Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»
методическая разработка по теме

Рафикова Светлана Геннадьевна

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства

«Детский сад - семья»

 

 

Автор: Рафикова С.Г.

Девиз проекта: «Здоровье ребенка в наших руках!»

                                         Пояснительная записка

   Укрепление здоровья ребенка рассматривается как одна из основных задач образования. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни.

   Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон «Об образовании» ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Взаимодействие семьи и детского сада является одним из основных условий гармоничного развития каждого воспитанника.

   И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Пусть к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство детского сада.

   Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование интерактивных форм и методов взаимодействия. Среди них – метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Проект предполагает вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, способствует взаимодействию педагогов и родителей в процессе воспитания и развития ребенка, что ведет к созданию единого здоровьесберегающего пространства. Проект значим для нашего дошкольного учреждения, так как решает проблемы оздоровления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Его новизна заключается в интеграции содержания коррекционного блока образовательной программы группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями в состоянии здоровья и здоровьесберегающих технологий.

   Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья» для всестороннего полноценного развития и укрепления здоровья детей.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии группы и учреждения, содержания работы и форм организации взаимодействия семьи и детского сада;

-  выбрать оздоровительные технологии с учетом особенностей детей;

- обеспечить интеграцию деятельности детского сада и семьи в рамках создания целостного образовательного пространства;

- разработать и апробировать модель формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и их родителей;

- создать систему мониторинга по оценке эффективности коррекционного воздействия и качества его результатов.

   Вид проекта:информационный, практико-ориентированный, открытый.

   Участники проекта: педагоги группы, воспитанники и их родители, медицинские работники ДОУ.

   Продолжительность: долгосрочный.

   Сроки реализации: сентябрь 2012 года – май 2014 года.

   Условия реализации: детский сад – «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и ДОУ.

   Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ и семье, развивающие виды  совместной деятельности.

   Направления деятельности:

1.  Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической и  правовой культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявление заботы о детях, творческих способностей, полноценном эмоциональном общении, ознакомление родителей с современными оздоровительными технологиями, коррекционно-оздоровительными методиками);

3. Диагностическое (изучение семьи для определения внутрисемейных проблем и трудностей в воспитании ребенка, выявление передового опыта семейного воспитания);

4. Коррекционное (помощь в решении конкретных проблем семьи по запросам родителей);

5. Досуговое (активное включение родителей в развлекательные мероприятия ДОУ).

   Проблема: взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей укрепление их здоровья.

   Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее при реализации следующих условий:

- участие родителей в планировании совместной деятельности;

- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

- правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей;

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и детского сада.

   Принципы реализации проекта: добровольность, вариативность форм и методов, научность, непрерывность и целостность, комплексность, постоянство обратной связи, открытость, конфиденциальность.

   Формы работы с родителями:

Традиционные:анкетирование,консультации,беседы,собрания, выставки, конкурсы, рекомендации, информационные стенды, папки-передвижки, досуги и праздники в детском саду, дни открытых дверей и др.;

Специальные: телефон доверия, клуб и группы по проблемам или  интересам, печатные издания, дискуссии, акции, обучающие занятия и практикумы, соревнования и конкурсы, домашние задания, библиотечка с обменным фондом, презентации опыта семейного воспитания и др.

     Предполагаемые результаты реализации проекта:

-  отсутствие формализма в организации работы с семьей;

- динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

-   увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

- учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы с детьми и семьями;

- выявление, обобщение, распространение передового опыта семейного воспитания;

- осознание родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей;

- снижение заболеваемости детей и положительная динамика в их развитии;

- создание адаптированной модели формирования и мониторинга здоровьесберегающей компетентности детей и их родителей;

- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада и семьях воспитанников;

     Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2012г.):

-  опрос родителей на предмет социального заказа;

- обсуждение на родительском собрании общих вопросов, связанных с организацией жизни детей в группе;

- составление перспективного плана совместных мероприятий.

2. Основной этап (декабрь2012-март 2014г.):

- проведение мероприятий с привлечением родителей.

3. Заключительный этап (апрель-май 2014г.):

- анкетирование на предмет эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, уровня удовлетворенности родителей работой детского сада;

- подведение итогов, презентации проекта на общем родительском собрании;

- награждение участников проекта в различных номинациях;

- определение перспектив.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Организация работы детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни""

Взаимодействие ДОУ с семьёй - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребёнка....

Педагогический проект Организация родительского клуба «Молодая семья»

Родители часто с неохотой идут на родительские собрания.   Таким образом мы выявили проблему- как   заинтересовать родителей.Привлечь их в совместную деятельность,к процессу развит...

Презентация проекта «Организация взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи»

Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизи...

Проект «Организация взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в современных формах»

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников....

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях  актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд...

Проект «Организация совместной деятельности детского сада и семьи по использованию мультипликации для развития нравственного поведения и связной речи детей».

Представленный материал содержит направления работы по организации совместной деятельности детского сада и семьи по использованию мультипликации для развития нравственного поведения и связной речи у д...