Картотеки игр
картотека на тему

Бабяк Ольга Григорьевна

картотека подвижных и хороводных русских народных игр и игр народов севера

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

МКДОУ «Детский сад «Светлячок»

Картотека русских народных игр

C:\Users\Axeum\Desktop\фоны в руснар стиле\102336672_15.png

                                                                               

                                                  Составила: воспитатель Бабяк Ольга Григорьевна

с. Мильково

Игра «Ведьмина метелка»

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом,

пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка.  (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка – бела шубенка (Снег)

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает –

Ковром устилает. (Снег)

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится

 участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх,

«широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от         каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а

неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Игра «Петушиный бой»

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить                 один другого встать на обе ноги.

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному         человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого         обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за

руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий»

становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники

поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные

стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди

колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает

одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра  «Утка-Гусь»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом.

На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо

стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь! – кладет в руки одному из

участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках

расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг

другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот,

кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший, становится ведущим.

Игра с Солнцем

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг,

поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце»

догоняет детей.

Игра с платочком

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица

движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до

Масленицы быстрее.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета

шапочка козлика).

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра «Жмурки»

Скок-оскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра «Пройди в воротца»

Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой»). С окончанием музыки Весна указывает рукой на

какую-либо пару детей и взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и

берутся за руки, образу «воротца». Остальные дети проходят, ведомые Весной,

в эти воротца. Внутри «воротцев» остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4-5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие

дети весело хлопают в ладоши.

Игра с «козликом»

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Игра с «петушком»

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются

лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в

центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух»

старается их догнать.

Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он

прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чист серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай,

у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то  он

становится ведущим.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от

других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведю в спинку!

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него

в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой

верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение

первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка)

и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга.

Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу,

держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих).

Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе

следующего напарника.

«Земля – вода – небо»

(или «Зверь – рыба – птица»)

Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила

веселее и активнее. В первом и втором вариантах названия угадывается

соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру.

В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным).

Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки

любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например,

лису или медведя на слово «зверь» («земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел

поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий

предмет). Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в

напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное.

Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать,

изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим.

Ведущий может кидать мяч, только произнося уже слово «земля» или другое.

Нельзя повторяться в названиях животных.

«Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и

поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда

через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо

спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца».

Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут

через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены,

группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие

«ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят»  того, кто остался в них.

Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на

бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится

более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.

Другая разновидность игры состоит в том, что «ворот» - 2 пары. Игроки, изображавшие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не

выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот» Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков.

Соревнование завершается перетягиванием.

«Капканы»

Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в

парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

«Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубен).

По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы»

закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

Пойманные берутся за руки с участниками «капкана», образуя кружок из 3-4

человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять

бежит по кругу, пробегая через «капканы». Те закрываются снова и снова, пока не останется всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Два Мороза»

Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале,

должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

- Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

- Мороз, Красный нос, - объявляет один.

- Я – Мороз, Синий нос, - представляется другой и спрашивает с напускной

угрозой в голосе: - Ну-ка, кто из вас решится  в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

- Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала.

Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы

читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются

осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не

осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

«Жмурки».

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

-Где стоишь?

-На мосту.

-Что продаёшь?

-Квас.

-Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать

на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Заря-зареница».

Заря-зареница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь, а беги как огонь.

Дети держат «карусель» за ленты, идут по кругу и поют.

Водящий ходит вне круга, с последними словами задевает

          Одного из игроков. Они разбегаются в разные стороны, кто

Первый возьмётся за ленту. Неудачник становится водящим.

«Сиди, Яша».

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют.

Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши.

Чок, чок, пятачок.

Вставай Яша – дурачок!

Где твоя невеста, и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании

Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в

Середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

Горшки

Дети делятся на две команды. Одна команда становится «горшками» и садится на

корточки. Другая команда – «продавцы». Они встают за горшками. Водящий изображает «покупателя». Он подходит к одному из «продавцов» и спрашивает:

- Почем горшок?

