Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ
консультация на тему

Ананина Татьяна Александровна

Советы педагогам о том, как вовлечь родителей в образовательную деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_roditeley_v_obrazovatelnuyu_deyatelnost.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ

«Море родителей, но мало отцов и

матерей, которые интересуются

своими детьми» В.Г.Белинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка , порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители!

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: « Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - говорил В.А.Сухомлинский.

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

  • Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  • Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие , сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Для скоординированной работы детского сада и семьи ставится следующая задача:

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Для этого  используються такие активные формы и методы работы с родителями:

- посещение воспитанников на дому

- общие и групповые собрания

- консультации и индивидуальные беседы

- занятия и развлечения с участием родителей

- выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями

- день добрых дел ( помощь родителей)

- день  открытых дверей

- привлечение родителей к подготовке и проведении праздников

- совместное создание предметно-развивающей среды

- работа с родительским комитетом

- утренние приветствия

- телефон доверия (наши  номера есть почти у всех родителей)

В результате повышается уровень сотрудничества , взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные активные формы совместной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями родительские собрания нужно стараться проводить в нетрадиционной форме, и  тщательно к ним готовиться

Объявление  на собрание - тоже нетрадиционное:

«Если вы не хотите узнать ……, то не приходите на родительское собрание, которое состоится…., где представлены выставки …. приглашены специалисты … и будут решаться такие вопросы, как …»

Готовить  заранее фотовыставку, выставку детских работ, выставку специальной педагогической литературы и художественной детской литературы на тему данного родительского собрания, которые берутся в библиотеке и в методическом кабинете.

Всё это способствует доверительной атмосфере, где можно говорить родителям откровенно о проблемах.

В начале собрания проводить «зарядку для мозга»: задавать родителям вопросы на воспитательно-образовательную тему, разбирать педагогические ситуации, обсуждать интересные темы, предлагать нестандартные решения сложных вопросов.

На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, а особенно родительскому комитету.

Родительсий комитет избирать каждый год, по 3 человека, чтобы все мамы в течение дошкольного детства побывали активными.

Слова благодарности стараться выражать в стихотворной форме собственного сочинения, например,

  • Спасибо вам за труд большой

За всё, что сделали с душой!

  • В группе папа есть у нас – он помощник просто класс

Пилит, чинит и строгает – всем нам очень помогает.

  • Папы, мамы – молодцы! Всем нам помогают.

Белят, красят и поют и в игры играют!

Доверительные отношения с воспитателем устанавливаются постепенно, в совместной деятельности. Именно, так появились «Дни добрых дел» - это помощь в утеплении окон, в ремонте различного оборудования в группе и на участке, изготовление постельного белья и одежды для кукол и т.д.

Здесь налаживается атмосфера мира и тёплых дружеских взаимоотношений между воспитателем и родителями, ведь мы вместе стремимся, чтобы нашим детям в детском саду было так же хорошо, как дома.

Досуговое направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.
В детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.
Хорошей традицией может стать проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь пес¬ни, играть на музыкальных инструментах.
Праздники: «Собираем урожай», , «День матери», досуги: «Старая сказка на новый лад», , «Широкая масленица» и другие проводятся с аттракционами, конкурсами, в которых принимают участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.

Праздники проводим не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Важный принцип моей работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад». Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт моя самооценка , как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы.

Родители изготовляют костюмы, атрибуты и пособия к тетрализованным представлениям.

Если у родителей есть театральные способности, то можно предлагать им роли в постановках, проводить с ними репетиции и консультации.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. Сложная задача – привлечь пап к педагогическому взаимодействию .

Поэтому особое внимание уделяем нашим папам, каждый год проводиться спортивный праздник к Дню защитника Отечества, где участвуют наши папы и мальчики в различных играх и конкурсах, где они демонстрируют свою смелость, ловкость, находчивость и выдержку.

Хочется отметить совместные  прогулки в природу, совместные посещения краеведческого музея.

 Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Вот какой я», «Зимушка-зима», выставка поделок «Волшебница Осень», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
В каждой группе много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Родители посредством анкетирования выбирают интересные для них темы. Руководствуясь интересами родителей, составляется план работы клуба на год. Мастер – класс можно проводить  с периодичностью 1 раз в месяц, всего 8 в год. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из пригласительных билетов.  Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

 «Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?» , для того, чтобы активизировать и обогатить воспитательные умения родителей и пообщаться им со всеми детьми в группе.

Такая идея появилась - «Радостный денёк».

В результате, после большой предварительной работы с родителями, каждый месяц, в пятницу, к нам в группу будут  приходить родители с каким -то интересным занятием.

Составлен примерный план этого мероприятия мероприятия:

  • Беседа с детьми о «волшебных словах»

- Чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово»

  • Беседа «весёлые загадки»

- Загадки на разные темы

- Подарок «Альбом з

  • Беседа о профессии «парикмахер»

- рассматривание рабочих инструментов

- изготовление причёски для девочки

  • Беседа с детьми на тему «Волшебная бумага» - оригами

- Поделки из бумаги

- Игры с поделками и и создание сожета.

  • Беседа о школе, первой учительнице

- Рассматривание учебников, тетрадей первоклассников

- Игра «Волшебные буквы и цифры» и т.д.

«Радостный денёк» должен быть  действительно радостным!

Он будет  способствовать близкому знакомству и непосредственному контакту родителей с детьм

Использование разнообразных форм работы даст  определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут  активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установится  атмосфера взаимоуважения.

Родители станут проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научатся  выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка..

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и воспитателя редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Включение родителей вобразовательный процесс - одно из направлений взаимодействия ДОО ссемьей,  предполагающее  достижение  ихэмоциональной  и  интеллектуальнойприверженн...

Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"

Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...

Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС

Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Мы работаем над решением следующих задач: - установить партнерские отношения, учитывая личностно -ориентированный подход...

Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО

Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития...

Презентация "Вовлечение родителей в образовательную деятельность"

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового ...