Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
статья на тему

Якимова Любовь Вячеславовна

Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakimova_l.v._dou_414.docx194.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №414

Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Юмашева 4а

Тел.  368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru

Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Педагогические чтения

«Воспитание и социализация подрастающего поколения:

проблемы и решения»

Г. Екатеринбург, 2013

Л.В. Якимова,

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида №414

Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их творческие способности, формируются интегративные качества эстетической направленности.                 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок,» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они позволяют научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Работая в детском саду, я наблюдала, что на занятиях изобразительным искусством, все дети работают только по образцу, не решаются проявить своё неповторимое видение; многие дети быстро утомляются, теряют интерес к личной изобразительной деятельности. Передо мною встала актуальная проблема: Каковы способы раскрепощения детей в процессе изобразительной деятельности, формирования у них устойчивого к ней интереса и интегративных качеств эстетической направленности?

В педагогической литературе я нашла путь решения этой проблемы и стала применять наряду с традиционными и  нетрадиционные техники рисования.

Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Цель моей работы:  выявить эффективность применения нетрадиционных техник рисования в формировании  интегративных качеств эстетической направленности.

Моей главной задачей было умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Я стремилась пробудить в  ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Работа  по применению нетрадиционных способов изодеятельности предусматривала:

  • создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка (дополнение уголка продуктивной деятельности различными средствами для рисования: мелки, сангина, тушь, воск, гелиевые ручки, различные трафареты для печатания, т.п.; выставки произведений художников-иллюстраторов, мини-музей трафаретов, применяемых в рисовании, тематические выставки рисунков и др.);
  • ознакомление дошкольников с различными техниками рисования;
  • разработку комплекса конспектов по художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования.
  • включение в работу детей родителей;

При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Совместными с детьми и родителями усилиями был создан мини музей (трафареты для печатания из различных подручных средств). Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» - можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

В процессе художественно-творческой деятельности дети осваивали разнообразные техники. В образовательную деятельность были включены упражнения, позволяющие экспериментировать с различными материалами. В работе с дошкольниками я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности (театральной, музыкальной, литературной, игровой, экспериментальной,  экологией), что раскрыло широкие возможности  для раскрепощённого мышления и творческого самовыражения детей, способствовало гармоничному развитию личности.

Большое внимание уделялось работе с родителями. Мною было осуществлено анкетирование и тестирование родителей с целью выявления заинтересованности данной темой. Проводились открытые мероприятия, презентации выставок творческих работ, консультации, совместные с родителями мероприятия. Работа с родителями способствовала повышению их самостоятельности и активности, развитию художественного вкуса.

В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования. Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удаётся взрослым. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.

Большое значение имеет коллективная форма творчества, которая сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

В процессе своей работы проводила диагностику по развитию эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, отслеживая ее динамику. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников по следующим показателям: умение отличать красивое от обыденного; заинтересованное участие в изобразительной деятельности, любознательность в изобразительной деятельности, эмоциональная отзывчивость на красоту. Анализ диагностики показал положительную динамику развития интегративных качеств (см. таблицу).

Интегративные качества

Начало проекта

Конец проекта

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

умение отличать красивое от обыденного

30%

60%

10%

7%

60%

33%

заинтересованное участие в изобразительной деятельности

47%

47%

6%

7%

66%

27%

любознательность в изобразительной деятельности,

40%

54%

6%

0%

73%

27%

эмоциональная отзывчивость на красоту.

40%

48%

12%

7%

60%

33%

На основе проделанной работы я увидела, что дети стали лучше воспринимать произведения разных видов искусств, использовать средства выразительности для образности рисунка, воплощать в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания.  Я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. В настоящее время дети  владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. И это не могло не сказаться на результатах работы - рисунки детей стали интереснее, разнообразнее, содержательнее, замысел богаче и украшают выставки не только в нашем детском саду, но и участвуют в различных конкурсах. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. 

Секция № 6

Якимова Любовь Вячеславовна, MBDOU_414@mail.ru

тел.8-902-87-54-790


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми? Всё дело в том, что игра для ребёнка - е...

Авторские стихотворения как эффективный инструмент нравственно- этического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

               Использование данного опыта в практике педагогов, психологов, воспитательной деятельности родителей будет способствовать в дальнейшем эффе...

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

художественно-эстетического воспитание детей старшего дошкольного возраста

художественно- эстетическое воспитание- часть всестороннего развития ребенка...

СТАТЬЯ Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, ...

СТАТЬЯ "Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Русские народные сказки, как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...