«Значение экскурсий в ознакомлении детей с природой местного края» выступление на заседании педагогического совета
консультация по теме

Письмаркина Антонина Николаевна

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу и как она служит людям. Преимущества экскурсий — занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._znachen_ekskursiy_v_oznok_det_s_prirod_mestn_kraya.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение экскурсий в ознакомлении детей

с природой местного края»

выступление на заседании педагогического совета

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу и как она служит людям. Преимущества экскурсий — занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсии помогают формировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

Экскурсии в лес, в поля, на берег реки привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений работы в группе, в уголке природы. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию экскурсии можно разделить на два вида: природоведческие парк, в лес, на реку, на луг и т.п., а так же в зоопарк, ботанический сад; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - в поле, в сад, в огород, на птицефабрику и т.п.

        Экскурсии как форму занятий проводят со средней группы. Для каждой экскурсии определяют цель. Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые  происходят в природе. Весной, например, можно провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач.

Сельскохозяйственные экскурсии проводят эпизодически, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Успех проведения экскурсий зависит от подготовки к ней воспитателя и детей.

Воспитатель планируя экскурсию точно определяет тему и цель, намечает место экскурсии, выбирает путь, он должен быть не утомительным для детей. Воспитатель осматривает место экскурсии, находит нужные объекты. Намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети. Чтобы экскурсия была интересней, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы.

       За несколько дней до экскурсии, воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, чтобы вызвать у них интерес, оживить впечатления и представления, сообщает цель. Дети должны знать куда пойдут, зачем, что увидят и т.д.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей, она должна быть легкой, соответствовать погоде, сезону.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения, сбор природного материала, игры ребят, заключительную часть, где воспитатель подводит итоги, обращает внимание детей на общую картину природы.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, наблюдениях в уголке природы.

Через 2-3 дня после экскурсии нужно провести занятие по рисованию, лепке, дидактические игры с природным материалом.

         Планируя беседу, после экскурсии воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти у детей восстановить весь  ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к установлению связей между явлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Молодова Л. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников». Минск ,1999.

2.   Николаева С. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.».  М., 1996. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно-эстетических чувств к природе средствами художественной литературы» выступление на заседании педагогического совета

Важно установить формы взаимосвязей природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способност...

Выступление на заседании педагогического Совета №4 (2013-2014 учебный год) «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы с учетом ФГОС ДО»

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, п...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

         Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...

Выступление на заседание педагогического Совета «Здоровьесберегающее сопровождение дошкольников» (2019-2020 уч. год)

Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.Рациональная организация учебно-воспитательного процесс...

Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий в средней группе (выступление на заседании педагогического совета)

Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологийв средней группе(выступление на заседании педагогического совета)...