Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»
проект

Блинова Светлана Васильевна

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях  актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

«ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ»

Аналитическое обоснование темы

Воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.  Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях  актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются  первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

В связи с этим проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни  населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Проблемный вопрос

При каких условиях и направлениях деятельности ДОУ будет решена проблема организации здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»?

В настоящее время перед нашим дошкольным учреждением  существуют проблемы, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей:

- несоблюдение режима дня в семье;

- большое количество детей в группах;

- уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ,

- несформированность потребности у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;

- недостаточное оснащение материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.

В данном проекте нашло отражение решение проблемы оздоровления детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями.

Ежегодное комплексное обследование зрительного анализатора детей с нарушением зрения, посещающих наше дошкольное учреждение, свидетельствует о том, что зрительные патологии регрессируют, приобретают   более сложную структуру и формы выражения. У большинства детей с косоглазием и амблиопией отмечается нарушение в функциях центральной нервной и сердечно-сосудистой системах, наблюдается изменения со стороны желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата. Это обуславливает необходимость планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с учётом медицинских показаний и введения дополнительных лечебно-востановительных процедур в распорядок дня детей.

Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, бинокулярного и стереоскопического видения снижают визуальные возможности детей, что приводит к обедненности образов предметного мира. В отличие от нормально видящих, у детей с ограниченными зрительными возможностями наблюдается неадекватное восприятие окружающего мира, фрагментарность, нечеткость и неточность зрительных представлений, преобладание вербализмов в их описании. Нарушения зрительной системы приводят не только к снижению зрительных способностей, но и влекут за собой снижение уровня развития познавательных способностей и умственной работоспособности и оказывают общее негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление помогут детям предотвратить обострение болезни или возникновение новых, а значит, успешно овладеть разными видами деятельности, быть эмоционально благополучными на других ступенях образования, успешно адаптироваться в социальном мире.

Сознательное отношение к собственному здоровью нужно формировать в первую очередь у родителей, так как в семье закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний.

 Проект обуславливает вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, способствует взаимодействию педагогов и родителей в процессе воспитания и развития ребёнка, что ведет к созданию единого здоровьесберегающего пространства.

Таким образом, необходимо пересмотреть весь воспитательно-образовательный процесс и жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении, организацию сотрудничества с семьей, в котором бы учитывались психологические особенности дошкольников.

Новизна проекта заключается в интеграции содержания коррекционного блока программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) и  здоровьесберегающих технологий   в рамках создания целостного коррекционно-образовательного пространства «Детский сад - семья»

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»  для всестороннего полноценного развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста  и формирования  у них привычки здорового образа жизни.

Задачи:

  • Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
  • Разработать и апробировать модель формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и их родителей.
  • Создать систему мониторинга по оценке эффективности коррекционного воздействия и качества его результатов.
  • Обеспечить интеграцию деятельности детского сада и семьи в рамках создания целостного образовательного пространства.

Содержание инновационной деятельности

Внедрение проекта  происходит системно в течение трех лет с ежегодным пополнением банка данных по результатам медико-психолого- педагогического обследования детей с нарушением зрения, постоянным пополнением методических и дидактических материалов.

         Мероприятия по внедрению здоровьесберегающих  технологий в коррекционный процесс пройдут поэтапно:

  1. Подготовительный этап

Цель: Создание технологической инфраструктуры.

  1. Проектировочный этап

 Цель: Определение основных направлений внедрения здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс.

  1. Экспериментальный этап

 Цель: Организация  работы  здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья». Сравнение полученных результатов с ожидаемыми. Внесение корректив

  1. Аналитический этап

 Цель: закрепление положительных результатов, определение дальнейших   перспектив развития дошкольного учреждения.

                               Мероприятия  по  реализации  проекта

Мероприятия

I Этап – Подготовительный

1

    Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта взаимодействия  с семьей по проблеме здоровья.  

2

     Оценка собственных  возможностей и ресурсов в решении проблемы.

3

     Выявление организационно-педагогических условий по приобщению к здоровому образу жизни родителей

4

     Создание модели формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников.

II этап – Проектировочный

1

     Определение функций и назначения здоровьесберегающих технологий

2

     Создание  творческой  группы  «Азбука здоровья»

(Определение содержания основных направлений. Защита мини-проектов)

3

      Интеграция деятельности детского сада, семьи и общественности в рамках создания целостного образовательного пространства.

4

     Интеграция содержания программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (коррекционный блок) и здоровьесберегающих технологий.

III этап – Экспериментальный

1

 Диагностика  здоровьесберегающей компетентности дошкольников.

2

Индивидуальная коррекционно-развивающая  работа с детьми с применением здоровьесберегающих технологий.

3

Мониторинг эффективности использования здоровьесберегающих технологий.

4

Информирование родителей о ходе внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

5

Совместное проведение с родителями  спортивных мероприятий с привлечением общественности.

6

Пропаганда здорового образа жизни, начало создания модели, как комплексная оздоровительно-педагогическая система.

7

Участие педагогов в семинарах, семинарах-практикумах, конференциях по использованию здоровьесберегающих технологий в  работе с детьми.

IV этап – Аналитический

1

Анализ результатов реализации проекта.

2

Определение перспектив развития.

3

Обобщение опыта педагогов.

4

Выпуск методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.

Технологии инновационной деятельности

Компоненты здоровья (физическое,  психическое и социальное) тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой - умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Здоровьесберегающие  технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от профессиональной компетентности педагогов  и показанием первичного дефекта в сочетании с сопутствующими заболеваниями дошкольников.

 Здоровьесберегающие технологии

Виды здоровье-

сберегающих технологий

Содержание технологии

Ответственные

Компоненты здоровья

Степ-аэробика

Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Инструктор по  физической культуре

физическое

Ритмические танцы

(А.И. Буренина)

        Музыка может возбуждать и успокаивать, снимать нервное напряжение, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. Под ее влиянием  активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, поддерживается гибкость позвоночника.

Музыкальный руководитель

физическое

психическое

Динамические паузы

(В.И.Ковалько)

Обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища.

Все педагоги ДОУ

физическое

психическое

Подвижные игры

(О.А.Степанова)

     Являются эффективным средством физической рекреации и поддержания высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной патологии.

Все педагоги ДОУ

физическое

психическое

социальное

Релаксационный тренинг

(И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова)

  Обучение приёмам саморегуляции через расслабление. Помогает научиться расслабляться, когда чувствуется скованность, неприятные ощущения в теле.

Педагог-психолог

психическое

социальное

Пальчиковая гимнастика

(М.С. Рузина,

М.М. Кольцова)

  Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Развивает мелкую моторику, положительно воздействует на процессы мышления, памяти и исправления нарушений речи.

Все педагоги ДОУ

физическое

психическое

Комплекс лечебно-профилактических упражнений для глаз

(Э.С.Аветисов,

Ю.А.Утехина)

Комплекс приёмов и упражнений, позволяющих снять общее и зрительное утомление, направленные на укрепление  и расслабление мышц глаза.

Все педагоги ДОУ

физическое

психическое

Речедвигательная ритмика

(А.Я.Мухина)

Оздоровительный эффект речедвигательной ритмики направлен на составление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания. Речедвигательные упражнения способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта. В процессе использования речедвигательных упражнений развиваются просодические компоненты речи, улучшается её мелодико-интонационные характеристики.

Учитель-логопед

физическое

психическое

Коммуникативные игры

(Н.В. Клюева,

Ю.В.Касаткина)

    Игры предназначены для работы с детьми, которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков.

Все педагоги ДОУ

физическое

психическое

социальное

Арттерапия

      Предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определённую тему.      Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Все педагоги ДОУ

психическое

социальное

Технология музыкального воздействия «ФИТНЕСС – ДАНС»

(Ж.Е.Фирилёва, Е.Г.Сайкина)

     Направленно на формирование осанки, коррекцию дефектов позвоночника и стопы. Развивает и укрепляет мышцы. Снимает напряжение и раскрепощает различные мышечные группы и связки.

Музыкальный руководитель, инструктор по  физической культуре

физическое

Музыкотерапия

(Н.Ефименко,

В.В. Емельянова)

    Является интереснейшим и перспективным направлением, которое корректирует состояние детей и выступает в качестве терапевтического средства.

     Музыка улучшает эмоциональный фон, приводит к гармонии взаимоотношений. Музыкальный ритм, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей, регулирует дыхание, развивает легкие, кровообращение, сердечную деятельность, эндокринную систему, укрепляет голосовой аппарат.

Воспитатели, музыкальный руководитель

физическое психическое

Технологии воздействия цветом

(Л.А. Ремезова Н.М.Погосова)

    Посредством определенных цветовых режимов можно способствовать не только воспитанию у детей нравственно – волевых качеств, но и развить сенсорные способности ребенка.

