Фонопедические упражнения
материал на тему

Дроздетская Мария Игоревна

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Картушиной .

«Лень»

На меня напала ле - ень

День и ночь, день и ночь, ле – е - ень

От жары укрыться в тень ле  - е-е-ень

Даже пнуть ногою пень ле е е нь.

А-а-а ноги руки ватные

И-и-и голова квадратная.( ленивые червячки)

Упражнение « Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки

 Мы погреем их немножко.

( сначала дети дышат бесшумно, затем с голосом «а-а-а», далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот)

Упражнение» Посчитаем»

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.

 Например,

1 – шепотом

2 – тихо

3- громче

4 – еще громче и т.д.

Упражнение « Капризка»

Я не буду убираться! Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети кричат «а-а-а!», воют « У-у-у!», визжат « И-и-и!»

Упражнение « Тигр вышел погулять»

1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р!  Движение вверх, глиссандо

Запереть его забыли, 1, 2, 3, 4, 5, Р-р-р-р! Глиссандо вниз

Он по улице идет. Р! Р! Р!   Произносить коротко но активно верхнем регистре

Ни кому не пристает Р! Р! Р!             Произносить коротко      в низком регистре

Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А !А!               звуки похожи на крики чаек.

Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)

Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! ( глиссандо вверх, потом вниз)

Игра « Покачай ребенка» ( на изменение силы голоса)

- волнообразное усиление и ослабление  со звуком « а-а-а-а»

Игра « Эхо» ( « Музыкальный букварь Н. Ветлугиной»)

( на изменение силы голоса)

Эй, вы, дубы, ау, ау!

 А где грибы, ау!, ау! ( дети поют громко, руки рупором)

А лес в ответ : ау! Ау! ( дети поют тихо)

Грибов здесь нет, ау, ау!

« Езда на автомобиле»

Цель: развивать голос и  его вибрацию

Ход игры: педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле: едем по ровной дороге, объезжаем лужу справа, слева, едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет, едем на большой машине, не маленьком автомобильчике.

Игра « От 1 до 10»

Цель: вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.

Ход игры:  педагог предлагает спеть детям цифры как одно слово, начиная с шепота, постепенно усиливая звучание голоса.

« Море»

методика исполнения» дети голосом имитируют прилив и отлив волн. Положение губ соответствует артикуляционному укладу звуков а, о, у, мышцы губ напряжены, необходимо добиваться гибкой динамики голоса.

 А-о-у-о-а, а-о-у-о-а-

Для распевания использую  материалы Елены захаровой:

Да-дэ – ду, да-а, дэ--, ду., да-а-а-а, дэ-э-э-э, ду.

Игра « Качели» ( на развитие правильного звукообразования)

Во время пения мы проговариваем куда пошел звук вверх или вниз, показываем как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагаю произнести любой звук или слово приемом « глиссандо». Например, медленно произнести слово « вверх», начиная с низкого звука , а затем выше и выше. Слово «вниз» произнести с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.

Качели на веревочках

Понравились девчоночкам

И мальчики довольны:

Все покачались вволю.

« Ракета» ( на развитие правильного звукообразования)

Запускаем двигатель на одном звуке: « У-у-у-у», затем используется прием

« глиссандо» вверх:  ракета взлетела.

Распевки – календарики.

Используемые мною в работе распевки – календарики  Е. Матвиенко развивают чувство темпа и ритма, учат сочетать текст с движениями  и музыкой. Разучивание попевок сопровождаю звучащими жестами ( хлопками, притопами, щелчками), звуками музыкальных инструментов. Создается эмоциональная, творческая атмосфера, в детском пении появляются естественность, певучесть, звонкость.

Снег засыпал все пути, ( скользящие хлопки)

Ни проехать , ни пройти ( шлепки по коленям)

Мы лопаточки возьмем, ( хлопки)

И дорожки разгребем. ( « разгребают снег»)

 

1,2,3,4,5! ( хлопки) Выходи скорей гулять ( пальчики шагают по коленям)

Будем с горки ледяной ( хлопки)

 Мы кататься всей гурьбой. ( пальчики шагают по коленям)

У-у-у-ух! ( скользящее движение рукой сверху вниз)

 

За окном звенят капели ( хлопки, звенят в колокольчик)

И цветочки расцвели(раскрывают перед собой ладони)

Поскорей бы прилетели(шлепки по коленям)

Утки, гуси, журавли.( ладошки « клювиком»)

 

Вот ромашка, василек ( показывают воображаемые цветы левой, правой ладонью)

Ты сплети себе венок ( « моталочка»)

Будем вместе мы играть ( хлопки)

И цветочки собирать. ( шлепки по коленям)

 

По дорожкам листики  весело летели ( качают ладошками)

Только осенью бывают  желтые метели.  (шуршат ладошками)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonopedicheskie_uprazhneniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Картушиной .

«Лень»

На меня напала ле - ень

День и ночь, день и ночь, ле – е - ень

От жары укрыться в тень ле  - е-е-ень

Даже пнуть ногою пень ле е е нь.

