«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников» Консультация для воспитателей
консультация на тему

Макарова Людмила Николаевна

Эмоциональная отзывчивость на музыку способствует развитию отзывчивости и в жизни, воспитанию таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку,  способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Консультация для воспитателей

Музыкального руководителя МАДОУ ЦРР д\сада №94

Макаровой Л.Н.     (28.04.16г.)

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности).

Музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Слушая народные мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребёнок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует ребенка на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. А Формирование музыкально мышления,  способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка.

Дети раннего возраста с удовольствием слушают музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и др. композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (маршевую, танцевальную) они реагируют непроизвольными движениями, хорошо воспринимают народную музыку, в которой выражены те же эмоции.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей:  П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича Гайдна и др.

Очень важно чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях: слушание знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям, звучание музыки фоном во время тихих игр, рисования, бесед-концертов.

Что можно сделать после прослушивания произведения:

-музыкально-ритмические движения под музыку

-дирижирование, подпевание

-игра на детских музыкальных инструментах

-рисование

-сочинение сказок

(прослушать и сделать несколько пунктов) .

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.

Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния, движениями, мимикой, настроением – показать свое отношение к музыкальному произведению.

На музыкальных занятиях действия детей направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет музыка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновывали воздействие музыки на эмоции человека.

Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Эти мысли древних ученых нашли отражение и в современных исследованиях. Так, например, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова считают, что именно эмоции составляют "корень эстетики" музыкального искусства. Пробуждение эмоциональной отзывчивости - первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка можно увлечь и заинтересовать музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников".

Музыка является самым психологическим воздействием на человека. И поэтому необходимо обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети....

Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников"

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников....

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей"

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей"...

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей»

Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определенном смысле, можно считать, что каждое музыкальное п...