Модель организации здоровьесберегающего пространства в ДОО
методическая разработка по теме

Пронина Виктория Борисовна

В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства - комплекса санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально - нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovie_v_dou.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

Жизнь в ХХΙ веке ставит перед нами много новых проблем, но, как и прежде, самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую очередь – приоритетная функция государства. Однако само здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди и условия жизни его окружают.

Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. И именно поэтому для нас педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

Позвольте представить Вашему вниманию модель организации здоровьесберегающего пространства на примере нашего образовательного учреждения.

В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства - комплекса санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально - нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

К характеристикам здоровьесберегающего пространства относятся:

  • Морально - психологический климат.

Стратегию и тактику построения среды необходимо выстраивать, опираясь на особенности личностно – ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы:

-  в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе

-  содействовать становлению ребёнка, как личности;

- обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;

- радости существования;

- развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности;

- знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас, взрослых, способности встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослых – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества

  • Экология  и гигиена.

В каждом образовательном учреждении необходимо создавать здоровьесберегающие эколого - гигиенические условия, к ним относятся: соблюдение основных санитарно - гигиенических требований к оборудованию, освещению, вентиляции, озеленению помещений. Соблюдение гигиенических норм снижает утомляемость дошкольников, возможность нарушений осанки и зрения, риск аллергических реакций.

Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе необходимо обращать внимание на:

  • личную гигиену;
  • проветривание;
  • влажную уборку;
  • режим питания;
  • правильное мытьё рук;
  • обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
  • полоскание ротовой полости после еды;
  • ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
  • Современный  дизайн.

В ДОУ следует уделять особое внимание  вопросам окраски и освещения  интерьера, так как свет создаёт оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности.

Цвет вызывает определённые эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду.  Все отделочные материалы должны быть экологически чистыми, соответствовать санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности.

  • Рациональный  режим жизни, труда и отдыха.

Образовательный  процесс (режим дня) необходимо строить в соответствии с требованиями СанПин, обязательно выделять пространство для организации двигательной активности детей, создавая центры с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. А также, обязательно наличие центров уединения для отдыха детей, центров книги и т.д.

  • Современные  образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьсбережения.

Использование современных программ, методик и технологий, позволяет повысить качество системы работы по здоровьесбережению в образовательном учреждении.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих методик, программ и технологий.

  • Медико - профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • Физкультурно - оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • Валеологическое  образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • Валеологическое  просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • Здоровьесберегающее  образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Для  создания здоровьесберегающего пространства в нашем учреждении были определены следующие направления:

Создание условий для сохранения и обеспечения здоровья воспитанников.  В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей развивающей среды в дошкольном учреждении имеет большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в ДОУ – это, прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий. В организации здоровьесберегающего пространства большую роль играет оснащение и оборудование музыкального и физкультурного залов, бассейна, где проводятся ежедневно утренняя гимнастика, как важный элемент двигательного режима. А так же физкультура как основная форма обучения двигательным навыкам и умениям, музыкальные занятия и праздники. Помещение группы должно быть свободным для самостоятельной, игровой и двигательной активности детей.

В группах должны находиться  центры двигательной активности  - уголок физкультуры, в котором есть различные атрибуты для самостоятельной двигательной активности, для совместных малоподвижных игр и развлечений. Разнообразие атрибутов повышает интерес к выполнению различных движений, ведёт к увеличению двигательной активности, что благоприятно влияет на физическое, умственное развитие, на состояние здоровья ребёнка.

Каждый педагог должен использовать различные виды гимнастик для снятия усталости после НОД, для закаливания, для профилактики или просто для поднятия настроения и тонуса. Поэтому в каждой группе должны быть картотеки различных гимнастик и т.д.

Не маловажное значение имеет и нетрадиционное физкультурное оборудование – массажные дорожки для  восполнения нехватки тактильных ощущений, профилактики плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений. Шнуровки для развития моторики, мозаики, пазлы и т.д.

Обязательным условием является прогулка, правильная ее организация, прогулочное оборудование. На уличных физкультурных участках должен иметься комплект оборудования, предназначенный только для физического развития, для двигательной деятельности. Прогулка имеет оздоровительное значение. Прогулка способствует повышению организма к выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях, удовлетворять свои потребности в движении.

Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в нашем ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с санитарно гигиеническими требованиями. Вся образовательная деятельность планируется с учётом уровня умений и знаний, все виды деятельности строятся с учётом возрастных особенностей детей, поэтому и работоспособность детей высокая.

Повышение компетенции педагогов в вопросах здоровьесбережения. Чтобы сформировать устойчивые мотивации здорового образа жизни у детей, необходим определенный профессиональный уровень педагогов и их личная заинтересованность и уверенность в правильном выборе пути. Для этого мы используем  следующие формы работы по психологическому просвещению педагогов:

  • методические совещания;
  • семинары – практикумы;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • наглядная агитация;
  • подготовка памяток;
  • дискуссии;
  • деловые игры;
  • мастер-классы;
  • метод анализа конкретной ситуации;
  • проведение педагогических советов в нетрадиционной форме;
  • круглые столы;
  • посещение занятий направленных на здоровьесбережение;
  • подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы,
  • изучение научно-методической литературы;
  • выставки.

В рамках организации охраны труда педагоги проходят периодические медицинские осмотры, при организации рабочего места соблюдается принцип безопасности, обязательное соблюдение санитарно – гигиенических условий.

Одна из основных функций управления – мотивирование педагогов на сохранение и своего собственного здоровья и здоровья воспитанников – отсутствие больничных листов и травматизма как детского, так и взрослого. Для этого в нашем учреждении используется материальное и моральное стимулирование персонала – денежные поощрения из фонда надбавок и доплат стимулирующего характера, публичное поощрения.

Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения. Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей следует формировать и у родителей.

С целью валеологического просвещения родителей и вовлечения их в процесс создания условий для здоровьесбережения организуются следующие формы работы с родителями:

  • Консультативный материал в родительском уголке
  • Памятки
  • Организация экскурсий в спортивные учреждения
  • Участие в спартакиадах
  • Круглые столы по вопросам здоровьесбережения
  • Беседы
  • Нетрадиционные формы работы с родителями
  • Практические показы, практикумы
  • Совместные физкультурные досуги, развлечения

Приобщение  детей к здоровому образу жизни. Ну и конечно вся основная работа по здоровьесбережению направлена на воспитанников ДОУ. с целью формирования навыков здорового образа жизни мы используем в работе с детьми следующие формы:

  • Утренняя гимнастика
  • Физминутки во время НОД
  • Пальчиковая гимнастика
  • Динамическая пауза
  • Ритмическая гимнастика
  • Бодрящая гимнастика, дорожки здоровья
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Самомассаж, точечный массаж
  • Релаксация
  • Прогулка
  • Подвижные игры
  • Сюжетно - ролевые игры с включением динамического компонента
  • Физкультурные занятия на улице, в зале, в бассейне
  • Спортивные праздники и развлечения
  • Двигательная активность на прогулке
  • Разработка и внедрение образовательных технологий, способствующих формированию у ребенка серьезного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому  образу жизни: беседы, игры, чтение художественной литературы, просмотры видеофильмов.

Вывод: проблема приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни не компания одного дня деятельности и одного человека. Поэтому стабильная положительная динамика показателей здоровья детей (заболеваемость, группа здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность), а также устойчивое здровьесберегающее пространство в ДОУ может свидетельствовать о выполнении и общественного, и государственного заказа. Достаточно эффективной с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей работа возможна только в том случае, если весь коллектив образовательного учреждения и семья работают согласовано, целенаправленно.

Используемая литература:

  1. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993
  2. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
  3. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХІ века/Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2000. – 88с.
  4. Малахова С.Ю./Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика» - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012 ч.2 – 88 с.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
  6. Хомич Е. С. Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 234-236.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация здоровьесберегающего пространства

материал поможет при работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников...

Консультация для педагогов об организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Консультация дает материал о принципах оздоровительно- развивающей  работы с детьми дошкольного возраста....

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»  Автор: Рафикова С.Г.Девиз проекта: «Здоровье ребенка в наших руках!»...

"Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ"

Из опыта работы МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково...

Модель организации образовательного пространства в современных условиях

Модель раскрывающая содержание деятельности всех участников образовательного процесса в современных условиях в ДОУ...

Модель организации образовательного пространства в современных условиях

Образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъекто...

Микродискуссия для родителей (беседа) «Модель организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»

Цель данного мероприятия   поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организации родителей в домашних условиях и ДОУ....