Все педагоги ДОУ

психическое

Артикуляционная гимнастика

(Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук)

     Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Детям важен зрительный образ, они ориентированы на слуховое восприятие (стихи-описания). Чёрно белое изображение поможет лучше усвоить положение губ и языка и в каждом отдельном упражнении. Использование зрительных опор позволяет разгрузить аудиоканал и перевести часть информации в зрительное поле. Артикуляционная гимнастика является основой постановки звуков речи, благотворно влияет на развитие фонематического слуха, является лечебным средством.

Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель

физическое психическое

Психогимнастика

(М.И. Чистякова)

Специальные игровые упражнения и занятия направленны на совершенствование у детей: внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений.

Педагог – психолог, музыкальный руководитель

физическое психическое

социальное

Фитбол-гимнастика

Специальные игровые упражнения на мечах,  направленные на развитие и укрепление  мышц. Снимают напряжение и раскрепощают различные мышечные группы и связки.

Инструктор по  физической культуре

физическое психическое

Прогнозируемые результаты

В результате реализации проекта предполагается получить следующие результаты:

1. Снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста на 9%.

2. Укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

3. Оптимизация работы по проблеме здоровьесбережения через сотрудничество детского сада, семьи и общественных организаций.

4. Система мониторинга знаний, умений и навыков по основам здорового образа жизни.

5. Модель формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и их родителей.

6. Создание сайта с данными о  технологиях здоровьесбережения.

7. Распространение опыта педагогов по использованию  здоровьесберегающих технологий (выпуск методических рекомендаций, пособий, буклетов, листовок).

Ресурсное обеспечение

Внутренние ресурсы:

  • Профессионализм и творческий потенциал педагогов.
  • Мотивация педагогов работать по данному проекту.
  • Наличие условий в детском саду по формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и их родителей:

- материально-техническая база;

- кадровый потенциал;

- методическое обеспечение.

Внешние ресурсы:

  • Детская городская поликлиника.
  • МУ «АЦБС» Центральная детская библиотека
  • Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Р.Х.

Средства контроля

  1. Медицинский контроль

 Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами-специалистами 2 раза в год.

Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей (сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций); осуществляет медицинский контроль состояния здоровья детей.

Врачи-специалисты (хирург, офтальмолог, невропатолог, психиатр) городской детской поликлиники дважды в год осуществляют обследование детей по поводу наличия и коррекции вторичных отклонений в развитии. Фельдшер ДОУ регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий обеспечение влажной ежедневной уборки физкультурного зала, групповых комнат, кабинетов, соблюдение воздушно-теплового режима.

  1. Педагогический контроль

Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы. Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях и в свободной деятельности. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.

Педагогические наблюдения проводятся с использованием следующих методов.

Наблюдение за переносимостью нагрузки по внешним признакам утомления осуществляется согласно «Методическим рекомендациям» РГПУ им. А. И.Герцена

Оценка здоровья включает технологии психолого-педагогического мониторинга физического воспитания, социально-психологического аудита профессиональной деятельности персонала и социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников дошкольного учреждения.

Мониторинг эффективности здоровьесберегающего воспитательного пространства ведется по следующим направлениям с использованием компьютерной экспертной системы индивидуального развития «Лонгитюд»:

- Здоровье (индекс здоровья, группа здоровья, заболеваемость).

- Физическое развитие (антропометрические показатели, их оценка по центальным шкалам, индекс Пинье, индекс Руфье.

- Психоэмоциональный комфорт (интервьюирование, беседы, рисуночные тесты, тест «Секреты»).

- Анализ и оценка природо - экологических, гигиенических факторов, позитивного и негативного материала здоровьесберегающей среды.

- Культура здоровья (убеждения, потребности, мотивы, знания, умения субъектов образовательного процесса в здоровьесбережении).

- Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ, педагогического коллектива ДОУ и учреждений микрорайона результатами социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»  Автор: Рафикова С.Г.Девиз проекта: «Здоровье ребенка в наших руках!»...

Условия и направления деятельности ДОУ в решении проблем организации здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд наци...

«Организация единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи»

Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация...

Консультация. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи.

Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи....

Организация здоровьесберегающего пространства детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Дошкольный возраст — один из наиболее ответствен­ных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного ум­ственного, нравственного и физиче...