Главные вкладки

    Методическая разработка занятия по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с природой Саратовского края,посвященная Году добровольца (волонтера)в России на конкурс «Одна страна – одна Россия»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Гондылева Елена Сергеевна

    Данная разработкам адресована воспитателям старших групп с целью привлечения внимания к развитию и формированию культуры добровольчества (волонтёрства) у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.74 КБ
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.74 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                   Методическая разработка

                  занятия  по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе

           с природой Саратовского края , посвященная Году добровольца (волонтера)

                          в России на конкурс «Одна страна – одна Россия»      

                                       

    Актуальность: данная разработка адресована педагогам старших групп с целью привлечения внимания к развитию и формированию культуры добровольчества (волонтерства) у детей дошкольного возраста.

    Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жизни социума.

    Задачи: познакомить детей с картой Саратовской области; закрепить знания детей об обитателях рек, леса, растениях степи; закрепить знание названий некоторых речных рыб,  растений и птиц. Закрепить знание о значении рек и лесов в жизни человека. Развивать память, внимание, речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности; формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Предшествующая работа: беседы на природоведческие темы, чтение художественной литературы, дидактические и настольно- печатные игры, рассматривание иллюстраций.

    Оборудование: карта мира и карта Саратовской области, карточки рыб, растений, деревьев, оформление реки, леса, саженцы деревьев

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ввдная часть ( мотивация)

    На доске перед детьми висит карта мира и карта Саратовской области

    - Ребята, кто- нибудь из вас знает, что это такое?

     Как вы думаете, для чего она здесь появилась? Может кому- то нужна наша помощь? Может кто –то нуждается в добрых делах и поступках? Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми?

    А вы знаете, в нашей стране сейчас идет год добровольца, или по- другому год волонтера. Волонтер ребята, это как раз тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто нуждается ( детям, больным, старикам, помогают животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они живут, чистым и красивым.

    Давайте вернемся к карте. Посмотрите о чем нам может рассказать карта?

    Что вы видите на карте?

    А что можно сделать, глядя на карту?

    - Ребята, чтобы отправиться в путь, нам нужно составить маршрут, одеться как настоящие волонтеры и взять с собой необходимый инвентарь.

    Эта карта.

    Познакомиться с Саратовской областью.

    Ответы детей. ( Когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно.)

    О городах, реках, о лесах и степях.

    Разные цвета.

    Отправиться в путешествие.

    Дети готовятся к путешествию ( составляют маршрут, одевают зеленые галстуки, собирают рюкзаки.)

    Основная часть

    Ребята, что это за синие волнистые линии, которых очень много?

    На какой реке находится наш Саратовский край?

    Да особое место занимает река Волга. Я предлагаю, не теряя времени зря, отправиться в путешествие и первой нашей остановкой будет река Волга. Ой, а на чем же нам путешествовать? А я предлагаю вам построить воздушный корабль из шаров.

    Скорее все на борт. Теперь нужно произнести волшебные слова: «Раз, два , три – поднимайтесь вверх шары».

    -Ура! Получилось! Вот мы и в воздухе! Смотрите! На горизонте показались берега Волги. А вы знаете, что раньше она называлась «Ра» - что означает «щедрая»? Почему так говорят о Волге?

    А еще её называют «Итиль», что в переводе означает «светлая»,  «священная». Об этой великой реке сложено много стихотворений и песен.

    - Ребята, наши шары уже опускаются, давайте выйдем на берег. Ой, что же я вижу, как много здесь рыбы. Даже акула приплыла. Посмотрите внимательно, вся ли эта рыба есть в наших реках? А какая же рыба здесь лишняя?

    - Что можно сделать, чтобы она оказалась в местах своего обитания?

    - Ребята, а что нужно сделать, чтобы рыбы в реках нашей страны было много?

    Игра «Вылови рыбку»

    - Ребята, а какая же рыба осталась?

    Я уже слышу музыку. Это нас зовут в путь наши волшебные шары. Давайте отправимся дальше.

    Взглянем ещё раз на карту и определим наш маршрут. Посмотрите, на карте есть ещё темно- желтый и желтый цвет. Это степи. Степь нам может показаться пёстрым ковром из-за обилия растений. Давайте выйдем и вдохнем запах многотравия. Как мне нравится этот запах. А вам, ребята. А вы знаете какие растения растут на лугу?

    Игра «Угадай растение»

    - Ребята, на нашем лугу не только много красивых цветов, но и много мусора. Давайте уберем мусор по контейнерам.

    - Ребята, а как вы думаете, можно ли нам сорвать их и собрать красивый букет?

    -Молодцы, ребята. Но нам пора в путь.

    -Ребята, посмотрите на карту. Какой цвет вы ещё видите на карте?

    А как вы думаете, что означает зеленый цвет?

    Посмотрите как много лесов в Саратовском крае. Я предлагаю вам отправиться в лес. Наш корабль опускается на опушку леса. Здесь мало деревьев, но много солнца. Закройте глаза и подставьте лицо солнцу. Что вы слышите?

