Конспект НОД по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с деятельностью художника-живописца "Картинная галерея"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Картавкина Ольга Леонидовна

Интегрированное занятие с детьми по знакомству с профессией художника. Дети познакомятся с творчеством художника - живописца, лешуконца П,П,Лешукова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с деятельностью художника-живописца

Тема: « Картинная галерея»

Образовательная область: « Социально – коммуникативное развитие»

Интеграция областей: « Познавательное развитие», « Речевое развитие»,     «Художественно – эстетическое развитие»

Цель:   Познакомить детей с профессией художника.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомить детей с творчеством художника – земляка П.П.Лешукова;
  • формировать знания детей о труде художника, орудиях его труда, о значимости его деятельности для общества;
  • продолжать знакомить с жанрами живописи: натюрморт, пейзаж, портрет;
  • познакомить с понятием « репродукция», « подлинник»;

Развивающие:

  • развивать интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, способность чувствовать переданное художником настроение картины, умение соотносить увиденное на картине с личным опытом;
  • обогатить словарь детей: живопись, жанр, натюрморт, пейзаж, портрет, холст, репродукция, подлинник, музей, картинная галерея;
  • совершенствовать навыки рисования акварелью приемом – по сырому;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к профессии художника, любовь к родному краю, гордость за мастерство художника-земляка;
  • воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща.

Предварительная работа:

  • беседы: «В мастерской художника», «О жанрах живописи», «О чем рассказала волшебная кисточка»;
  • дидактические игры: «Цвет и форма»,  «Цвета», «Жанры живописи», «Составим пейзаж», « Составь натюрморт», «Холодно-тепло» (подобрать картины по цветовой гамме), «Убери лишнюю», «Портрет» (дать описательный рассказ друга);
  • рисование, работа в уголке творчества;
  • рассматривание иллюстраций, альбомов «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет», картин, фотографий;
  • посещение выставки картин П.П.Лешукова.

Материал:

  • репродукции картин художника П.П.Лешукова;
  • карточки – пазлы к дидактической игре «Художник и его помощники»;
  • карточки – схемы к дидактической игре «Смешивание красок»;
  • материал к творческой работе «Будущие художники»: ватман, акварель, кисти, вода, губка, аудиозапись;
  • веселые и грустные человечки, вырезанные из открыток.

Ход НОД:

Настрой на занятие - перед входом в изостудию дети встают в кружочек

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья

Очень рада видеть я

Вас сегодня у меня

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Вступительная часть

Дети, отгадайте загадку. «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?» (Художник)

Правильно, это художник. Сегодня мы с вами посетим выставку картин нашего лешуконского художника Лешукова Павла Петровича. Как по другому можно назвать выставку картин? (Картинная галерея). Молодцы! Пожалуйста проходите в изостудию на картинную галерею. (Дети проходят в изостудию и встают перед репродукциями картин П.П.Лешукова).

Основная часть.

Дети, скажите, кого называют художником? (ответы детей)

Это люди, которые пишут картины, создают красивые вещи, рисунки в книгах, ваяют фигурки людей и животных из глины, придумывают узоры для фарфоровой и деревянной посуды, ткани, расписывают игрушки, мебель, придумывают новые формы зданий.

А для чего нужна профессия художника? (ответы детей)

Художники  видят красивое в окружающей нас жизни: в природе, в предметах, человеке, в явлениях природы, и выражает эту красоту в своих произведениях. Они хотят сделать нашу жизнь прекраснее. Многие произведения художников учат добру, любви к Родине и к людям, к животным и растениям.

Замечательная профессия – художник! Стоит ему взять в руки лист бумаги или холст, краски и кисти и…. Ничего не было на белом листе и вдруг появились линии одна, другая, третья, кисть бежит по бумаге дальше, и дальше, и вдруг….. появляется картина!

А как вы думаете, что может изобразить художник? (Все! Дом, природу, людей, животных, транспорт.) Правильно!  

Послушайте стихотворение А. Адиля.

Белый лист бумаги взял художник в руки.

Чистый лист бумаги – столько и всего.

Кисточку и краски вынул он из сумки,

Кисточку и краски – больше ничего.

Посидел немного, будто над задачей,

И ушел тихонько, и унес с собой:

Улицу с домами, и со мной в придачу,

И кусочек неба – самый голубой.

Дети, сейчас мы узнаем, с помощью чего художник пишет свои картины?

Поиграем в игру «Художник и его помощники». Перед вами на столе карточки – пазлы с изображенными на них инструментами, которые нужны в разных профессиях. Подумайте и выберите те, которые необходимы для художника. (Дети выполняют задание).

Молодцы, вы справились правильно, назовите помощников художника (холст, краски, кисти, палитра, карандаш, мольберт).

