МАСТЕР- КЛАСС для педагогов «Квест - технология и опыт ее применения в процессе организации музыкально-художественной деятельности при реализации требований ФГОС ДО»
учебно-методический материал по теме

Бачурина Елена Валерьевна

Цель: оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1. Формирование представления о Квест - технологии в детском саду.

2. Практическое применение Квест-технологии при создании игровой мотиваци в ходе музыкально-художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_tekst_k_prezentatsii.docx31.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС  для педагогов

«Квест - технология и опыт ее применения

в процессе организации музыкально-художественной

деятельности при реализации требований ФГОС ДО»

Провела музыкальный руководитель высшей кв. категории Бачурина Е.В.

 

Цель: оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1. Формирование представления о Квест - технологии в детском саду.

2. Практическое применение Квест-технологии при создании игровой мотиваци в ходе музыкально-художественной деятельности.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности.

В соответствии с задачами ФГОС ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ должно быть направлено на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребенка. Решить подобные задачи помогает  игровая педагогическая технология, которая носит непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий – это  Квест.

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. 

Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п.

Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.

Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. 

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации).

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

На сегодняшний день, различается несколько видов квестов, которые можно условно разделить на три группы:

  • - Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
  • - Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);
  • - Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными)

Квесты различаются по форме проведения – сорвнования, проекты, исследования, эксперименты. Разнообразны так же задания для квестов – поиск сокровищ, расследование происшествий, помощь героям, путешествие, приключение по мотивам художественных произведений.

Что же необходимо для достижения поставленной цели?  Конечно - мотивация. Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. 

Так как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата?   В этом помогает Общая игровая цель, которая  известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Все просто. На финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детского сада.

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

  • - первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;
  • - задания, атрибуты должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;
  • - задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;
  • - также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все дети разные.

План подготовки игры:

  • - Разработать сценарий
  • - Создать антураж для каждой зоны проведения действий
  • - Разработать презентацию для вступительной части
  • - Оформить наглядные материалы («карты») и подобрать музыкальное сопровождение.
  • - Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
  • - Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Проведение игры включает в себя

Создание игровой ситуации  -   Замотивировать участников

Задание                                     -     Постановка цели

Процесс                                     -    Логически и последовательно построенная цепочка                                    

                                                             заданий.

Завершение                               -    Подведение итогов. Презентация игры  

Вывод:

квесты помогают активизировать детей, и родителей, и педагогов. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды.

Теперь, когда вы вооружены теоретическими  знаниями, предлагаю вам использовать их в моделировании примерного варианта НОД в форме Квеста.

Итак, представьте, что мы уже провели все подготовительные этапы:

 Придумали и написали… сценарий,

подобрали и оформили наглядные материалы  и музыкальное сопровождение, подготовили необходимый реквизит,

создали…. антураж для каждой зоны.

И вот  воспитанники пришли на игру.

Что необходимо создать, чтобы заинтересовать участников?

Верно, игровую ситуацию. Или, так называемую Легенду квеста.

Наша история проста – «педагог сообщает детям, что он сегодня чуть не опоздал на работу, потому что у него утром пропали часы.»

Можно  ли побеседовать с детьми уже на этом этапе о значении часов и времени для людей?  

Каким образом мы будем вводить детей в деятельность?

Выберите один вариант, или предложите свой ( педагоги делают выбор) :

  • Обычным способом – словесное разъяснение
  • С помощью письма от героя
  • С помощью ИКТ.    

В нашем случае это - ИКТ

Продолжая, педагог-мастер говорит, что часы все время лежали у нее в кармане, а сейчас в кармане вот это. (Показывает флешку с логотипом Фиксиков). Что это? Педагоги рассуждают, что дети могут подсказать, что это флешка, и ее подложили Фиксики. Если дети этого не говорят, то педагог спрашивает, интересно ли им было бы посмотреть, что на ней.

 Педагог вставляет флешку, открывает презентацию, звучит музыка песенки «А кто такие Фиксики» Г. Васильева, на слайде герои мультсериала Фиксики- Нолик и Симка

Фиксики -        Извините, это мы взяли ваши часы, потому что наши музыкальные часы во время эксперимента развалились. Их детали случайно упали прямо к вам. Наша песенка рассыпалась на части. А без песенки нас никто не услышит

Педагог – мастер-  Что мы можем узнать, на этом этапе?. Выяснить, насколько верно дети поняли просьбу героев (наводящие вопросы, уточнения)

Возникает вопрос?

  • -Целесообразно ли здесь будет деление на команды?
  • -Учесть возможные риски подобного деления.

Давайте проверим, как мы верно поняли, что случилось, зачем фиксики взяли часы у педагога?  - У героев сломались часы, и их песенка рассыпалась на части! Это – общая игровая цель – найти части песенки.

Как вы видите, перед нами 3 зоны действия. Эти зоны отмечены эмблемами на столах, и на экране. Мы организуем одну общую команду для обсуждения всех 3-х зон, или разделимся на разные команды?

Главное, подходя к столу, вы должны понимать, что все предметы и атрибуты, и изображение на экране связаны с общей игровой целью. За каждой из эмблем находится задание, которое поможет более полно использовать атрибуты, расположенные на столе.  

Около каждого стола мы ответим на  вопрос:

Что дети могут сделать с помощью этих атрибутов, чтобы  продвинуться к решению общей задачи?

Участники могут пойти к любому из столов, в зависимости от этого порядок выполняемых заданий зависит от того, что расположено на столе.  Педагоги встают вокруг стола, рассматривают, что там расположено. Возможно это стол, на котором лежат : основа часов-паззлов и рассыпанные части – цифры. Педагог –мастер- Итак, мы подошли к столу со значком часиков посмотрите, что вы видите на столе?

Участники  могут предположить, что это – основа часов, и если поставить все цифры на место, то можно собрать часы. Участники собирают часы.

Педагог-мастер -  Посмотрите на экран, есть там такой же значок, как на этом столе?

Вам интересно посмотреть, что будет, если кликнуть его мышкой?

На экране появляются картинки – солнечные часы, водяные часы, песочные часы.  Педагоги называют их и определяют, с какой образовательной областью в данный момент происходит интеграция.

Педагоги выбирают, к какому столу они перейдут. Возможно, к столу с изображением скрипичного ключика, на котором располагаются: карточка с изображением нот и скрипичного ключа, цветные бабочки на длинной проволоке  и плоскостные цветы.

Педагог-        Как вы думаете, что мы можем найти на этом столе? Что вам напоминает            эта картинка? (участники могут предположить, что так изображают мелодию у песенки). Давайте проверим. Посмотрите на экран. На какую картинку наводить мышку?

На экране появляется картинка Скрипичного ключа и мелодии, и звучит мелодия песенки «Часики».

Действительно, мы нашли с вами мелодию. С этим я согласна, а для чего здесь бабочки и цветочки? На экране появляется картинка – бабочки летают над цветами. Педагог  направляет внимание участников на то, что, бабочки помогут нам передать движение мелодии. В одну руку можно взять бабочку, а в другую –цветок, или выбрать другой вариант. Под музыку дети выполняют игровое упражнение «Полет бабочки».

Педагог предлагает пройти к столу с картинкой, на которой изображены стрелки часов. На этом столе расположены: карточки со схемами ритмических рисунков песенки, мнемотаблица с картинками для восприятия и запоминания текста. Около стола стоит магнитная доска.

Педагог.-        Что же мы отыскали с вами? Что  могут обозначать эти карточки со стрелочками большими и маленькими? (участники могут предположить, что это – ритм песенки, если нет – педагог предлагает снова обратиться за помощью к экрану). Подсказывайте, на какую картинку наводить мышку?

Раздается тиканье часов, в записи звучит исполнение ритмического рисунка мелодии.

Педагог-        Мы оказались правы, это ритм. А точнее - ритмический рисунок. Посмотрите еще раз на эти схемы со стрелочками. Как мы можем передать этот ритм, с помощью чего? (возможно, педагоги скажут, что можно его прохлопать.) Педагог с участниками хлопают считая короткие и длинные звуки-стрелочки по карточкам.

Педагог-        Чем нам могут помочь эти картинки, попробуем разобраться, что на них изображено. (С помощью таблицы Педагоги произносят текст песенки, который появляется на экране)

Педагог-    Давайте подведем итог – что нам с вами удалось отыскать? Участники перечисляют: часы собрали, мелодию, ритм и слова песенки нашли. Все составляющие части и часики, педагог складывает в большую сюрпризную коробку. На экране появляется кнопка «Готово», педагог нажимает на нее.

Заключительная часть

На экране появляется изображение фиксиков.

Фиксики-        Спасибо большое! Теперь наши музыкальные часы снова работают. И, если хотите, вы можете спеть нашу песенку вместе с нами!

В записи звучит песенка «Часики», на слайде - мнемотаблица с подсказкой, педагоги под музыку возвращаются на места.

Педагог – мастер – Посмотрите, пожалуйста, на экран – все ли требования для проведения Квестов мы учли в ходе нашего моделирования?

На экране – «Требования к проведению Квестов.»

Педагоги перечисляют их и говорят, что не хватает сюрпризного момента для завершения игры.

Педагог соглашается с участниками, берет коробку, в которую поместилось все содержимое «Песенки и часов», открывает ее. В коробке ( с двойным дном) лежат часы педагога и памятки для участников мастер-класса.

  Педагог- мастер подводит итог – Сюрприз тоже немаловажный момент для создания радостного финала.

В завершении я благодарю вас за сотрудничество, и еще раз хочу напомнить, что квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...

Буклет для педагогов «Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»

Виды квестов и принципы организации их в образовательной деятельности с детьми дошколниками....

Мастер - класс для педагогов .Квест технология и её применение в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №4» МАСТЕР-КЛАССдля педагогов«Квест - технология и опыт ее примененияв образовательном процессе ДОУпри ...

Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО

Квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий....

Тренинг «Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»

Цель: оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи:1.  Формирование представления о Квест - технологии в детском саду.2. ...

«Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»

Буклет. Использование квест технологий в образовательном процессе ДОУ...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»

МАСТЕР-КЛАССдля педагогов«Квест - технология и опыт ее примененияв образовательном процессе ДОУпри реализации требований ФГОС Цель: формирование готовности педагогов к применению в образова...