    -Да, в лесу много разных птиц. А вы знаете их?

    Игра на слуховое внимание «Угадай птицу»

    - Ребята, посмотрите к нам кто-то идет?  Это лесник.

    - Здравствуйте, ребята. Кто вы и как здесь оказались?

    -  Я хочу задать вам вопрос : «Зачем люди сажают леса?»  

    -Да, ребята лес нужен всем. Но, что бы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо посадить одно, даже два. Помните всегда, что лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относиться бережно.

    - А как вы думаете какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?

    -  А на прощанье я хочу подарить вам саженцы деревьев, чтобы вы посадили их на участке детского сада. До свидания, ребята.

    - Ну а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.

    Это реки.

    На Волге.

    Ответы детей.

    Дети строят воздушный корабль из шаров.

    Дети повторяют волшебные слова.

    Ответы детей.

    «Переправить»  на карту мира.

    Ответы детей (Не загрязнять реки, бороться против браконьеров, разводить рыбу в специальных «фермах» и выпускать её в водоемы)

    Речная, перечисляют.

    Дети занимают свои места. Говорят волшебные слова.

    Ответы детей.

    Дети разбирают мусор по контейнерам: пластик, бумага, металл.

    Ответы детей. ( Нет, рвать цветы нельзя, потому что они больше не будут расти.)

    Дети занимают свои места. Говорят волшебные слова.

    Зеленый.

    Это лес.

    Пение птиц.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей ( нельзя мусорить, разорять птичьи гнезда и муравейники, разжигать костер,

    Дети прощаются с лесником.

    Дети занимают свои места. Говорят волшебные слова.

    Заключительная часть ( рефлексия)

    - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам рассказала карта? Вам понравилось быть волонтерами? Быть волонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое стихотворение:

    Спасибо, скажем волонтерам

    Им стоит просто поклониться,

    Не прибегая к разговорам

    Они идут добром делиться

    Они свой труд отдать и время,

    Готовы там, где всех нужнее,

    Ведь помощь людям им не бремя,

    А мир становится добрее.

    Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала пойдем и посадим саженцы. И будем сами без подсказки помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.

    Ответы детей, посадка саженцев на участке.



    Предварительный просмотр:

                                                   Методическая разработка

                  занятия  по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе

           с природой Саратовского края , посвященная Году добровольца (волонтера)

                          в России на конкурс «Одна страна – одна Россия»      

                                       

    Актуальность: данная разработка адресована педагогам старших групп с целью привлечения внимания к развитию и формированию культуры добровольчества (волонтерства) у детей дошкольного возраста.

    Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жизни социума.

    Задачи: познакомить детей с картой Саратовской области; закрепить знания детей об обитателях рек, леса, растениях степи; закрепить знание названий некоторых речных рыб,  растений и птиц. Закрепить знание о значении рек и лесов в жизни человека. Развивать память, внимание, речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности; формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Предшествующая работа: беседы на природоведческие темы, чтение художественной литературы, дидактические и настольно- печатные игры, рассматривание иллюстраций.

    Оборудование: карта мира и карта Саратовской области, карточки рыб, растений, деревьев, оформление реки, леса, саженцы деревьев

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ввдная часть ( мотивация)

    На доске перед детьми висит карта мира и карта Саратовской области

    - Ребята, кто- нибудь из вас знает, что это такое?

     Как вы думаете, для чего она здесь появилась? Может кому- то нужна наша помощь? Может кто –то нуждается в добрых делах и поступках? Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми?

    А вы знаете, в нашей стране сейчас идет год добровольца, или по- другому год волонтера. Волонтер ребята, это как раз тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто нуждается ( детям, больным, старикам, помогают животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они живут, чистым и красивым.

    Давайте вернемся к карте. Посмотрите о чем нам может рассказать карта?

    Что вы видите на карте?

    А что можно сделать, глядя на карту?

    - Ребята, чтобы отправиться в путь, нам нужно составить маршрут, одеться как настоящие волонтеры и взять с собой необходимый инвентарь.

    Эта карта.

    Познакомиться с Саратовской областью.

    Ответы детей. ( Когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно.)

    О городах, реках, о лесах и степях.

    Разные цвета.

    Отправиться в путешествие.

    Дети готовятся к путешествию ( составляют маршрут, одевают зеленые галстуки, собирают рюкзаки.)

    Основная часть

    Ребята, что это за синие волнистые линии, которых очень много?

    На какой реке находится наш Саратовский край?

    Да особое место занимает река Волга. Я предлагаю, не теряя времени зря, отправиться в путешествие и первой нашей остановкой будет река Волга. Ой, а на чем же нам путешествовать? А я предлагаю вам построить воздушный корабль из шаров.

    Скорее все на борт. Теперь нужно произнести волшебные слова: «Раз, два , три – поднимайтесь вверх шары».

