Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей
опыты и эксперименты на тему

Черемушкина Оксана Евгеньевна

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждении, нужно всегда стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствует разработке собственной программы.

Поэтому мною была разработана «Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию с детьми 1 младшей группы», которую апробировала совместно с детьми 1 младшей группы.

Представленная методическая разработка поможет педагогам использовать предложенный материал для развития познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Первый этап эксперимента

Проведение диагностики на определение уровня познавательной активности у детей I младшей группы

Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)

___________________________________        Ф.И.ребёнка

 

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

2

 Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

3

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

4

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, алгоритмы, и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

5

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

 

Баллы:

а) часто - 5

б) иногда - 3

в) очень редко – 1

25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;

19 –15 баллов – потребность  в познавательной активности выражена умеренно;

 

14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.

Второй этап эксперимента

 Реализация программы в соответствии с планом

 

Третий этап эксперимента

Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов.

 

Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)

___________________________________        Ф.И.ребёнка

 

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

2

 Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

3

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

4

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, алгоримы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

5

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

 

Баллы :

а) часто - 5

б) иногда - 3

в) очень редко – 1

25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;

19 –15 баллов – потребность  в познавательной активности выражена умеренно;

14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.

Анкета для родителей

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1.     В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

__________________________________________________________________

2.     С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

__________________________________________________________________

3.     Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если до, то как часто? (нужное подчеркнуть)

(Часто, редко, всегда, никогда.)

4.     Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

__________________________________________________________________

5.     Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)? (нужное подчеркнуть)

 

(Часто, редко, всегда, никогда.)

 

Итоги диагностических срезов

image

Результаты эксперимента по апробации «Программы дополнительного образования по детскому экспериментированию с детьми 1 младшей группы»

image

 

 

Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.

Разработанная и апробированная на практике программа дополнительного образования по детскому экспериментированию доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitivnye_rezultaty_eksperimenta.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждении, нужно всегда стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствует разработке собственной программы.

Поэтому мною была разработана «Программа дополнительного образования по детскому экспериментированию с детьми 1 младшей группы», которую апробировала совместно с детьми 1 младшей группы.

Представленная методическая разработка поможет педагогам использовать предложенный материал для развития познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Первый этап эксперимента

Проведение диагностики на определение уровня познавательной активности у детей I младшей группы

Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)

___________________________________        Ф.И.ребёнка

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

2

 Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

3

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

4

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, алгоритмы, и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

5

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

Баллы:

а) часто - 5

б) иногда - 3

в) очень редко – 1

25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;

19 –15 баллов – потребность  в познавательной активности выражена умеренно;

14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.

Второй этап эксперимента

 Реализация программы в соответствии с планом

Третий этап эксперимента

Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов.

Мониторинг "Проявление познавательной активности через экспериментальную деятельность" (метод - наблюдение)

___________________________________        Ф.И.ребёнка

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

2

 Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

3

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

4

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, алгоримы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

5

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

Баллы :

а) часто - 5

б) иногда - 3

в) очень редко – 1

25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;

19 –15 баллов – потребность  в познавательной активности выражена умеренно;

14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо.

Анкета для родителей

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

__________________________________________________________________

  1. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

__________________________________________________________________

  1. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если до, то как часто? (нужное подчеркнуть)

(Часто, редко, всегда, никогда.)

  1. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

__________________________________________________________________

  1. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

(нужное подчеркнуть)

(Часто, редко, всегда, никогда.)

Итоги диагностических срезов

Результаты эксперимента по апробации «Программы дополнительного образования по детскому экспериментированию с детьми 1 младшей группы»

Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.

Разработанная и апробированная на практике программа дополнительного образования по детскому экспериментированию доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования

Уже в следующем году мои ребята пойдут в школу, сядут за школьные парты, возьмут в руки ручки и карандаши и окунуться в эту новую и уже немного взрослую жизнь…. А насколько готовы мои выпускники к дан...

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования

Воспитателем в детском саду я работаю с 1986 года и каждый раз убеждаюсь, что самый главный показатель   повышения заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками является работа с родителям...

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОО воспитанниками на основе покозателей фнкционирования

От чего зависит посещаемость в ДОУ? Во-первых, от заинтересованности родителей в посещении детского сада. Во-вторых, от состояния здоровья детей. В-третьих, от атмосферы в коллективе....

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками на основе показателей функционирования...

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками...

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками...

Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОО воспитанниками на основе показателей

Показателем результативности педагогической работы, как  с родителями так и с детьми считаю положительное отношение  и тех и других к ДОУ, желание трудиться, быть активным участником всех ме...