- По денюжке.

- А он крепкий?

- Попробуй.

«Покупатель» легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

- Крепкий! Давай сговор!

«продавец» и «покупатель» берутся за руки и произносят слова:

Чигари, чигари!

Собирайтесь гончары,

По кусту, по насту,

По лебедю горазду

Вон!

Со словом «Вон!» «продавец» и «покупатель» бегут в разные стороны

вокруг «горшков». Кто первый прибежит к выбранному «горшку» – тот

становится «продавцом», опоздавший - «покупателем». Игра повторяется 2-3 р.

 

C:\Users\Axeum\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\83808236_large_0_4eb71_e4dbad7a_XL.PNG



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»

Картотека игр народов

 Севера

C:\Users\Axeum\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\nats-kostyum-chukchi.jpg

                                                       

     Составила: воспитатель Бабяк Ольга Григорьевна

с. Мильково

Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 5-6 санок (или

любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50 см.

Играющие,  поочерёдно прыгают через них на двух ногах,  мягко приземляясь.

Во время прыжка нельзя задевать препятствие.

Олени и оленевод - дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры.

    Назначенный воспитателем оленевод берёт скакалку-маут. После сигнала

    воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть

    маут на оленя. Пойманный, на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда

    оленевод поймает 3-4 оленя. Затем выбирается новый оленевод. Правила игры

     - надевать маут можно только на туловище оленя, не затягивая его.

Охота на волка – задача игры состоит в том, чтобы попасть мячом в бегущего

 волка. Охотник встаёт в 4-5 метрах от волка. С этого расстояния надо попасть

 мячом в волка. Волком может быть ребёнок, а можно сделать фигуру волка из

фанеры. Тогда, двое играющих, будут дёргать эту фигуру за верёвку то влево,

то вправо.

Птицелов – играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут

подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов с завязанными глазами.

Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:- «в лесу, во

лесочке, на зелёном дубочке, птички весело поют. Ай, птицелов идёт! Он в

неволю нас возьмёт! Птицы улетайте!». Птицелов хлопает в ладоши, играющие

останавливаются, водящий начинает искать птиц. Тот, кого он поймал,

подражает крику птицы, которую он загадал. Птицелов угадывает игрока и

птицу.

Остяцкие гонки – устраиваются гонки на одной лыже. Надо скользить на одной

ноге, отталкиваясь палками, пройти дистанцию 20м., дойдя до черты, попасть в

мишень.

Охотники и куропатки – на полу обозначается несколько кружков диаметром

1-1, 5 м. – гнёзда куропаток. Выбираются 2 охотника, остальные куропатки. Под

музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал «охотник»

куропатки прячутся в свои гнёзда. Охотник ловит ту куропатку, которая

пошевелилась.

Кто быстрей построит чум – 2 команды по 10 человек. Вначале дети

маршируют с гимнастическими палками под музыку, а потом по сигналу

разбегаются и начинают строить чум. Каждая пятёрка строит свой чум,

выигрывает та команда, которая построит все 2 чума.

Борьба на палке (ненецкая игра) - на площадке проводится черта. Двое

играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни

другого. держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. правила простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время

перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

 

Подвижная  игра: «Северная рыбка»

Цель: совершенствование пространственной ориентации у детей.

Задачи: закрепить способность прыгать в высоту с места; развивать ловкость,

выдержку, выносливость; закреплять знания названий рыб, обитающих в реках

Крайнего Севера (муксун, нельма, ряпушка и т.д.)

Описание игры:

     Дети встают в круг и считалкой на северную тематику:

                 «Прилетели  в тундру утки

                    Позолоченные грудки.

                    Чтоб утяток выводить

                    А тебе сейчас  ловить»,

   Выбирают «рыбака», который держит в руках «удочку»,

(веревка с привязанным на конце грузом и вращает  «удочку» по полу по

кругу, дети подпрыгивают вверх, стараясь не коснутся  ногами  груза,

кто коснулся ногами, называют «северную рыбу».

Методические указания:

      Нельзя повторять название рыбы, а кто не смог назвать, выходит из игры.

Подвижная  игра: «Журавлик»

Цель: совершенствование пространственной ориентации у детей.

Задачи: закрепление задержки дыхания в воде; совершенствование выполнения

 умения быстро сгруппироваться в воде «поплавок»;  развитие  быстрой реакции,

решительности и выносливости; знакомство с названием северного журавля

- стерхом  по иллюстрации.

Описание игры:

      Дети в воде с масками лягушек на голове встают в круг. Считалкой выбирают  ловишку - журавля, который встает в центр круга (в руках шнур с привязанным на конце «журавликом»).

                       «Мы лягушки ква-ква-ква

                         Прячемся от журавля

                         Только в небо он взлетит

                         Спрячемся в водичку мы!»

     «Журавлик» (из мягкого материала.), взлетает над головами, дети - лягушки  

должны быстро спрятаться, сгруппироваться в «поплавок», кто не

успел спрятаться, становится журавлем. Выигрывает тот, кто ни разу не

был  «журавликом».

Методические рекомендации:

     Игра проводится в заключительной части занятия, на закрепление

пройденного материала с детьми старшего и подготовительного возраста.

Игры без предметов

Тыытыкы

(Перевода нет)

Играют дети дошкольного и младшего школьного возраста, имитируя охоту

ястреба на птиц. Участвует от 4 до 40 человек.

Описание. На игровой площадке или в помещении чертят небольшой круг или

прямоугольник - место «ястреба». Вся остальная часть площади объявляется

«озером», «полем» или «лесом». Там отдыхают различные «птицы»: утки, гуси и

 др. Каждый игрок заранее сообщает, какую птицу он изображает. Обычный

разговор запрещается, каждый подражает голосу своей птицы. На крик

«ястреба» «тыы! тыы! тыы!» каждая «птица» отвечает своим криком и начинает

«перелет» через «ястребиное поле», а «ястреб» стремится осалить ее рукой.

Осаленная «птица» выходит из игры. Когда «ястреб» осалит последнюю

«перелетную птицу», игра заканчивается. Последний осаленный становится

новым «ястребом», и игра начинается сначала.

Если в игре участвует более 10 человек, то рекомендуется увеличить количество

«ястребов» и не выводить осаленных «птиц» из игры, а начислять им штрафные

очки. Тогда играют до определенного количества очков.

Правила:

Ловить можно только в «ястребином поле» (кругу или прямоугольнике).

Пойманные не участвуют в игре до тех пор, пока не будут переловлены все

«птицы». Если за каждую пойманную «птицу» начисляют очко, то она

продолжает играть.

Невод (Мунгха)

В «Невод» играют дети младшего и среднего школьного возраста (в прошлом

играли и взрослые - на свадьбах, календарных праздниках). Игра проводится на

воздухе или в просторном помещении. Количество участников - от 5 до 40

человек.

Описание. Очерчивают площадку примерно следующего размера: длина 20-30 м,

ширина 10-15 м. На левой и правой сторонах площадки выделяются места для

спасания «рыб» («кэнэни»), ограниченные линиями по ширине площадки.

Остальная площадь - «вода», по которой плывут «рыбы» («туона»).

В начале игры все участники делятся на «рыб» (2/3 играющих) и на «невод»

(1/3). «Рыбы» находятся в «кэнэни» на одной стороне; играющие, изображающие

невод, берутся за руки, образуя цепь. По сигналу «рыбы» начинают заходить в

«туона», перебегать на другую сторону или бегать по «туона». Изображающие

невод бегут к ним, сохраняя цепь, стараются окружить любую «рыбу» или

несколько «рыб». Когда руки двух крайних игроков в цепи «невода» сомкнутся,

образуя кольцо, все «рыбы», оказавшиеся в нем, считаются пойманными и

выходят из игры. Так играют до тех пор, пока не останется 2-3 «рыбы». Они

становятся «неводом», и игра начинается сначала.

Правила: 

Игроки, изображающие невод, не имеют права выходить за линию «туона» и ловить там «рыб».

Ловля «рыб» «неводом» разрешается и в том случае, если какая-либо «рыба» упадет. Но все действия «невода», вызывающие падение «рыбы», запрещаются.

«Рыбы» не имеют права находиться (больше 10 с) долго в «кэнэни».

Разрывать цепь игрокам, изображающим невод, при ловле «рыб» не разрешается. В противном случае пойманные «рыбы» отпускаются на волю.

Игры с предметами

Вестовой (Илджит)

Описание. Участники разделяются на две группы, которые делятся на пары –

 «лошадей» и «вестовых». Обе группы выстраиваются на расстоянии 2 м друг от

друга. Каждая становится в две колонны в затылок. Одна колонна - «лошади»,

другая - «вестовые». В обеих группах «вестовые» держат в руках связку бечевок

своей группы. По сигналу «вестовой» из первой пары в каждой группе слегка шлепает связкой бечевок свою «лошадь» (т. е. напарника). «Лошадь» выскакивает вперед и в сопровождении «вестового» обегает 2 раза свою колонну. После двух кругов «вестовой» передает свою связку очередному «вестовому» своей группы. Тот со своей «лошадью» также обегает 2 раза свою колонну, и так до тех пор, пока все не примут участие в беге. Последний «вестовой» спешит вручить связку бечевок руководителю игры. Выигрывает группа, которая закончит игру раньше.

        Правила:

Во время бега «вестовой» не имеет права обгонять свою «лошадь».

Передавать связку следующему «вестовому» разрешается только после двух

кругов, при этом он не имеет права выбегать навстречу.

Каждый раз после того, как пара, стоящая впереди, убежит, все передвигаются

вперед на один шаг.

 «Выгрузка хаяха» («Хаях»)

(Традиционное название этой игры - «Хаях хостонуу»

(дословно «Выгрузка хаяха») )

Условия вечной мерзлоты позволяли якутам делать большие запасы

замороженного молочного продукта, носившего название «хаях». Отколоть и

вытащить его из глубокого погреба доставляло немало хлопот. Ребята этот

процесс имитируют в игре «Выгрузка хаяха», в которой участвуют дети

школьного возраста. Это силовая игра. Для нее требуется прочный столб или

что-либо заменяющее его. Размер площади игры около столба зависит от

количества участников.

При проведении игры в повседневной одежде желательна чистая подстилка, на

которую можно сесть, не опасаясь загрязнить одежду (участники игры

разуваются и остаются в носках).

Описание. Выбирается самый сильный игрок - «терють» или «кореш». Он

садится у столба, охватив его руками. Другие игроки тоже распределены по

силе: второй, третий и т. д. Второй отходит в сторону - ему предстоит

единоборство с остальными, которые садятся соответственно своим номерам

позади первого в цепочку, причем каждый держится за талию сидящего впереди,

сцепив пальцы рук (как в русской игре «Репка»). Второй по силе игрок подходит

к последнему звену цепи (последнему игроку), берет его за талию обеими

руками и тянет на себя (без рывков, плавно, спокойно). Если кто-либо из игроков

не выдержит и разомкнет свои руки, то он и все сидящие за ним выбывают из

игры. Теперь тянет за талию крайнего в оставшейся части цепи. Так часть за

частью он рвет цепочку и добирается до «кореша». Начинается единоборство,

которое продолжается, пока один из них не сдастся: «кореш» разъединит руки

и выпустит столб или его соперник откажется продолжать игру. Можно

лимитировать единоборство временем. Игра может вестись и в положении стоя.

Правила:

Каждый раз начинать тянуть цепочку игроков за талию можно только по

сигналу. Вышедшим из игры не разрешается каким-либо образом влиять на ход     игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...