"Организация взаимодействия с семьей в свете требований ФГОС"
проект на тему

Кострикова Елена Геннадьевна

современный взгляд на работу с родителями, о важности такой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_chast.docx18.55 КБ
Файл tablitsa.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Организация взаимодействия с семьей в свете требований ФГОС ДО»

                                      «Только вместе с родителями, общими усилиями

                                             педагоги могут дать детям большое человеческое                                

                                             счастье».

                                             В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Семья и детский сад – важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребёнка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. Но сложившиеся на сегодняшний день типичные отношения между педагогами и родителями не являются оптимальными. Об этом свидетельствует обилие жалоб, претензий родителей к ДОУ, высокий уровень конфликтных отношений, низкая посещаемость родительских собраний, взаимная неудовлетворённость педагогов и родителей сложившимися отношениями, игнорирование многими родителями рекомендаций педагогов и требований детского сада.

Возникла необходимость в пересмотре отношения к вопросу взаимодействия с семьями воспитанников. На современном этапе развития образования необходимо построить это взаимодействие на новых принципах и в новых формах.

Проблемы:

- во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;

-во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Цель проекта. 

Создание условий для повышения компетентности педагогов в вопросах организации взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке:

- потребностей педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников;

- понимания специфики и ценности семейного и общественного воспитания ребёнка;

- владения воспитателями способами эффективного общения;

- знаний о возможных формах работы в данном направлении, степени владения этими формами;

- методов диагностики детско-родительских отношений;

-уровня информированности воспитателей об этапах развития семьи, особенностях семьи, типичных трудностях семейного воспитания;

- положительного опыта взаимодействия с родителями.

2. На основании диагностированного отношения воспитателей к задаче взаимодействия с семьями воспитанников дифференцировать педагогов по группам.

  1. Составить перспективный план проектных мероприятий по отношению к

разным группам педагогов, выделенным по результатам диагностики.

  1. Организовать контрольно-оценочный этап, направленный на выявление

изменений в позициях педагогов в аспекте отношения к взаимодействию с семьями воспитанников, уровня компетентности педагогов в вопросах планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с разными типами семей, динамики в развитии коммуникативных способностей педагогов.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня конфликтности между педагогами и родителями.
  2. Активное включение родителей в образовательный процесс ДОУ.
  3. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах

планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

1 этап – диагностический

Цель. Изучение сложившейся ситуации в ДОУ в аспекте взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

-выявить, есть ли потребность у педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников, и каково их отношение к задаче данного взаимодействия, и на основании этого дифференцировать педагогов на группы;

-выявить, понимают ли педагоги специфику и ценность семейного и общественного воспитания ребёнка;

-изучить, владеют ли воспитатели способами эффективного общения;

-выявить знания педагогов о возможных формах работы в данном направлении, степень владения этими формами;

-выявить, владеют ли педагоги методами диагностики детско-родительских отношений;

-выявить уровень информированности воспитателей об этапах развития семьи, особенностях семьи, типичных трудностях семейного воспитания;

-выявить, какой положительный опыт взаимодействия с родителями есть у воспитателей.

4 этап – контрольно-оценочный

Цель. Выявление положительной динамики  (повторное анкетирование педагогов) Задачи:

-выявление изменений в позиции педагогов по отношению к родителям;

-выявление уровня компетентности педагогов в вопросах планирования организации разнообразных форм сотрудничества с разными типами семей;

-выявление динамики в развитии коммуникативных способностей педагогов.

Заключение.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.



Предварительный просмотр:

                                                               План проектных мероприятий диагностического этапа

мероприятие

срок

Ожидаемый результат

1этап диагностический

Анкетирование педагогов «Взаимодействие с семьями воспитанников» (А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», с. 6)

( О.Л. Зверева, Т.В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ», с.52)

сентябрь

Определить личные задачи воспитателей в отношении взаимодействия с родителями

Определить, какие формы используют воспитатели в своей работе

Определить, какие ожидания есть у воспитателей от родителей и совпадают ли они с реальностью

Определить, как оценивают воспитатели свою компетентность и компетентность родителей

Выяснить, что воспитатели считают необходимым сделать, чтобы вовлечь родителей в повседневную жизнь ДОУ

«Шкала самооценки личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями» (Т.Н. Доронова «ДОУ и семья», с. 50)

сентябрь

Оценить степень выраженности качеств и умений, необходимых для эффективного общения с родителями

Семинар «Семья и детский сад – важнейшие институты социализации ребёнка»

сентябрь

Оценить степень осознания уникальности двух социальных институтов.

                 2 этап – мотивационный

           Срок реализации – октябрь, 1 – 2 недели

1 группа воспитателей

2 группа воспитателей

3 группа воспитателей

Задачи этапа

Активизировать стремление педагогов в самообразовании, на продолжение педагогического поиска

Мотивировать на пересмотр своей позиции, на переход к отношениям равенства, партнёрства

Мотивировать педагогов на сотрудничество  с родителями

Формы работы

Дискуссия «Известно, что родители плохо посещают родительские собрания в детских садах. Почему?»

Ролевая игра «Родители и педагоги в зеркале взаимных ожиданий»

Дискуссия «Нужно ли педагогу тратить время и силы на установление взаимопонимания с родителями?»

Метод кейс – стади (ситуации связаны с общением с родителями)

Круглый стол «Могут ли детский сад и семья успешно справляться со своими задачами, не взаимодействуя друг с другом?»

3 этап – обучающий

Мероприятие

Цель

Срок проведения

Ответственные

Семинар «Что такое семья? Функции семьи. Стили семейного воспитания. Типичные ошибки в процессе семейного воспитания.»(работа в подгруппах – рисование символов)

Формирование у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, стилях и типичных ошибках семейного воспитания

Октябрь

ст.воспитатель

Консультация «Этапы разворачивания сотрудничества ДОУ с семьёй. Методы исследования семейного воспитания.

 Семинар с использованием игры на эффект незавершённого действия «Лукошко идей» и мозгового штурма «Формы мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ»»

Развитие у педагогов умения применять методы изучения детско-родительских отношений и образовательных потребностей родителей; конструировать программу совместной деятельности с родителями

Ноябрь,

ст.воспитатель

Семинар-практикум «Особенности разработки и проведения анкетирования родителей»

Проведение анкетирования по разработанной анкете, анализ полученных результатов.

Составление анкеты по конкретной теме, анализ результатов анкетирования

Ноябрь

ст.воспитатель, воспитатели 1 группы

Практикум «Объявление для родителей» и «Письмо родителям»

(работа по микрогруппам)

Упражнять педагогов в составлении объявления и письма родителям, как одних из возможных форм приглашения на мероприятие или беседу

Март

ст.воспитатель

Смотр-конкурс «Информирование родителей о жизни группы и ребёнка в группе за день»

Обобщение и пропаганда положительного опыта взаимодействия с семьями воспитанников

Март

Воспитатели всех групп

Читательская конференция «Творческий поиск воспитателей: взаимодействие ДОУ и семьи»,

Формирование общественного мнения коллектива по актуальным вопросам взаимодействия ДОУ и семьи

Апрель

ст.воспитатель

Деловая игра «Аукцион идей»

(новые формы сотрудничества с родителями),

Расширение и закрепление представления педагогов о разнообразных формах, методах сотрудничества с родителями

Апрель

ст.воспитатель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....

Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учре...

Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования.

В данной статье описаны формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС....