Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
материал

Домашенко Елена Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_doo.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ д/с № 17

      В МБДОУ д/с № 17  создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, стимулирует активность и самостоятельность детей и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

      Развивающая предметно-пространственная среда  содержательно-насыщенная. Она включает в себя различные средства обучения, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить все виды детской деятельности. В группе имеются центры развивающие (игровую, познавательную, исследовательскую и творческую) активность детей и возможность самовыражения. 

Пространство групп разделено на небольшие полузамкнутые микропространства.  Дети вместе с воспитателем могут по собственному замыслу менять пространственную организацию среды. Для этой цели во всех группах имеются небольшие ширмы, пластиковые каркасы, отрезы ткани.  Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. Развернуты только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель.

   В группах имеются коробки или корзины с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме этого есть альбомы, книги-самоделки с алгоритмом изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы.

Имеются ниши, универсальные игровые поля  для разыгрывания сюжетов в режиссерской игре, наборы игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

 В группах специальное место и оборудование выделено для центра дидактических игр. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию и другие.  

Центр творчества, кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), в художественно-творческих центрах имеются  схемы способов создания образов с помощью разнообразных техник,  операционные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Во всех группах выделены специальные места для демонстрации детских работ.

Большое место в группах отведено центрам экспериментирования. Его оснащение дает возможность показать детям различные инструменты, помогающие познавать мир (микроскоп, телескоп и т.д.).

В группах имеется центры конструктивных игр, в которых помещены  конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов, имеются разнообразные схемы- образцы построек, альбомы с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций.

В группах созданы литературные центры, которые оформлены в виде библиотек, где книги расставлены в алфавитном порядке, оформлена тематическая выставка, меняющаяся в соответствии с темой недели. Кроме этого в помещении МБДОУ выделено отдельное помещение для детской библиотеки.

В группах оформлены физкультурно-оздоровительные центры, где дети могут удовлетворить свою потребность в движении или размяться после длительного сидения, для этого имеются дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания и другое оборудование.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого в группах имеются своеобразные экраны достижений, оформленные на кабинке каждого ребенка, где фиксируются его успехи.

Предметная среда групп способствует развитию субъектной позиции ребенка в деятельности, реализации двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности взрослых и детей, а также возможности для уединения. В каждой группе имеются разнообразные уголки уединения.

Детьми каждой группы совместно с воспитателями и родителями разработаны правила поведения в детском саду и группе, в которых придуманы специальные символы для того, чтобы у детей была возможность доступа ко всем имеющимся материалам – рука помощи (ребенок может попросить помощи взрослого, если ему что-то не доступно). Также используется специальный символ, показывающий изменения в среде группы, внесение чего-то нового. Имеются знаки, демонстрирующие желания ребенка продолжить игру.

В двух группах МБДОУ д/с № 17 для детей с нарушением зрения развивающая предметно – пространственная среда учитывает особенности детей: в помещение группы дверные проёмы, ручки, столы выделены контрастным желтым  цветом,  создан уголок для тренировки различных зрительных функций, где особое внимание уделялось играм на коррекцию зрения: мозаики разного размера, тактильные дощечки, бусы, тактильные книжки для слабовидящих детей, лабиринты, шнуровки, дидактическое пособие «Ориентир», «Светлячок» и т.д.   По группе размещены глазные ориентиры, на которых дети могут зафиксировать взгляд. Для проведения зрительных гимнастик на стенах в  группе  имеются:

  • схемы зрительных траекторий по В.Ф. Базарному
  • метки на стекле по Э.С. Аветисову  
  • подвесные модули

В группах имеются наклонные подставки, которые используются для детей со сходящимся косоглазием и высокой степени меопии во время занятий, индивидуальной работы, и в кабинетах узких специалистов (дефектолога, психолога, логопеда).

 В центре экспериментирования  все игры имеют яркий контрастный цвет, наглядный материал имеет контрастный контур, полки выделены синим цветом, что облегчает зрительную нагрузку детям. Состоит из познавательной литературы, дидактических игр, лаборатории для экспериментов, увеличительных приборов, различных коллекций, а также для развития  сенсорного восприятия (тактильного, обонятельного)

         У детей с нарушением зрения наблюдается моторная неловкость, нескоординированность движений, нарушено восприятие пространства, поэтому оборудование для спортивного уголка подобрано  с учетом особенностей детей: кольцебросы,  доски-лабиринты, настольные спортивные игры, тактильные дорожки, мешочки, дарц.

        Центр творчества содержит большое количество материалов для рисования, лепки, аппликации как из материалов для творчества, так и бросового материала. При работе в центре, дети используют контрастные подкладные листы, чтобы был виден контур изображения, созданы условия для презентации своих работ. Места для  детских презентаций имеют темную контрастную основу.     

  В центре конструктивных игр  имеется различный конструктор и коробки из бросового материала, огромный выбор ЛЕГО-конструктора.  Свои постройки дети размещают на передвижных подиумах, что позволяет сохранить начатую игру. Передвижные подиумы темного цвета хорошо выделяются на светлом полу. Величина конструкторов, мозаик зависит от остроты зрения каждого ребёнка.

     В центре игры  большой выбор игровых атрибутов, с помощью различных ширм дети могут изменять пространство, это развивает умение видеть и проектировать игру, проявлять инициативу и самостоятельность. Учитывая особенность детей с нарушением зрения, все игровые атрибуты имеют яркую внешность.

 С большим удовольствием дети играют, экспериментируют в центре воды и песка. Емкости для центра яркого  цвета.

Центр театральной игры включает в себя « Костюмерную», «Гримёрную», «Салон красоты», а также представлен разными  видами настольного театра. Имеются различные маски для инсценировок. Центр снабжён лёгкими занавесками «лапшой», что позволяет использовать его  как место, где можно посекретничать, или превратить в домик, а так же использовать занавески для плетения косичек.

Центр речевого развития   позволяет выбрать любую литературу (энциклопедии, журналы, художественные книги, речевые игры, буквари). В этом же центре дети могут отремонтировать «больную книжку». Контур полок выделен, синим цветом. Тактильными книжками для слепых и слабовидящих детей фондом для слепых.

Центр дидактических игр оснащен  разнообразными играми, которые оформлены  в соответствии с офтальмологическими требованиями: игры на развитие логического мышления, обогащения кругозора детей, на развитие математического мышления, на развитие зрительного восприятия и т. д.

 В приёмной группы созданы  места для выставки детских рисунков, поделок. Выставочная доска яркого цвета, детям хорошо видно, куда выставлять вою работу. Для родителей разместили маркерно-магнитную доску для  размещается на ней не только различных объявлений, но и использования при проектной деятельности. Здесь  же у ребят  есть места для  хранения личных секретиков. Все мешочки разноцветные, имеют яркий окрас.

Пространство лестничных площадок используется для выставки детских работ, рамки для работ хорошо видны на стене.   Ступеньки лестниц и перила выделены ярким жёлтым цветом.  Все групповые помещения задействованы в образовательном пространстве и доступны для наших ребят. Имеются маркеры придуманные детьми для обозначения степени доступности. Ко всем видам игр, игрушек, материалов имеется свободный доступ воспитанников.

Безопасность РППС предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению  надёжности и безопасности в их использовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...

Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды младшей группы «Солнечные зайчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияд/с № 17«Здоровячок» комбиниров...

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы ...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 25 г.Красноярска

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 25 г.Красноярска в соответствии с требованиями ФГОС ДО (безопасное, трансформируемое, полифункциональное обор...