«Развитие навыков самостоятельного конструктивного взаимодействия посредством социально-коммуникативных игр»
статья на тему

В дошкольном возрасте в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, которая позволяет создать событийно-организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Одним из средств овладения культурными практиками являются социально – коммуникативные игры. Социоигровые приемы направлены на развитие коммуникативных умений у детей, поэтому в основе лежит общение детей между собой, с взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие навыков самостоятельного конструктивного взаимодействия посредством социально-коммуникативных игр»

В дошкольном возрасте в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, которая позволяет создать событийно-организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Одним из средств овладения культурными практиками являются социально – коммуникативные игры.

Цель: Развитие коммуникативной компетентности в процессе общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Задачи:

  • Формировать у детей активную жизненную позицию, создавать условия для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей
  • Развивать умение сотрудничать со сверстниками в паре, тройках, команде, выбирать партнера по совместной деятельности посредством интерактивных игр по социально-коммуникативному развитию
  • Развивать умение проявлять инициативу, самостоятельность при взаимодействии: держать себя уверенно во время выступления, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника

Социоигровой стиль основан на принципе организации работы малыми группами, где основным условием является предоставление детям возможности проявления инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе в попытке самостоятельного придумывания объяснений явлениям и поступкам (не навязывать свои представления, а создавать условия для самостоятельного высказывания детьми своих представлений и суждений).

Социоигровые приемы направлены на развитие коммуникативных умений у детей, поэтому в основе лежит общение детей между собой, с взрослым. Общение детей необходимо организовать в три этапа [2;54]:

  • На первом этапе учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается собственная речь)
  • На втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу
  • На третьем этапе общение - это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников конструктивному взаимодействию

Сущность социоигровых игр подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка. Не менее важным является договор, правило. Дети общаются в деловой обстановке, спорят, обсуждают.

Одним из наиболее рациональных способов организации жизни детей является работа в малых группах, где нет четкого регламента их деятельности и взаимодействия друг с другом и с взрослым, нет постоянного статуса, роли, места и позиции каждого ребенка в процессе общения, а происходит постоянная их смена.

В таких группах есть свобода, возможность выбирать себе компанию, напарника, высказывать свое мнение и выслушивать других.

Появляется возможность выбирать общее дело и способы его реализации, распределять самим роли, договариваться друг с другом, держать правила. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение.

Постепенно у детей развивается адекватная самооценка, представление о самом себе и сверстниках. Количество детей и длительность их пребывания в этих объединениях зависит от возраста детей, содержания и насыщенности детской жизни, умения общаться и договариваться, от уровня сформированности произвольного поведения, коммуникативных умений.

Исходя из этого, в группе создаются разные модели рабочего пространства. Эту работу мы начинаем уже в младшем дошкольном возрасте, когда происходит индивидуальное взаимодействие взрослого с детьми, при обязательной помощи взрослого. Опыт взаимодействия приобретается в совместной продуктивной деятельности. Возможна начальная форма взаимодействия – диалог двух партнеров, переключение внимания на партнера по совместной деятельности.

Первоначальные занятия с детьми в 3-4 года включают в себя три части:

  • Демонстрация образца нормативных способов сотрудничества с помощью инсценировки взаимодействия кукольных персонажей
  • Объединение детей в диады (от греч. Двоицы, совокупность двух взаимосвязанных объектов) для совместного выполнения задания
  • Собственно, взаимодействие детей

Последующие занятия включают в себя следующие этапы работы:

  • Вербальное обозначение взрослым ситуации (напоминание правил игры, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания)
  • Образование диад
  • Собственно, взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей, разделение операций, совместное выполнение)
  • Анализ и оценка продуктов деятельности

В средней группе подобная работа состоит из следующих частей:

  • Создание положительного эмоционального настроя перед совместной работой (стихи, музыка, иллюстрации, загадки)
  • Объединение детей в рабочие группы (3-4 человека), помощь взрослого в планировании совместной работы, реализация детьми коллективного замысла продукта
  • Анализ и оценка совместной творческой деятельности (взрослый обращает внимание на работы других групп, особо выделяет оригинальные находки каждой композиции)

В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем работу по развитию коммуникативных умений у детей в тройках, четверках, полученные навыки взаимодействия между собой позволяют расширять целевые установки педагога при организации различных видов деятельности и вводить новый элемент сотрудничества – дискуссию. Дети седьмого года жизни обучаются самостоятельному выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности.

Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные игры, педагогические приемы.

Внедрение интерактивных игр в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников:

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод
  • Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель
  • Старшая группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах, аквариум
  • Подготовительная группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах, аквариум, большой круг, дерево знаний

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Этот прием работы с детьми используется во всех видах деятельности детей – игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструировании, художественной, двигательной.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивный прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка»

Интерактивный прием «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой игры составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такой прием внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивный прием «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивный прием «Интервью». Благодаря использованию этого приема у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение способа групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивный прием «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Прием «Большой круг» позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью внедряется прием «Дерево знаний». Он развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Использование интерактивных игр и приемов в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, введение в образовательный процесс интерактивных игр по социально-коммуникативному развитию способствовало созданию условий для позитивной социализации детей, развитию коммуникативных навыков, проявлению самостоятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками.


Источники:

  1. Букатов В. М. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада. - СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 160 с.
  2. Шулешко Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике [Текст]/Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В.М. Букатов. - Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990. - 116 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самостоятельных игр младших дошкольников

Мною была разработана программа педагогического сопровождения игр с ноября по апрель.       Первым  направлением моей работы было:- создание педагогически целесообразной разви...

Развитие навыков самостоятельности.(из опыта работы)

Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенк...

Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности  детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....

Развитие навыков самостоятельности по средством правил

Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей среднего дошкольного возраста. Цель нашей работы Создать условия для развития навыков самостоятельности через систему правил...

Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.

Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....

Инженерная книга как инструмент развития навыков планирования конструктивной деятельности дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Инженерная книга как инструмент развития навыков планирования конструктивной деятельности дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»....