А-а-а ноги руки ватные

И-и-и голова квадратная.( ленивые червячки)

Упражнение « Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки

 Мы погреем их немножко.

( сначала дети дышат бесшумно, затем с голосом «а-а-а», далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот)

Упражнение» Посчитаем»

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.

 Например,

1 – шепотом

2 – тихо

3- громче

4 – еще громче и т.д.

Упражнение « Капризка»

Я не буду убираться! Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети кричат «а-а-а!», воют « У-у-у!», визжат « И-и-и!»

Упражнение « Тигр вышел погулять»

1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р!  Движение вверх, глиссандо

Запереть его забыли, 1, 2, 3, 4, 5, Р-р-р-р! Глиссандо вниз

Он по улице идет. Р! Р! Р!   Произносить коротко но активно верхнем регистре

Ни кому не пристает Р! Р! Р!             Произносить коротко      в низком регистре

Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А !А!               звуки похожи на крики чаек.

Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)

Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! ( глиссандо вверх, потом вниз)

Игра « Покачай ребенка» ( на изменение силы голоса)

- волнообразное усиление и ослабление  со звуком « а-а-а-а»

Игра « Эхо» ( « Музыкальный букварь Н. Ветлугиной»)

( на изменение силы голоса)

Эй, вы, дубы, ау, ау!

 А где грибы, ау!, ау! ( дети поют громко, руки рупором)

А лес в ответ : ау! Ау! ( дети поют тихо)

Грибов здесь нет, ау, ау!

« Езда на автомобиле»

Цель: развивать голос и  его вибрацию

Ход игры: педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле: едем по ровной дороге, объезжаем лужу справа, слева, едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет, едем на большой машине, не маленьком автомобильчике.

Игра « От 1 до 10»

Цель: вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.

Ход игры:  педагог предлагает спеть детям цифры как одно слово, начиная с шепота, постепенно усиливая звучание голоса.

« Море»

методика исполнения» дети голосом имитируют прилив и отлив волн. Положение губ соответствует артикуляционному укладу звуков а, о, у, мышцы губ напряжены, необходимо добиваться гибкой динамики голоса.

 А-о-у-о-а, а-о-у-о-а-

Для распевания использую  материалы Елены захаровой:

Да-дэ – ду, да-а, дэ--, ду., да-а-а-а, дэ-э-э-э, ду.

Игра « Качели» ( на развитие правильного звукообразования)

Во время пения мы проговариваем куда пошел звук вверх или вниз, показываем как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагаю произнести любой звук или слово приемом « глиссандо». Например, медленно произнести слово « вверх», начиная с низкого звука , а затем выше и выше. Слово «вниз» произнести с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.

Качели на веревочках

Понравились девчоночкам

И мальчики довольны:

Все покачались вволю.

« Ракета» ( на развитие правильного звукообразования)

Запускаем двигатель на одном звуке: « У-у-у-у», затем используется прием

« глиссандо» вверх:  ракета взлетела.

Распевки – календарики.

Используемые мною в работе распевки – календарики  Е. Матвиенко развивают чувство темпа и ритма, учат сочетать текст с движениями  и музыкой. Разучивание попевок сопровождаю звучащими жестами ( хлопками, притопами, щелчками), звуками музыкальных инструментов. Создается эмоциональная, творческая атмосфера, в детском пении появляются естественность, певучесть, звонкость.

Снег засыпал все пути, ( скользящие хлопки)

Ни проехать , ни пройти ( шлепки по коленям)

Мы лопаточки возьмем, ( хлопки)

И дорожки разгребем. ( « разгребают снег»)

1,2,3,4,5! ( хлопки) Выходи скорей гулять ( пальчики шагают по коленям)

Будем с горки ледяной ( хлопки)

 Мы кататься всей гурьбой. ( пальчики шагают по коленям)

У-у-у-ух! ( скользящее движение рукой сверху вниз)

 

За окном звенят капели ( хлопки, звенят в колокольчик)

И цветочки расцвели(раскрывают перед собой ладони)

Поскорей бы прилетели(шлепки по коленям)

Утки, гуси, журавли.( ладошки « клювиком»)

Вот ромашка, василек ( показывают воображаемые цветы левой, правой ладонью)

Ты сплети себе венок ( « моталочка»)

Будем вместе мы играть ( хлопки)

И цветочки собирать. ( шлепки по коленям)

По дорожкам листики  весело летели ( качают ладошками)

Только осенью бывают  желтые метели.  (шуршат ладошками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интонационно-фонопедическое упражнение

Интонационно-фонопедическое упражнение "Жила-была Принцесса"...

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Консультация для воспитателей и родителей.Оздоровителные и фонопедические упражнения

Петь любят все дети. Но часто они стараются петь громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Моя задача – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, ис...

Оздоровительные фонопедические упражнения.

Оздоровительные фонопедические упражнения В. Емельяновой, М. Картушиной....

Фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова

Фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания детям с нарушением речи....

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных

В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне развитой личностью и художественно-эстетическое развитие в ...