(Воспитатель обращает внимание детей на портрет и репродукции картин П.П.Лешукова). Дети, перед вами портрет и репродукции картин нашего земляка, лешуконца, художника - живописца П.П.Лешукова. Здесь, в детском саду мы рассматриваем не настоящие картины, репродукции, то есть копии картин. Картины, выполненные художником, называются подлинниками. Они хранятся в музеях и выставочных залах. Репродукции делают в типографиях в больших количествах и продаются в магазинах, где мы можем их купить и повесить дома или в детском саду. Мы ими любуемся, они украшают интерьер.

    72 года назад родился в селе Лешуконское архангельской области мальчик Паша в семье служащего речного управления. Уже в раннем детстве он решил стать художником. Любовь к рисованию привил ему старший брат Виктор. После окончания средней школы Павел уехал в город Северодвинск, где он 2 года работал и одновременно занимался в изостудии клуба имени Горького. Там молодой художник развивал технику акварели и рисунка. После этого Павел поступил в художественное училище в городе Ярославле. Окончив училище, Павел вернулся в город Северодвинск. Павел Петрович работал в школе, учил детей рисовать. Одновременно подрабатывал художником – постановщиком в драматическом театре и художником – оформителем. С этого времени художник стал принимать участие в городских, областных и Всесоюзных выставках. Потом организовывал свои персональные выставки. Павел Петрович очень скучал по родине, поэтому вернулся в родное село. Еще молодым художником Павел Петрович пробовал писать картины и масляной краской, и акварелью. Но по душе художнику стала акварель. Как говорит Павел Петрович, «акварель – сложный, благородный материал». Масляную краску можно затереть и что – то изменить в картине, а акварель нет. И получается, что картина единственная. Этого мастера акварели можно назвать «художником северной деревни». Темы его акварелей понятны и близки всем жителям Северного края.

    Обратите внимание на картины. Скажите, что вы видите на них? (Ответы детей)

Правильно, мы видим на его картинах природу родного края, красавицу реку Мезень с ее высокими красными берегами, рублеными домами и церквями, амбарами и колодцами – журавлями.

Здесь прошли детские и юные годы, когда зарождается в душе человека любовь к родным избам и околицам, речным берегам и песчаным откосам. И где бы ты ни был, куда бы ты ни уезжал, память снова и снова будет возвращать к родным местам. Так и художник П. П. Лешуков в своем творчестве постоянно обращается к образам родного края.

    Дети, скажите, какие жанры живописи вы видите среди этих картин? (Натюрморт, пейзаж, портрет).

Что такое натюрморт? (Картины, на которых  художники изображают разные предметы: фрукты, овощи, посуду, цветы и другие предметы). Покажите эти картины.

Стихотворение    А.Кушнер.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы разом, знай, что это -  натюрморт.

Что такое пейзаж? (Картины, на которых художники изображают природу). Найдите картины с пейзажем.

Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется – пейзаж.

Что такое портрет? (Картины, на которых художники изображает человека). Выберите картины с портретом.

Если видишь, что с картины,

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька  твой сосед,

Обязательно картина называется – портрет.

Ребята, а знаете, некоторые художники любят изображать только один жанр – пейзаж, другие – исторические картины, это батальный жанр, третьи – море, это маринисты. Но какие бы картины не писали художники, они приносят людям радость, делают нашу жизнь полнее и интереснее, побуждают в нас добрые чувства.

Физминутка:

Незнайка стать художником мечтал

Поэтому он всюду рисовал.

Ручкой на листе – вот так (показ)

Кистью на холсте – вот так (показ)

Карандашом на парте – вот так (показ)

Мелками на асфальте – вот так (приседают)

Сапогами на снегу – вот так (руки на поясе, притоп)

Коньками он чертил на льду – вот так (изобразить движения конькобежца)

На песочке прутиком – вот так (наклоны)

На дощечке гвоздиком – тук – тук (стучат кулачками)

Разводил в ведре известку (мешают руками)

Потолок белил он щеткой (белят, руки вверху)

Размешал он палкой краску,

Кистью все вокруг покрасил (повороты)

Хотя Незнайка не художник,

Но маляр отличный все же!

       Ребята, назовите цвета, которые использовал художник в своих картинах. (Ответы детей). Цветовая гамма яркая, насыщенная или светлая? (Светлая)

Тона акварелей не ярки, они спокойны, как бы приглушены, но в тоже время светлы и чисты, как сама северная природа. Мазок кисти художника легок, воздушен и точен, акварель прозрачна.

Дети, а что делает художник для получения других цветов, оттенков, цветовой гаммы? (Смешивает цвета на палитре).

Я предлагаю вам помочь художнику в смешивании красок.

 Поиграем в игру «Смешивание красок». Перед вами карточки – схемы и кружки разных цветов. Вы должны в схему добавить кружки тех цветов, при смешивании которых получается тот цвет, который указан на карточке. (Дети выполняют задание).

Дети, обратите внимание на картину П. П. Лешукова «По реке Вашке». Что вы видите на этой картине? (Реку Вашку, по ней едет моторная, деревянная лодка. В лодке за мотором сидит мужчина. Виден высокий красный берег, лес).

