Опыт работы
презентация на тему

Коваленко Евгения Анатольевна

Опыт работы по поликультурному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: «Поликультурное воспитание дошкольников в театрализованной деятельности».

   Мы живём в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия - родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас - общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране.

    В Законе Российской Федерации «Об образовании» указывается, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: «развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира».  

     Одним из эффективных средств становления духовно-нравственного облика растущего человека я выбрала для своей работы театрализованную деятельность с детьми, поскольку в основе как нравственного, так и эстетического лежит общий психологический механизм, связанный с сочувствием, сопереживанием в одном случае людям, явлениям окружающей действительности и художественном образе в другом.

   Одной из первой разновидности культуры, с которой знакомится ребёнок ещё в младенчестве, является народная культура. Она воспринимается ребёнком через малые фольклорные жанры. Это народные сказки, игры, песни, плясовые. Они близки и понятны детям как для восприятия, так и для воплощения.

   Народная культура, отражённая в фольклоре, помогает ребёнку осознать свою принадлежность к тому или иному обществу, способствует присвоению ценностей своей культуры-языка, традиций.

   Но только сказки, рассказы о народной культуре не достигнут своей цели, если не найдут своё отражение в играх, художественной и театрализованной деятельности.

   Всё сказанное выше является теоретическим и практическим основанием для поликультурного воспитания дошкольников на основе театрализованной деятельности.

Цель работы: Формирование национального самосознания и культуры общения дошкольников, способных к творческому саморазвитию на основе театрализованной деятельности.

Задачи работы:

Обучающие задачи:

  • Формирование представлений о многообразии культур в мире и России на основе театрализованных игр и театральных инсценировок.
  • Совершенствование исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

Развивающие задачи:

  • Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур в театрализованных играх.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание эмоционально-положительного отношения к культурным различиям с помощью театральных инсценировок.
  • Воспитание детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения в процессе театрализованной деятельности.

   Вся деятельность определялась мной с учётом поликультурного воспитания. Для реализации выделенных целей и задач мною была сформирована предметно-развивающая среда:

  • Книжный уголок (русские народные сказки и сказки народов мира, картотеки русских народных игр и игр народов мира).
  • Образцы национальных костюмов.
  • Шапочки-маски животных и людей.
  • Различные виды театра (настольный, перчаточный, театр мягких игрушек, театр ложек).

Использовала в работе современные технологии:

  • Игровая технология.
  • Здоровьесберегающая технология.
  • Технология проектного обучения.
  • Технология проблемного обучения.
  • Информационно-коммуникативная технология.

      Повысить эффективность моей работы помогли методы:

  • Метод моделирования ситуаций (предполагает создание ситуаций-моделей).
  • Метод творческой беседы (введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса).
  • Метод ассоциаций (развивает воображение и мышление на основе возникающих ассоциаций).
  • Использование ИКТ (мультимедийные презентации, видеопоказы).

Для претворения в жизнь этих задач определила формы театрализованной деятельности:

  • Чтение русских народных сказок и сказок народов мира.
  • Разыгрывание русских народных сказок и сказок народов мира.
  • Народные игры разных национальностей.
  • Упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика)
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.

      Так же в работу были вовлечены родители воспитанников, так как именно семья является источником обычаев и традиций, хранителями национальных ценностей. Родители помогали устраивать театральные праздники, шили костюмы, готовили атрибуты к играм, постановкам, участвовали в выставках, проектной деятельности.

Реализуя программу ФГОС мы достигли таких результатов:

  • Дети стали лучше понимать собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами России и мира.
  • У детей сформировался позитивный образ иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.  
  • Дети научились распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, находить адекватные способы содействия согласно ситуациям.
  • У детей сформировался опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что сказки и литературные произведения всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность).

Поэтому именно театрализованная деятельность помогла мне решить многие педагогические задачи по поликультурному воспитанию. Она неисчерпаемый источник чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к культуре и традициям народов России и народов мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...