к выводу у них улучшилась речь, а именно грамматический строй речи, они легко  устанавливают причинно-следственные связи, находят общие признаки предметов, явлений.

           По результатам психолого-педагогической диагностики уровень развития мышления у детей старшей группы в 2015-2016 году увеличился на 7%. по сравнению с 2014-2015 годом. Уровень речевого развития в 2015-2016 году увеличился на 5% по сравнению с 2014-2015 учебным годом.

 

         Таким образом, при ознакомлении детей 4-7 лет с окружающим миром посредством игровой деятельности, а именно использование дидактических, развивающих игр, речь и мышление развивается эффективнее. Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения эмоциональной речи.

        Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний.

      Для меня результат работы — это видеть своих воспитанников счастливыми, успешными в жизни, любознательными, общительными.

     

«Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда».    В. Сухомлинский

 «Дети охотно всегда чем - нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».   Я. Коменский

Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.  

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного материала. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И самый эффективный метод - использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности старших дошкольников.   

По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

В связи с этим, чтобы показать целостность работы по этой теме,провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в форме диагностических упражнений, разработала занятия целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме. Провела консультацию для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребёнок», с целью помочь родителям правильно подойти к вопросу развития речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность.

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, раз...

«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»

В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....

Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"

Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Презентация "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность"

Презентация предназначена для родителей в млашей группе ДО. Знакомит родителей с формами работы способствующими развитию связной речи...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»...

Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через ознакомление с миром природы"

Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через ознакомление с миром природы"Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источник...