Высокие красные берега вдоль рек Вашки и Мезени называются щельями.

«Над Мезенью рекою щельи – красные кручи,

Где за далью такою край найти можно лучше»

Так поется в одной  песне.

Какое время года изображено на картине? (Осень).

Какую погоду изобразил художник на этой картине и какое время суток? (Художник изобразил день и ясную, солнечную погоду)

Как вы догадались? (На воде мы видим отражение деревьев, значит светит солнце).

Какое настроение вызывает эта картина и почему? (Веселое, радостное, потому что художник использовал яркие краски.)

Правильно, но эти яркие краски акварели кажутся нам размытыми, прозрачными.

Найдите картины, которые вызывают у вас грустное настроение. Объясните почему. (Дети находят картины. Эти картины вызывают грусть, потому что художник использовал темные краски.)

Рассмотрев картину, мы убедились, какую роль в картине играет цвет. С помощью его художник передает время года, время суток, свое настроение.

Сейчас мы с вами  побываем в этой картине.

Прием вхождения в картину – Закройте глазки «Раз, два, три. Мы в картине, посмотри». Откройте глазки и представьте, что мы стоим на берегу реки Вашки, нас окружает осенний лес.

Дыхательная гимнастика: Давайте сделаем глубокий вдох носиком, а ртом выдохнем. И так три раза.

Какие вы чувствуете запахи? (Пахнет корой деревьев, опавшими листьями).

Какие звуки вы слышите? (Звук мотора, плеск воды, пение птиц, шорох листьев)

Снова закроем глазки. «Раз, два, три, четыре, пять. Мы в изостудии опять». Откройте глазки.

Ребята, а вы любите рисовать? Я предлагаю превратиться в настоящих художников и нарисовать одну общую картину – пейзаж с рекой. А чтобы получилось, как у художника П. П. Лешукова, мы будем рисовать приемом по сырому. Цвета получатся размытые, прозрачные. Возьмите все необходимое для работы, распределите, кто что будет рисовать. Рисуйте дружно, сообща. Но сначала приготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик встал один, (все пальчики в кулачке).

Указательный за ним,  (разжимаем поочередно каждый пальчик)

Средний будит безымянный,

А за ним мизинчик малый.

Встали братцы все, ура! (сжимаем и разжимаем пальчики)

За работу нам пора.

(Дети готовят себе рабочее место для рисования, и под спокойную музыку начинают рисовать). Творческая работа.

(По окончанию творческой работы, дети дают название своей картине).

Заключительная часть.

Дети, где мы сегодня с вами побывали? (На картинной галерее)

Картины какого художника мы рассматривали? (Художника – живописца, нашего земляка П. П. Лешукова).

О какой профессии говорили на занятии? (О профессии художника).

Нужна ли людям профессия художника? (Нужна. Художники  видят красивое в окружающей нас жизни и выражает эту красоту в своих произведениях. Они хотят сделать нашу жизнь прекраснее.)

Мы, лешуконцы, гордимся мастерством нашего земляка, художника П. П. Лешукова и благодарим его за ту радость и свет, которые несут людям его чудесные акварели, за то, что любой житель нашей страны увидит в его картинах красивейший и любимый Лешуконский край, научится видеть и понимать красоту, станет добрее.

Дети, я предлагаю вам выбрать человечков: веселого – если понравилось занятие и грустного – если не понравилась. И объяснить свой выбор.

Ребята, вы все большие молодцы! На этом наше занятие заканчивается. А эти необычные человечки вам будут напоминать о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с природой Саратовского края,посвященная Году добровольца (волонтера)в России на конкурс «Одна страна – одна Россия»

Данная разработкам адресована воспитателям старших групп с целью привлечения внимания к развитию и формированию культуры добровольчества (волонтёрства) у детей дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Ознакомление с событиями Ветхого Завета. Ноев Ковчег»

Цель: ознакомление детей подготовительной к школе группы с сюжетом Ветхого Завета – Всемирный Потоп. Задачи:Обучающие:Формировать у детей умение рассматривать картины.Формировать у детей пе...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Ознакомление с событиями Ветхого Завета. Ноев Ковчег»

Цель: ознакомление детей подготовительной к школе группы с сюжетом Ветхого Завета – Всемирный Потоп. Задачи:Обучающие:Формировать у детей умение рассматривать картины.Формировать у детей пе...

Конспект занятия по ознакомлению с природой и экспериментированию у детей в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие капельки»

Интеграция образовательных областей: Физическое, Познавательное,  Речевое, Социально – коммуникативное.Вид занятия: ознакомление с природой и экспериментированиеФорма занятия: комбинированн...

Конспект занятия по ознакомлению с природой подготовительная к школе группа

Конспект занятия по ознакомлению с природой подготовительная к школе группа"Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)"...