Главные вкладки

    Методическая разработка конспекта НОД для детей подготовительной к школе группе " Пусть вам лучшею подружкой станет русская игрушка!"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Кондрусова Анжела Михайловна

    В ходе НОД используются экспонаты мини- музея группы " Кукляндия". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад № 90 Приморского района г. Санкт- Петербург

    Методическая разработка конспекта

    непосредственной образовательной деятельности

    «Пусть вам лучшею подружкой
    станет русская игрушка!»:

    с использованием экспонатов

    мини- музея « Кукляндия».

                           (для  детей  подготовительной к школе группе )

    по реализации образовательных областей:

    познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие;

    с использованием  здоровьесберегающей и игровых технологий.

                                                                      Подготовила и провела: воспитатель

    первой квалификационной категории

     Кондрусова  А.М. 

    Санкт-Петербург

    2018

    Цель:  Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам  с помощью изучения  истории предмета- куклы, формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с народной куклой.

    Задачи: 

    Познавательное развитие: 

     Закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно- прикладного искусства. Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам.  Продолжать пробуждать у детей интерес к музейному делу,   к профессии  « экскурсовод

    Социально-коммуникативное развитие: 

    Вызывать у детей  чувство восхищения талантом русского народа и гордость за него. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать  развивать коммуникативные качества и  навыки, способы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение друг к другу, умение переживать успехи и неудачи сверстников.

    Речевое развитие: 

    Формировать умение детей узнавать ту или иную  народную игрушку по описанию, устно описывать тот или иной предмет. Развивать речь- описание (метод  «дети-экскурсоводы"). Активизировать и обогащать активный словарный запас словарь детей за счет слов « деревянная», «соломенная», «глиняная», «тряпичная», «экспозиция», «экспонаты».

    Художественно-эстетическое развитие:

     Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Закреплять  знакомые детям детали народного  костюма. Развивать эстетический вкус.

    Физическое развитие:

    Способствовать оздоровлению детей.  Создать условия для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей. Снять напряжение, активизировать внимание детей.

    Предварительная работа: 

    - Д/и :« Разрезные картинки»,  « Что изменилось», « Найди лишнее», « Раз- матрёшка, два- матрёшка», « Сложи узор», « Подбери узор к платью барыни», « Угадай и расскажи».

    -Настольно- печатные игры:  « Моя Родина- Россия», « Русские узоры».

    -ЧХЛ:  Лагздынь  Г.«Деревянные матрешки», Медведева З. « Матрёшка»,

     Моисеев  В. « Матрёшка», Степанов В. « Матрёшка», Берестов В. «Матрёшкины  потешки», « Игрушкины частушки».

    -Загадывание загадок, разучивание  потешек, стихотворений , песен. Использование малых форм фольклора.

    -Опытно- экспериментальная деятельность:  знакомство со свойствами дерева, глины, соломы, ткани, выделение  качеств.

     -Организация в группе мини- музея ( совместно с родителями) « Кукляндия, знакомство с  его экспонатами (куклами) , сделанными из различных материалов.

    Сюжетно- ролевые игры « Экскурсовод», « Мы приехали в музей».

    Материалы и оборудование: 

    Большая коробка, экспонаты мини- музея (деревянные, тряпичные, глиняные, соломенные народные куклы); шаблоны барыней (дымковская, филимоновская, каргопольская),  детали для того или иного вида росписи; платочек или колокольчик; аудиозаписи с русской народной музыкой  в обработке для детей.

    Ход НОД:

    На столе в помещении  группы  стоит большая коробка, в неё  воспитатель бережно убирает экспонаты мини- музея « Кукляндия».

    Воспитатель :  Ребята, сегодня в детском саду нас, как всегда, ждёт очень много интересного. Но немного позже. Только вот уберу экспонаты нашего мини- музея в коробку, отнесу её в кладовку.  Жаль, конечно, но придётся мне это сделать. Я заметила, что вы уже совсем не играете с ними. Ваши любимицы- Феи Winx, Куклы Monster High, Тильда, Bratz,Moxie, а у мальчиков- « ЛЕГО» и солдатики.  Да и  большие вы  совсем, 1-го сентября в школу пойдёте и вас ждут другие заботы.  

    Воспитатель просит детей принести современные куклы, рассматривает их вместе с детьми.

    Воспитатель:  А у меня точно куклы? Ребята,  что такое кукла?

     Дети: Кукла – это игрушка в виде фигуры человека в полный рост. Она может быть сделана из ткани, дерева или фарфора, а также пластика.

    Воспитатель: Из какого материала сделаны ваши куклы?

    Дети: Из пластмассы.

    Воспитатель: А мои из какого материала? Они какие?

    Дети: Глиняные, тряпичные, деревянные, соломенные.

    Воспитатель: Мои  куклы на ваши не похожи совсем. Уберу их подальше, ненужных.  Жаль, конечно, и очень грустно. Ведь когда- то мы собирали эти экспонаты всей группой,  вместе с родителями : эту сделала своими руками Олина мама, а эту Маша из великого Новгорода привезла в подарок…

    Дети ( с подачи воспитателя) предлагают вернуть убранных кукол  в мини- музей.

    Воспитатель: Только я уже разобрала экспозицию, перепутала экспонаты. Ребята, вы поможете мне вернуть всё на место? Для этого необходимо потрудиться: выполнить задания. Справитесь?  ( утвердительные ответы детей).

    Воспитатель:   Я тоже в этом уверена! Итак, мы начинаем:

    Есть для вас одна игрушка,

    Не лошадка, не Петрушка.

    Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко

    Наша….                    

    Дети: Русская матрешка!

    Воспитатель: Молодцы! Много лет назад в Россию из Японии привезли деревянную игрушку. Она изображала  добродушно улыбающегося старичка- мудреца « Фукуруму». Игрушка была с секретом. Ответьте , что это был за секрет?

    Дети: Внутри игрушки находилась вся его многочисленная семья.

    Воспитатель: Кукла эта очень понравилась русским мастерам, но они её переделали на русский лад и дали  новое имя. Если вы мне расскажете, как называется эта кукла и какие чудесные превращения с ней произошли, мы сможем вернуть её в наш музей.

    Дети : Русские мастера нарядили её в русский народный сарафан, повязали платочек, нарисовали озорные глазки и румяные щёчки, назвали её Матрёной.

    Воспитатель хвалит детей, достаёт матрёшку из коробки и возвращает её в музей.

    Воспитатель: Матрёшки - весёлые жизнерадостные хохотушки и плясуньи. Потанцуем вместе с ними?

    Проводится физминутка « Матрёшки».

    Хлопают в ладошки
    Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
    На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
    Топают матрешки. (Топают ногами)
    Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
    Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
    Девчонки озорные,
    Матрешки расписные.
    В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
    Вы похожи словно сестры.
    Ладушки, ладушки,
    Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

    Воспитатель: Матрёшка- кукла деревянная. А теперь догадайтесь, из какого материала сделана  следующая . Он твёрдый,  но хрупкий и свойства эти приобретает после обжига в печи.

    Дети: Это глина.

    Воспитатель: Какие игрушки из этого материала вы знаете ?

    Дети: Дымковская, Каргопольская, Филимоновская.

    Воспитатель: В   этот чудесный  мешочек я спрятала куклу.  Предлагаю вам на ощупь отгадать её.

    Дети (выполнив задание): Это « Барыня»!

    Воспитатель:  Ребята, давайте поиграем в игру « Подбери узор к платью барыни», но перед этим нам размять наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика.

    Прежде, чем рисовать

    Нужно пальчики размять.

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний

    Поздоровались с большим.

    А теперь потрем ладошки

    Друг о друга мы немножко.

    Кулачки разжали – сжали,

    Кулачки разжали – сжали.

    Вот и пальчики размяли.

    А сейчас мастера

    За работу всем пора.

    Мастера, скорей за дело

    Украшайте барынь смело

    Выбирай смелей  узор,

    Чтобы радовал он взор.

    Воспитатель:  А теперь, мастера, приступайте к работе!

    Проводится д/и « Подбери узор к платью барыни» ( на шаблонах барынь ребята выкладывают  узор, используя детали того или иного вида росписи).

    Выполнив задание, дети объясняют свой выбор.

    Например :

    Ребёнок : Моя барышня -дымковская, поэтому я выбрал оранжевые, золотые, алые, зелёные узоры: круги, колечки,  точечки , волнистые линии. Этот узор геометрический.

    Ребёнок: Моя барышня -филимоновская. Я её узнала,  потому что она вытянутая. Она- свистулька. Очень яркая за счёт малинового цвета и зелёного. Орнамент-  разноцветные штрихи, пятна, точки, розетки.

    Ребёнок: Каргопольская барышня – приземистая. Расписаны в ярких или приглушённых тонах, орнамент- древние символы солнца ( красные круги, кресты) или мотивы зёрен, хлебных колосьев.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Главное то, что вы заметили, что эти барышни отличаются по форме!

    Кукол- барынь возвращают в экспозицию.

    Воспитатель: Следующая кукла  так же сделана из недолговечного материала,  она непрочная , её нельзя раздеть и помыть… Зато она хорошо горит!    Русским людям она очень нравилась . Вокруг неё они водили хороводы, совершали обряды. Были обряды, когда разыгрывали или сжигали соломенную куклу. Из какого материала она сделана? Назовите самую известную из них.

    Дети: Из соломы. Масленица.

    Воспитатель предлагает вспомнить весёлую масленичную неделю и поиграть в  подвижную игру « Гори- гори ясно»:

    Выходи, честной народ, становись в хоровод!

    Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает:

    «Гори-гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо,

    Птички летят,

    Колокольчики звенят.

    Раз, два, три – беги!»

    Соломенная кукла занимает своё место в музее.

    Воспитатель: Ну вот, ребята, в коробке осталась одна кукла. Как вы думаете, из какого материала она сделана?

    Дети: Из ткани.

    Воспитатель: Да, это - тряпичная кукла. В нашем мини- музее она представлена очень широко. Я предлагаю отнести её « домой», а самим отправиться « в гости» к куклам. У нас сегодня получилось настоящее путешествие во времени.

    Чтоб окунуться в прошлое не надо
    Машину времени, поверь, изобретать.
    Переступи порог в музея залы,
    И кажется - как будто время вспять.  ( Берестов В.)

    Ребята, мы пришли в музей и теперь мы…

    Дети: Экскурсанты.

    Воспитатель:  Напомните, как нужно вести себя в музее?

    ( Ответы детей).

    Воспитатель: Молодцы!

    Станем всё мы изучать,
    Будет всё запоминать.
    Вдоль по залам, всё вперед
    Поведёт экскурсовод,
    Экспонаты нам покажет,
    И детально всё расскажет.

    Поиграем в игру « Экскурсоводы и экскурсанты». ( Дети делятся на «экскурсоводов» и «экскурсантов».  Вторые загадывают экспонат (одну из тряпичных кукол) , описывая его, экскурсоводы- отгадывают и рассказывают о нём).

    Например:

    Ребёнок- экскурсант: Это кукла- оберег, она парная или двуликая. Одна куколка сделана из тёмной ткани, другая- из светлой.

    Ребёнок- экскурсовод: Эта кукла называется « День и Ночь». Светлая куколка-день, тёмная- ночь. Они соединены цветной нитью. Этот оберег охраняет дом. Тот, кто ложился спать последним, поворачивал её ночной стороной в комнату, кто просыпался первым- сразу же поворачивал куклу дневной стороной.

    Воспитатель: Спасибо вам, ребята за помощь и за то, что стараетесь не забывать народную куклу, народные промыслы. Поэтому открою вам секрет: все эти куклы-«бабушки» и  «прабабушки» тех кукол, которыми вы играете сегодня!



    .

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Пусть вам лучшею подружкой станет русская игрушка».

    Закрепить представления о русских народных традициях празднования народных праздников, познания предметов народного творчества....

    Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд»

    Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд» Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу...

    Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»

    Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»...

    Методическая разработка развлечения для детей подготовительной к школе группы "Игра "Что? Где? Когда?"

    Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор....

    Проект по художественно-эстетическому развитию для средней группы детского сада «Пусть нам лучшею подружкой станет русская игрушка…»

    Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности....