Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)

Еськова Наталья Владимировна

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –  это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповую комнату, учитывая индивидуальные особенности детей.

Очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной, ведь красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике любого уголка активности. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в данном уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА  ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.

    Нелестен Френе (французский педагог) считал, что благодаря развивающей предметно-пространственной среде, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –  это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповую комнату, учитывая индивидуальные особенности детей.

Очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной, ведь красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике любого уголка активности. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в данном уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Мы постарались организовать пространственную среду так, чтобы у детей был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. 

Согласно ФГОС развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Развивающая предметно - пространственная среда моей группы организована таким образом, где каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.

Развивающая предметно - пространственная среда группы построена с учетом гендерных различий. В центре конструирования и строительства мальчиков находятся: конструкторы (мелких, средних и крупных деталей), кубики из различного материала, машины, автосервис, автопарк, трассы, дорожные знаки, что позволяет детям строить дома, моделировать  дороги и мосты, арки, гаражи. 

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

В центре девочек чаще разворачивается игра в «семью» (прачка, уборка, ателье).

Для снятия эмоционального напряжения детей созданы все необходимые условия. Организованы особые уголки  уединения и примирения, в виде шатра. У каждого ребёнка при необходимости есть возможность уединиться (где дети могут полистать любимую книжку, раскрасить, порисовать  и просто посидеть в тишине и отдохнуть друг от друга).

Так же создан  Постер – технология  «Дом достижений гномиков»

Даже самые, на первый взгляд, незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками образовательных отношений. Наш постер «Дом  достижений», размещен на стене в раздевалке, в виде многоэтажного дома в формате кармашка и являются индивидуальным.

Постер ДОМ достижений и личностного роста ребенка используется как форма информирования родителей об успехах каждого ребенка в образовательной деятельности, их достижениях. Важная цель постера — увидеть картину значимых образовательных областей, результатов в целом, где  ребенок старается  показать свои  способности практически применять приобретенные умения и навыки. Основной смысл постера — показать, на что способен ребенок.

Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх, творчестве.

Так же создан уголок «Именинника», каждому месяцу, времени года соответствует свой цвет ленты. На лентах мы расположили фото именинника.

В центре сенсорного развития,  мелкой моторики, в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.

Кроме центра природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, оборудован «центр Науки и естествознания», для проведения элементарных опытов и экспериментов. Дети наблюдают: за ростом лука, семян, веточками; находят ответы на вопросы: содержится ли кислород в окрашенной воде, все ли камни тонут?

Центр театрализованных игр, помогает мне знакомить детей с различными видами театра.

Трансформируемость пространства группы, предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов детей.

Центр изобразительного искусства, в нем размещён материал и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков.

Целенаправленно организованная развивающая предметно - пространственная среда в группе, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
         Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект  Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...

Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...

Статья на тему: "Ознакомление с городом, как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

     В настоящее время все больше распространяется взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующий не только социальный, но и идеологический, духовно-нравственный, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт ...