Занятие «Секреты художника-живописца».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Татьяна А. Николаева

Развивать у детей интерес к средствам выразительности живописи, художественное видение, пространственное, образное мышление и воображение, креативное мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Секреты художника-живописца».

Программное содержание:

Развивать у детей интерес к средствам выразительности живописи, художественное видение, пространственное, образное мышление и воображение, креативное мышление.

Развивать у детей умение высказываться по поводу увиденного, приводя доказательные оценки и суждения, используя образные слова и выражения.

Предварительная работа.

Наблюдение в природе за линией горизонта, зарисовки наблюдаемых пейзажей.

Материал:

Репродукции картин, расположенные в три ряда:

1 ряд - вертикальное построение полотна «Февральская лазурь», И.Грабаря,  «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Осенний день. Сокольники»;

2 ряд - горизонтальное построение полотна «Лесные дали» И.Шишкина, «Гималаи» Н.Рериха, «Золотая осень» В.Поленова;

3 ряд - квадратное построение полотна «Рябинка» И. Грабаря. 

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу открыть вам один из «секретов» художника. Внимательно рассмотрите картины, которые висят перед вами. О чем эти картины? (Ответы детей.)

Да, здесь пейзажи о разных временах года. Но я их разместила в три ряда. Подумайте, чем отличается каждый ряд? (Ответы детей.) Вы обратили внимание на формат картин в каждом ряду? Какую форму имеет верхний ряд картин? (Ответы детей.) Прямоугольник, поставленный вертикально. А второй ряд? Прямоугольник, положенный горизонтально. А в третьем ряду? Картина имеет форму квадрата. Значит, картины отличаются по формату полотна, на котором они написаны. Когда вы рисуете, тоже кладете листок бумаги то горизонтально, то вертикально.

Давайте рассмотрим первый ряд картин и подумаем, почему художники выбрали для изображения такой формат полотна? Вот картина «Февральская лазурь». Как вы думаете, почему художник Игорь Эммануилович Грабарь расположил полотно вертикально? Про что он хотел нам рассказать? На что хотел обратить наше внимание? (Ответы детей.) На  удивительную красоту берез, кружево ветвей на фоне февральского ярко-голубого неба. Расскажите об этой картине. Что вы чувствуете, глядя на нее? (Ответы детей.) Да, волшебную красоту белоствольных берез!

Береза, которая стоит перед нами на переднем плане, написана плотными мазками, кажется огромной, могучей. Она пылает белейшим светом, у нее множество тонких ветвей. Она и тоненькие, молодые березки вокруг нее сияют еще ярче на фоне синевы неба, которое и снег окрашивает в голубые и ярко-синие холодные тона теней. Снег уже шероховатый, подтаявший от февральского солнышка. Утром на нем образуется наст - твердая корочка льда, сверкающая на солнце. Поражают яркие цвета синего, белого и зеленоватого снега. Цвет неба тоже удивительный: глубокий синий, переходящий в лазурный, зеленовато-желтоватый тон. Что в этой картине самое главное? (Ответы детей.) Да, березы, и особенно береза на переднем плане. Художник восхищается ею, любуется ее красотой. Он писал эту березку с натуры, и чтобы видеть ее снизу, даже вырыл небольшой окопчик. Березы выглядят величаво, значительно. Они даже не умещаются на вертикальном полотне картины, их вершины выходят за его пределы. Ветви великолепных берез устремлены вверх, словно в радостном порыве приветствуют утро. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья. При легком дуновении ветерка они ударяются друг о друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон. Какая яркая, какая радостная картина!

Итак, художник выбрал вертикальный прямоугольный формат полотна, чтобы обратить наше внимание  на величие и красоту берез!

Посмотрите на картину «Грачи прилетели» Алексея Константиновича Саврасова. Почему художник выбрал такое полотно для своей картины? (Ответы детей.) прилетели грачи - значит, наступила весна. Грачи вьют свои гнезда на вершинах берез. И чтобы мы увидели это, он близко к нам, на переднем плане, рисует корявые стволы старых берез и несколько молодых березок. Они в самом центре картины, тянутся вверх своими стволами и веточками - ждут солнца, тепла. Весна чувствуется  везде - и в голубизне неба, и в желтоватом от неяркого солнца, снегу.

А вот картина «Осенний день. Сокольники» Исаака Ильича Левитана. Полюбуемся ею и подумаем: почему художник так выстроил картину? О чем же он хотел рассказать? (Ответы детей.)  Это осенний ненастный день, тихий и задумчивый. Перед нами аллея старого парка. На переднем плане высоко в небо подняли свои вершины большие сосны, а рядом с ними, по бокам аллеи, силуэты уходящих вдаль молодых кленов в увядающем осеннем уборе, с осыпающейся оранжево-коричневой листвой. В центре картины изображена серовато-зеленовато-коричневая дорога, которая, слегка изгибаясь, уходит далеко в глубь парка. По ней, прямо на нас, задумавшись, идет красивая молодая женщина в темном платье. Мы чувствуем волнение облаков в сером небе, влажность этого ненастного дня. Как бы вы назвали всю цветовую гамму картины? Яркая ли она? (Ответы детей.) Она неяркая, все построено на сочетании мягких, приглушенных, спокойных, серебристых тонов. Художник выбрал вертикальное построение полотна картины, чтобы показать огромность старого парка, его глубину, длину аллеи. Мы чувствуем, что настроение природы созвучно настроению женщины. В природе чувствуется легкая печаль, грусть, задумчивость и тишина.

Посмотрим на следующий ряд картин. Некоторые вам уже знакомы. Эту вы помните? ( «Золотая осень» И Левитана). Как она называется? (Ответы детей.) Молодцы, правильно, ее тоже написал Исаак Ильич Левитан. Полюбуйтесь на нее и подумайте: почему художник выбрал такой формат полотна? (Ответы детей.). Да, художник хотел рассказать о том, как прекрасна земля в ярком осеннем наряде, о том, что золотая осень пришла на бескрайнем просторе нашей родины.

А вот картина «Лесные дали» Ивана Ивановича Шишкина. Посмотрите на нее и подумайте: про что здесь нам говорит художник? Что удивило и порадовало его? Почему он выбрал горизонтальный формат картины? (Ответы детей.) Да, художник восхитился огромными просторами, покрытыми лесом. Он восхитился красотой лесных далей России. Широкая панорама нам открывается с вершины небольшой возвышенности. На переднем плане - поляна с группой маленьких деревьев и одинокой сосной. На освещенной солнцем траве тут и там лежат небольшие валуны. Чуть дальше выделяются большие ели и сосны, а за ними, на втором плане, - леса, одетые утренним туманом. Совсем далеко, на границе третьего, дальнего плана, - озеро в светлой голубовато-фиолетовой дымке. А над всем этим - чистое голубое небо с легкими облаками. Дальний план как бы растворяется в тумане. Это придает картине таинственность. Главный герой этой картины - лес. Художник предлагает нам полюбоваться, восхититься его красотой и мощью, его необозримой огромностью. Как бы назвали этот пейзаж, посвященный лесу?

Правильно, лесной пейзаж.

В этом ряду осталась еще одна картина. Необычная, правда? Про что она? (Ответы детей.) картина называется «Гималаи», написал ее художник Николай Константинович Рерих. Гималаи - это самые высокие горы нашей планеты. Неприступные горы, занимающие громадные пространства, поднимаются грядами все выше и выше. Мы ощущаем их холод, монументальность. Цвета на картине - от почти черно - синих, синих, голубых и к белым - снегам, покрывающим вершины, с желтоватыми отблесками. Обратили внимание, какой формат у полотна? (Ответы детей.) Горизонтальный формат позволил художнику показать протяженность, величие горной страны. Показав только вершины гор, художник подчеркнул, как высокие горы. Как бы вы назвали этот пейзаж? Горный.

У нас остался последний ряд. Здесь только одна картина - «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря. Какой у нее формат холста? Да, квадратный. Давайте подумаем, о чем нам хотел рассказать художник? (Ответы детей.) мы как будто смотрим на пейзаж сверху, из окна деревенского или дачного домика. Перед нами, на переднем плане, рябина вся в красных гроздьях ягод. Ее красно-оранжевая листва ажурная, очень яркая. Сквозь нее мы видим лазурное небо, зеленое поле озимых выходов, лесок и кусты, а за ними в фиолетовой дымке - дали. Ближе к нам, на переднем плане, по бокам картины - березки развесили свои золотые косы; их вершин нам не видно из окна. Картина очень тихая, спокойная. Основное внимание художник уделил нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались ее осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична.

Художник может использовать и такой формат полотна, чтобы рассказать о небольшом пейзаже, о спокойствии и тишине, разлитой в природе.

Вот, дети, мы и познакомились с одним из «секретов» художника - секретом построения картины на определенном формате полотна. Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с деятельностью художников-живописцев.

Образовательная область: «Познавательное развитие»Цель занятия:       Познакомить детей с работой художника.Задачи:Дать знания о том, что художники – это люди, которые пи...

Конспект НОД по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с деятельностью художника-живописца "Картинная галерея"

Интегрированное занятие с детьми по знакомству с профессией художника. Дети познакомятся с творчеством художника - живописца, лешуконца П,П,Лешукова....

"Саратовский край глазами художников - живописцев"

"Саратовский край глазами художников - живописцев" - музыкально - художественный салон...

Зимний пейзаж в произведениях художников - живописцев

Предлогаемая Вашему вниманию презентация поможет Вам в работе с детьми по художественно -эстетическому развитию, речевому развитию, позновательному развитию. Програмное содержание этой работы: 1.Обобщ...

Конспект занятия на тему: «Знакомство с художником – живописцем Александром Михайловичем Богдановым»

Занятие  посвящено развитию художественного творчества дошкольников, через знакомства с художниками - иллюстраторами и художником – пейзажистом Александром Михайловичем Богдановым....

Занятие «Секреты художника-живописца».

Развивать у детей интерес к средствам выразительности живописи, художественное видение, пространственное, образное мышление и воображение, креативное мышление....

Конспект открытого занятия. Тема занятия «Секреты дружбы».

Конспект открытого занятия. Тема занятия: «Секреты дружбы».Вид занятия: Социально – личностное.Тип занятия: Познавательное.Тема занятия: «Секреты дружб...