Выступление воспитателя на Педагогическом совете ДОУ
материал (старшая группа) на тему

Прохорова Евгения Васильевна

"Развитие исследовательского интереса у детей старшегог дошкольного возраста при изменении величин предметов природного происхождения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования                                  «Холмский городской округ» Сахалинской области

Россия, 694620, Сахалинская обл.,                                                                                      тел./факс (42433)2-01-98 

г. Холмск, Восточный пер., дом 18                                                                                E-mail:dou-2skazka@mail.ru

Выступление воспитателя МБДОУ детского сада №2 «Сказка»

Прохоровой Евгении Васильевны

в рамках Педагогического совета

19 декабря 2017 г.

Тема: «Развитие исследовательского интереса у детей старшего дошкольного возраста при измерении величин предметов природного происхождения»

г. Холмск

2017

Большую роль в развитии детского интеллекта играет математика. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

        Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений.

 Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д.          

Ознакомление с величиной является одной из основных задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Обучение детей дошкольного возраста простейшим измерениям требует от ребенка:

- специфических умений;

-знакомства с системой мер;

- применения измерительных приборов.

Педагогическая работа по обучению детей измерительным умениям строится в определенной последовательности:

- вначале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета.

- в дальнейшей работе, детей учат при сравнении нескольких предметов одним из них пользоваться как образцом.

- практические приемы приложения и наложения применяются для составления упорядоченного ряда.

- задача последующей работы учить на глаз определять размеры различных предметов, а также пользуясь условной меркой.

Детей в детском саду учат выделять данный признак наряду с другими, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Результаты сравнения отражаются в речи с помощью прилагательных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте), больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т. д.

Таким образом, на первоначальном этапе предусматривается лишь попарное сравнение предметов по одному признаку.  

В старшем дошкольном возрасте обучение измерению подчинено задаче формирования более точного восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок. Условная мера (мерка) — предмет, используемый в качестве средства измерения, своеобразное орудие измерения. В то же время она выступает как мера (единица измерения) в данном конкретном случае:

- лентой, веревкой, палочкой, шагом может быть измерена длина дорожки в саду;

- ложкой, чашкой, банкой, стаканом определяется объем жидких и сыпучих тел.

 До введения измерения условными мерками детей следует научить:

- выделять в предметах определенные признаки (длину, высоту, ширину, объем);

- соизмерять объекты по этим признакам, определяя их равенство или неравенство.

 Детей следует знакомить:

- с правилами измерения условной меркой;

- научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавать результат через количество мерок как одного из случаев функциональной зависимости;

- развивать умение давать словесные отчеты о выполнении задания и на этой основе углублять представления о связях и отношениях между числами;

- использовать навыки измерения для деления целого на части;

- развивать глазомер.

 В детском саду дети должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой, которые выделяются в зависимости от особенностей объекта и мерки:

- «линейное» измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов;

- определение объема сыпучих веществ: кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымеряют количество крупы, сахара в пакете, в мешочке, в тарелке и т.д.;

- измерение объема жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов или кружек молока в бидоне, воды в графине, чаю в чайнике и т.д.

Следовательно, этой работе должно: предшествовать формирование представлений о величине как свойстве   предметов.   К   моменту овладения   навыками   измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыки счетной деятельности.

В оборудование педагогического процесса при обучении измерению включаются при необходимости, так называемые фишки-эквиваленты – мелкие однородные предметы (кружки, квадраты, треугольники, палочки, пуговицы и т.д.), служащие для точного подсчета числа мерок.

С целью закрепления навыков можно давать домашние задания в измерении   объектов, объединившись с родителями. Важно, чтобы это взаимодействие   не было формальным. Воспитателю следует интересоваться выполнением домашнего задания.

Собственная измерительная деятельность детей должна сочетаться с наблюдением измерительной деятельности взрослых в процессе их труда. Такие наблюдения проводятся постепенно, в течение всего процесса обучения измерению. Приобретенные на занятиях по математике знания и навыки измерения закрепляются на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию, в процессе труда в природе, в быту и т.д. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

Дидактические игры:

 

1. «Чудесный мешочек» (камни)

В мешочке камни разной величины. Воспитатель предлагает ребенку достать только большие (маленькие) камни. Ребенок на ощупь определяет размер предмета.

2. «Большой - маленький» (листья, спилы, шишки)

3. «Отбери такие же» (листья, шишки)

4. «Длинный - короткий» (дощечки разной длины, покрашены в разный цвет)

Воспитатель предлагает взять детям дощечки, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего дощечек? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую) дощечку. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите дощечки по порядку от самой длинной, до самой короткой, ил наоборот. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная дощечка? (короткая). На котором по счету месте оказалась самая короткая дощечка?  Что вы можете сказать о длине рядом лежащих дощечек: (1, 2; 2, 3 и тд.)?

5. Дидактическая упражнение «Сравнение дощечек по ширине».

Какими словами обозначаем ширину предметов.

Дети: узкий, широкий, самый узкий, самый широкий, шире, уже…

Разложи дощечки от самой широкой до самой узкой. Пересчитай их. (первая дощечка, вторая, третья, четвертая, пятая, всего их 5). 

Возьми в руки четвертую и первую дощечку. А теперь сравни их по ширине. Как мы это делаем?

Надо приложить их друг к другу. Шире та дощечка, одна сторона которой выглядывает из под другой.

6. Дидактическая игра «Высокий - низкий». Н прогулке (дерево, куст)

7. «Измерение объема сыпучих тел».

В двух стаканчиках разной формы насыпан песок (земля), рядом на столе находятся различные предметы (квадраты, палочки, линейка, стаканчик).

Вопросы:

Скажи, в каком стаканчике песка (земли) больше?

Что нужно сделать, чтобы это узнать? Чем можно измерить песок (землю)?

Песок (землю) можно палочкой измерить?

Можно ли измерить квадратиком? стаканчиком?

Как вы узнали, что песка (земли) поровну?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение экскурсий в ознакомлении детей с природой местного края» выступление на заседании педагогического совета

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преоб...

«Воспитание нравственно-эстетических чувств к природе средствами художественной литературы» выступление на заседании педагогического совета

Важно установить формы взаимосвязей природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способност...

Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"

Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"...

Выступление на заседании педагогического Совета №4 (2013-2014 учебный год) «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы с учетом ФГОС ДО»

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, п...

Выступление в рамках педагогического совета " Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе ДОУ"

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей, уро...