Интерактивные технологии для педагогов: "Деловая игра"
методическая разработка по теме

Цель игры - формирование психологической компетентности педагогов в организации детской деятельности и развитие профессиональной рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 1 «Лесная сказка»

Составила и провела ст. воспитатель Борискова Н.В.

г. Саров.

2013-2014 уч. год

Деловая игра

Цель: формирование психологической компетентности педагогов в организации детской деятельности и развитие профессиональной рефлексии.

Воспитатели, принимая на себя роль ребенка, включенного в учебный процесс, «проживают» его эмоциональные состояние, коммуникативные успехи и неудачи, интеллектуальное напряжение, произвольную саморегуляцию и др.

Сценарий деловой игры: «Занятие по изготовлению салфеток в подготовительной группе».

Задачи игры:

1.        На  собственном  опыте  сравнить  самочувствие  и  эмоциональное  состояние
обучающегося в разных моделях взаимодействия воспитателя с детьми.

2.   Выработать принципы, критерии анализа результатов деятельности детей 3. На собственном опыте убедиться в сложности перекодирования вербального указания в двигательный акт, в моторное действие

4        Почувствовать дискомфорт от деятельности в извне заданном ритме и темпе, без
учета индивидуальных возможностей и особенностей обучающегося

Материал для игры: три листа бумаги, ножницы, ручка.

Краткое описание игры:

Предлагается поиграть в роль детей подготовительной группы на занятии «Изготовление бумажной салфетки» по определенному алгоритму действия, задаваемому ведущим в трех вариантах взаимодействия участников занятия.

Инструкция № 1

«Дети», вы уже большие Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Запомните, слушать только меня! Не отвлекаться! С Соседом разговаривать нельзя! Ни о чем не спрашивать, вопросов не задавать, делать все самостоятельно! Меня не переспрашивать, вопросов не задавать, а сосредоточенно работать».

После этого уточняются названия геометрических форм: квадрат, треугольник, катет, гипотенуза, прямой угол и т.д.

«Сели удобно, слушаем внимательно и выполняем мои указания». (Указания баются четко, с паузами для выполнения действий основной массой участников, на оставшихся не обращается внимание).

1   Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.

  1. Сложите квадрат пополам.
  2. А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.
  3. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего
    центр большого квадрата.

 5.        Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.

6.        Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
7.  Проделайте то же самое с правым углом.

8.   Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник

  9.  Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.

       10. Согните его по диагонали.

       11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на

правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился

круг в два раза больше, чем предыдущие. Не разговаривайте. Подпишите салфетку № 1 и отложите в сторону».

Инструкция № 2

Начало инструкции, как и в первой серии. Изменяются только условия деятельности.

«Дети», вы можете сейчас общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекайте его. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.

  1. Из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть
  2. Сложите квадрат по диагоналям и загладьте линии.
  3. Сделайте из квадрата большой треугольник

4   Из большого треугольника сделайте малый, еще раз сложив его пополам.

  1. Держите прямой угол этого треугольника к правой руке и отрежьте верхний
    правый угол и нижний левый немного (1см х 1 см).
  2. Раскройте большой треугольник и из него сделайте малый квадрат, отгибая
    правый и левый углы треугольника.
  3. Согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился  маленький
    треугольник.
  4. Прямой угол к правой руке. Отрезаем прямой угол так, чтобы получился
    кружок диаметром 2 см
  5. Держать этот треугольник прямым (отрезанным) углом вниз и на катете, на
    левой стороне в середине его отрезать бумагу так, чтобы получился круг
    диаметром 4 см.
  6. На гипотенузе треугольника отрезать бумагу, чтобы получился такой же круг
    (диаметром 4 см) но ближе к верхнему правому углу треугольника.

Не разговаривая, подписать салфетку № 2 Пауза 5 минут.

Инструкция № 3.

«Сейчас мы сделаем еще одну салфетку. Вы будите очень внимательны, но если вам будет что-то не понятно, или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, показать, проверить правильно ли вы делаете. Можно советоваться с друзьями. Старайтесь сделать все правильно».

Повторяется первый алгоритм задания Ведущий учитывает темп деятельности всех участников занятия, дожидается отстающих, показывает, как делать, помогает исправить ошибку.

Анализ результатов игры:

Наименьшее количество правильных салфеток в первой серии, удвоенность ошибок при совместной деятельности во второй серии. В третьей серии - самый высокий процент правильных работ. Положительное эмоциональное состояние, продуктивность деятельности выше при сотрудничестве с педагогом. При анализе ошибок в работе возникает дискомфорт, желание превратить занятие в шутку, защититься юмором При

отсутствии возможности работать в своем темпе и ритме возникает раздражение, неудовлетворенность, чувство неполноценности.

Вывод:

На основе собственных переживаний неуспеха деятельности участники деловой игры приходят к следующим суждениям:

  • У педагогов должно быть уважительное отношение к ошибкам детей. Ребенок
    имеет право не выставлять «на показ» свою ошибку. Это его личное право - знать
    свою ошибку и иметь возможность ее исправить.
  • Выполнение  словесных  указаний,  от  которых  зависит  конечный  результат
    деятельности, требует от детей большего напряжения. Для выполнения действий
    нужно время
  • При тотальном невыполнении группой задания недопустима критика, обвинения.
    Необходим поиск причин неудачи, а не поиск «виноватого».
  • Через деловую игру, возможно, прочувствовать состояние ребенка.

Литература:

1    Т И.Чиркова «Психологическая служба в детском саду». Н.Новгород. 1997г. 2.  Давыдова О И . Майер А. А . Богославец Л Г «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ», - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»

Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результа...

Интерактивная технология «Кубик Блума» адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...

Для педагогов Деловая игра «Сюжетно ролевая игра – это серьезно!»

Эту игру можно провести с педагогами разых групп детского сада....