    -Ура! Получилось! Вот мы и в воздухе! Смотрите! На горизонте показались берега Волги. А вы знаете, что раньше она называлась «Ра» - что означает «щедрая»? Почему так говорят о Волге?

    А еще её называют «Итиль», что в переводе означает «светлая»,  «священная». Об этой великой реке сложено много стихотворений и песен.

    - Ребята, наши шары уже опускаются, давайте выйдем на берег. Ой, что же я вижу, как много здесь рыбы. Даже акула приплыла. Посмотрите внимательно, вся ли эта рыба есть в наших реках? А какая же рыба здесь лишняя?

    - Что можно сделать, чтобы она оказалась в местах своего обитания?

    - Ребята, а что нужно сделать, чтобы рыбы в реках нашей страны было много?

    Игра «Вылови рыбку»

    - Ребята, а какая же рыба осталась?

    Я уже слышу музыку. Это нас зовут в путь наши волшебные шары. Давайте отправимся дальше.

    Взглянем ещё раз на карту и определим наш маршрут. Посмотрите, на карте есть ещё темно- желтый и желтый цвет. Это степи. Степь нам может показаться пёстрым ковром из-за обилия растений. Давайте выйдем и вдохнем запах многотравия. Как мне нравится этот запах. А вам, ребята. А вы знаете какие растения растут на лугу?

    Игра «Угадай растение»

    - Ребята, на нашем лугу не только много красивых цветов, но и много мусора. Давайте уберем мусор по контейнерам.

    - Ребята, а как вы думаете, можно ли нам сорвать их и собрать красивый букет?

    -Молодцы, ребята. Но нам пора в путь.

    -Ребята, посмотрите на карту. Какой цвет вы ещё видите на карте?

    А как вы думаете, что означает зеленый цвет?

    Посмотрите как много лесов в Саратовском крае. Я предлагаю вам отправиться в лес. Наш корабль опускается на опушку леса. Здесь мало деревьев, но много солнца. Закройте глаза и подставьте лицо солнцу. Что вы слышите?

    -Да, в лесу много разных птиц. А вы знаете их?

    Игра на слуховое внимание «Угадай птицу»

    - Ребята, посмотрите к нам кто-то идет?  Это лесник.

    - Здравствуйте, ребята. Кто вы и как здесь оказались?

    -  Я хочу задать вам вопрос : «Зачем люди сажают леса?»  

    -Да, ребята лес нужен всем. Но, что бы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо посадить одно, даже два. Помните всегда, что лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относиться бережно.

    - А как вы думаете какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?

    -  А на прощанье я хочу подарить вам саженцы деревьев, чтобы вы посадили их на участке детского сада. До свидания, ребята.

    - Ну а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.

    Это реки.

    На Волге.

    Ответы детей.

    Дети строят воздушный корабль из шаров.

    Дети повторяют волшебные слова.

    Ответы детей.

    «Переправить»  на карту мира.

    Ответы детей (Не загрязнять реки, бороться против браконьеров, разводить рыбу в специальных «фермах» и выпускать её в водоемы)

    Речная, перечисляют.

    Дети занимают свои места. Говорят волшебные слова.

    Ответы детей.

    Дети разбирают мусор по контейнерам: пластик, бумага, металл.

    Ответы детей. ( Нет, рвать цветы нельзя, потому что они больше не будут расти.)

    Дети занимают свои места. Говорят волшебные слова.

    Зеленый.

    Это лес.

    Пение птиц.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей ( нельзя мусорить, разорять птичьи гнезда и муравейники, разжигать костер,

    Дети прощаются с лесником.

    Дети занимают свои места. Говорят волшебные слова.

    Заключительная часть ( рефлексия)

    - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам рассказала карта? Вам понравилось быть волонтерами? Быть волонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое стихотворение:

    Спасибо, скажем волонтерам

    Им стоит просто поклониться,

    Не прибегая к разговорам

    Они идут добром делиться

    Они свой труд отдать и время,

    Готовы там, где всех нужнее,

    Ведь помощь людям им не бремя,

    А мир становится добрее.

    Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала пойдем и посадим саженцы. И будем сами без подсказки помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.

    Ответы детей, посадка саженцев на участке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: "Мониторинг уровня знаний детей подготовительной к школе группы о архитектурных памятниках города Санкт - Петербурга

    Цель: Выявить элементарные представления о архитектурных памятниках Санкт - Петербурга с последующей формулировкой цели и задач дальнейшей работы с детьми....

    Методическая разработка группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР (в контексте формирования универсальных учебных действий), участвовавшая в сетевом конкурсе методических разработок в дошкольной образовательной

    На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих ...

    Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья».

    Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья»....

    Методическая разработка экологического праздника для детей подготовительной к школе группы "Русская берёзка"

    Важное значение в развитии ребёнка имеет экологическое образование, которое необходимо  начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.Берёзка…  Нет милее и роднее де...

    методическая разработка: конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».

    Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».ОО: (социально-коммуникативное, речевое)Используемые технологии: игровая, ИКТ, арт-терапия, здоровьесбереж...