Модель организации образовательного пространства в современных условиях
методическая разработка на тему

Быкова Оксана Александровна

Модель раскрывающая содержание деятельности всех участников образовательного процесса в современных условиях в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель организации образовательного пространства

в современных условиях

В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Новые потребности общества, изменение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе в сфере образования, которые регулируют отношения в сфере образования при реализации образовательной программы дошкольного образования:

- Программы развития российской национальной инновационной системы до 2020 г.;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и др.

Руководствуясь стратегическими ориентирами государства, общества в целом и претерпевающими изменениями Российской системы образования педагогами нашего дошкольного учреждения была разработана Модель образовательного учреждения, что же включает в себя понятие – образовательное пространство.

В ряде исследований понятие «образовательное пространство» определяется через понятие «среда» Так, например М.И. Корнева определяет «образовательное пространство» как социокультурную образовательную среду, Р.И. Туктарова – как среду, в которой оказывается воспитывающее влияние ближайшего окружения на ребенка, Г.А. Ферапонтов – как педагогически организованную среду, в которой происходит становление духовно-нравственной творческой личности ребенка.

Таким образом, образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.

Цель: создание единого образовательного пространства ДОУ в современных условиях

Задачи:

- создание условий для организации деятельности современного развивающегося ДОУ

- организация деятельности ДОУ в инновационном режиме

- внесение изменений в систему управления ДОУ в соответствии с изменением содержания образовательного процесса

- осуществление образовательного процесса согласно предъявляемым требованиям к дошкольному образованию

Принципы управления качеством взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов:

- государственной политики в области образования – государственно-общественный характер управления образованием, принцип демократичности и адаптивности и т.д.;

- функционирования детского сада как открытой системы;

- формирования мотивации к взаимодействию участников воспитательно-образовательного процесса;

- развивающего взаимодействия детей и взрослых;

- равноценности представленного опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей в формировании системы управления качеством;

- управление качеством воспитательно-образовательного процесса по результатам;

- корректирующего контроля и мониторинга качества взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Участники образовательного пространства:

- сотрудники ДОУ – административно-управленческий персонал; педагогический; обслуживающий;

- воспитанники – посещающие группы общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной направленности;

- семьи воспитанников ДОУ (родители, законные представители);

- социальные партнеры в области образования.

Основные блоки модели:

Блок 1 Административно – управленческий

Содержание данного блока включает в себя:

- моделирование системы работы ДОУ;

- кадровое обеспечение, координирование и регулирование деятельности субъектов управления;

- создание системы органов управления, руководство их деятельностью в соответствии с разграничениями функций между ними;

- обеспечение мер по сохранению, укреплению здоровья, социальной защите работников ДОУ;

- материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности ДОУ;

- проведение инструктивно-методических совещаний с педагогическими работниками по вопросам совершенствования образовательного процесса;

- управление методической работой с педагогическими кадрами.

Блок 2 Кадровый потенциал

Содержание данного блока включает в себя:

- повышение квалификации педагогов;

- профессиональная переподготовка;

- планирование работы;

- информационное обеспечение управления ДОУ.

Блок 3 Научно-методическая служба – это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию профессиональных знаний, умений и навыков основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, влияющих на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественного выполнения воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Блок 4 Нормативно-программно-методическое обеспечение

 Содержание данного блока заключается в:

- создание базы нормативно-правовых актов обеспечивающих реализацию единого образовательного процесса ДОУ-семья, ДОУ-социум;

- создание  «пакетов» методических разработок, оформление картотеки игр, прогулок и т.д.;

- сопровождение реализуемых программ и оснащение необходимыми наглядно-дидактическими пособиями.

Блок 5 Организация и содержание образования

Содержание данного блока включает в себя:

 - качественную реализацию программ согласно направленностям групп;

- взаимоотношения между детьми и взрослыми, т.е. стиля педагогического общения, и предоставление ребенку возможности широкого и разнообразного круга общения;

- режим пребывания ребенка в ДОУ;

- график работы педагогов, обеспечение связи между ними;

- обеспечение развития личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывающих структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

Блок 6 Материально-техническое оснащение

Содержание данного блока включает в себя:

- обеспечение предметно-развивающей среды

- максимальное использование возможностей здания ДОУ для расширения образовательной среды дошкольников;

- проектирование детского пространства с учетом гендорных, возрастных, социально-психологических особенностей детей, требований СанПиНа, пожнадзора.

Блок 7 Медико-психолого-педагогическая служба

Содержание данного блока включает в себя:

 - установление контактов с правовыми, медицинскими, социальными организациями для  оказания помощи воспитанникам с ОВЗ;

- обеспечение психолго-педагогического просвещения, помощи родителям (законным представителям) воспитанников;

- совместная деятельность с родителями воспитанников, требующими усиленного внимания;

- функционирование ПМПк.

Блок 8 Взаимодействие с семьями воспитанников

Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Основные направления:

*организационно-посредническое (вовлечение в образовательный процесс, участи в работе Педагогического совета, родительских комитетах групп и ДОУ);

*информационно-просветительское (обеспечение информацией, индивидуально-педагогическая помощь)

*организационно-педагогическое (вовлечение в совместную деятельность с детьми)

Блок 9 Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам (необходимо предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг)

Принципы партнерства: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов

Проектируемый результат:

Целостная структура управления образовательным пространством. Мобильность решений.

Высокий уровень профессионального мастерства педагогов.

Модернизированное воспитательно-образовательное пространство в ДОУ.

Система нормативно-методической базы педагогического процесса.

Низкий уровень заболеваемости в ДОУ.

Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках образовательного пространства ДОУ.

Активное включение семей воспитанников в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС

В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Модель организации образовательного пространства в современных условиях

Образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъекто...

Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"

Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...

Организация образовательного пространства современного ДОУ

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –  это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду...