Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
1. Развивать у детей раннего возраста связную речь посредством дидактических игр.
2. Развить у детей раннего возраста мелкую моторику пальцев.
3. Развивать познавательную активность, творческие способности,
воображение, мышление, фантазию.
4. Создать условия для развития речи детей средствами дидактических
игр.
Актуальность проблемы:
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, - это не достаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, так как развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи высказывает свои потребности, вызывает свои чувства и переживания. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
I этап - Начальный.
На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:
- Изучение литературы по данной теме;
- Подобран дидактический материал, адекватно возрасту детей;
- Составлена картотека дидактических игр;
- Изготовление дидактических игр своими руками.
Список литературы:
Давидчук А. Н. «Обучение и игра». Методическое пособие. – М, : Мозаика – синтез, 2004. – 42-96 с.
Журнал «Методист ДОУ», 2013, - 106-111.
Пешкова Н. В. «Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые секреты успешной работы» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2014. – 192с.
Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб. Метод. Пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2014, - 128 с.
Картотека дидактических игр:
«Пальчиковые игры для детей от 1года до 3 лет»:
«Физминутки. Динамические паузы в детском саду»:
«Дидактические игры»:
«Мой дом», «Мир животных», «Где моя мама?»,»Большой и маленький, «Кто где живет?», «Один –много», «Найди пару», «Найди свой цвет», «Подуй на снежинку», «Чудесный мешочек» и т.д.
II этап - Работа с детьми
Проведение игровых упражнений по развитию речи с разработанными пособиями.
- Настольно – печатные игры. Особенность настольно-печатных игр заключается в том, что содержание основано на наглядном восприятии образов, изображенных на картинке (животных разных видов, транспорта и т.д.) Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
- Игры с предметами – это игры мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, собирание целого из частей и т. д. Это игры развивают чувства цвета, величины, формы. (Игры на развитие сенсорных способностей)
- Игры, развивающие речевое дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
- Игры для развития мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления.
В нашей группе собрана картотека разнообразных игр и игровых упражнений, стихов, считалок. Используя разные виды картотек, мы развиваем связную речь, пополняем словарный запас, работаем над лексикой. Детей привлекает разнообразный речевой материал.
III этап - Работа с родителями.
В группе были проведены:
- консультации для родителей: «Развитие речи», «Игры в кругу семьи», «Пальчиковая гимнастика – основы развития речи детей», «Игры для развития пассивного словаря», «Какие игрушки нужны детям»;
- беседы на тему, какие игрушки нужны детям;
- памятки: «Как проводить пальчиковую игру», «Развитие речи детей»;
- были изготовлены родителями игры своими руками.
В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи есть положительные результаты – дети легко понимают речь, охотно вступают в речевые контакты с взрослыми. У детей проявляется умение самостоятельно играть в игры, умение обратиться за помощью к взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21438.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....
Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-167957-1356018824.jpg)
консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227134-1364110793.jpg)
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»
Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-754860-1455292960.jpg)
Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Обобщённый педагогический опыт Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-754860-1455292960.jpg)
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...