Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

1. Развивать у детей раннего возраста связную речь посредством дидактических игр.

2. Развить у детей раннего возраста мелкую моторику пальцев.

3. Развивать познавательную активность, творческие способности,

воображение, мышление, фантазию.

4. Создать условия для развития речи детей средствами дидактических

игр.

Актуальность проблемы:

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, - это не достаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, так как развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи высказывает свои потребности, вызывает свои чувства и переживания. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

I  этап - Начальный.

На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:

  • Изучение литературы по данной теме;
  • Подобран дидактический материал, адекватно возрасту детей;
  • Составлена картотека дидактических игр;
  • Изготовление дидактических игр своими руками.

Список литературы:

Давидчук А. Н. «Обучение и игра». Методическое пособие. – М, : Мозаика – синтез, 2004. – 42-96 с.

Журнал «Методист ДОУ», 2013, - 106-111.

Пешкова Н. В. «Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые секреты успешной работы» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2014. – 192с.

Хохрякова Ю. М. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.     Метод. Пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2014, - 128 с.

 

Картотека дидактических игр:

«Пальчиковые игры для детей от 1года до 3 лет»:

«Физминутки. Динамические паузы в детском саду»:

«Дидактические игры»:

«Мой дом», «Мир животных», «Где моя мама?»,»Большой и маленький, «Кто где живет?», «Один –много», «Найди пару», «Найди свой цвет», «Подуй на снежинку», «Чудесный мешочек» и т.д.

II этап - Работа с детьми

Проведение игровых упражнений по развитию речи с разработанными пособиями.

  • Настольно – печатные игры. Особенность настольно-печатных игр заключается в том, что содержание основано на наглядном восприятии образов, изображенных на картинке (животных разных видов, транспорта и т.д.) Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. 
  • Игры с предметами – это игры мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, собирание целого из частей и т. д. Это игры развивают чувства цвета, величины, формы. (Игры на развитие сенсорных способностей)
  • Игры, развивающие речевое дыхание.  Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи. 
  • Игры для развития мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления.

       

        В нашей группе собрана  картотека разнообразных игр и игровых упражнений, стихов, считалок. Используя разные виды картотек, мы развиваем связную речь, пополняем словарный запас, работаем над лексикой. Детей привлекает разнообразный речевой материал. 

III этап - Работа с родителями.

В группе были проведены:

  • консультации для родителей: «Развитие речи», «Игры в кругу семьи», «Пальчиковая гимнастика – основы развития речи детей», «Игры для развития пассивного словаря», «Какие игрушки нужны детям»;
  • беседы на тему, какие игрушки нужны детям;
  • памятки: «Как проводить пальчиковую игру», «Развитие речи детей»;
  • были изготовлены родителями игры своими руками.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи есть положительные результаты – дети легко понимают речь, охотно вступают в речевые контакты с взрослыми. У детей проявляется умение самостоятельно играть в игры, умение обратиться за помощью к взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...