ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА"
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Мочалова Татьяна Петровна

Долгосрочный проект 2016г. - 2018г. ( 2 младшая - средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kapelka_mochalova_1.docx190.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК»)

ПРОЕКТ

"ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА"

Картинки по запросу капелька картинка

РАЗРАБОТЧИК:

Мочалова Т.П.

                                       

г. Надым, 2018г

Содержание

Введение………………………………………………….3

Участники проекта ………………………………………3

Гипотеза проекта ………………………………………...3

Актуальность……………………………………………..3

Проблема………………………………………………….3-4

Цель проекта……………………………………………...4

Задачи проекта……………………………………………4

Реферативная часть………………………………………4-5

Этапы реализации проекта………………………………11-19

Заключение………………………………………………..20

Список литературы……………………………………….22-23

Приложение……………………………………………….24-45

Введение:

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Помогать детям, так как они не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло. Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А также, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

Вид проекта: долгосрочный, групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта: два года.

Актуальность:

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Вода, один из первых природных материалов, с которым дети встречаются в повседневной жизни. Наблюдая за играми детей с водой, ухаживая за растениями в уголке природы, умыванием, закаливанием, я убедилась в актуальности выбранной темы, а именно о необходимости дать представление детям о значении воды в жизни человека и окружающей природы.

Проблема:

В процессе наблюдений было выявлено, что у дошкольников недостаточно сформировано осознание значения воды в жизни людей, животных, растений. Дети мало знают о том, что такое вода, о ее свойствах и состояниях, как она попадает в наш дом и какую роль вода играет в жизни человека.

Гипотеза проекта:

В результате создания оптимальных условий, обеспечивающих полноценную исследовательскую деятельность детей в дошкольном учреждении, по данному направлению у воспитанников сформируются элементарные представления о воде как о главном источнике жизни на земле.

Цель проекта:

Формировать у дошкольников представление о значении воды в жизни человека, окружающей природы; развивать представлений детей о воде, ее свойствах и о природном объекте - вода; способствовать созданию эмоционально - нравственное отношение к воде, как к одному из источников жизни на Земле.

Задачи проекта

1.Формирование познавательных способностей у детей в процессе познавательно - исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

2. Воспитание у детей бережного отношения к воде.

3. Формирование навыков безопасного поведения на льду и на водоеме.

4. Познакомить детей с круговоротом воды в природе и с ее свойствами.

5. Развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности, усидчивости.

6. Привлечение родителей к проектной деятельности с детьми, путем формирования понятий влияния экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, трудовых навыков дошкольников.

Реферативная часть

Реализация технологии детского экспериментирования предполагает использование познавательно-исследовательскую деятельность, по организации которой накоплен определенный фонд знаний:

1.Теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

2.Проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков);

3.Отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой;

4.Возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);

5.Развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко);

6.Становление познавательных интересов (Г.И. Щукина, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова);

7.Развитие продуктивной и творческой деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова);

8.Расширение взаимодействия дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева).

Данные работы создают основу для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Актуальность. Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.

Во – первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.

Во –вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.

Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. А ведь очень важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.

Исходя из этого, автор считает, что организация познавательно-исследовательской деятельности, которая требует от самого педагога творческой организации и изменения в методике всего процесса, будет способствовать разрешению этого противоречия.

Факторы риска по убыванию значимости и силы влияния:

- недостаточное осведомление родителей в вопросах детского экспериментирования;

- отсутствие системной работы по формированию экспериментальной деятельности дошкольников.

Реализация деятельности по направлению –   познание окружающего мира, направлена на создание мотивации у дошкольников к исследовательской деятельности, на формирование потребности экспериментировать.

Ценностные ориентиры проекта

  1. Принцип сознательности нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  2. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  3. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  4. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности воспитанника, его умственных способностей, намечают пути совершенствования умений и навыков в процессе использования средств экспериментальной технологии.
  5. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогикой исследовательской деятельности, как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  6. Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  7. Принцип активности предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества у воспитанников.
  8. Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребёнка.

Практическая направленность.

Содержание занятий направлено на развитие у воспитанников исследовательского интереса и организацию досуга, осознание окружающего мира. 

Обеспечение мотивации.

Знать и применять технику экспериментов в будущей школьной жизни.

Методологическую основу педагогического проекта составили:

1.Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы, загадки, чтение художественной литературы.

2.Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ, показ презентаций по теме проекта, наблюдение за окружающей средой.

3.Практический – проведение экспериментов по теме проекта.

Использование исследовательского метода пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский таких известные ученые, как Л.Н. Прохорова, Т.А Балакшина, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева и пр. По мнению Н.Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Функции различных категорий работников ДОУ, участвующих в реализации

1.Функции администрации:

- общее руководство реализацией проекта: организация, координация, контроль;

- организация контроля НОД;

2. Функции родителей:

- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Функции педагога:

-  Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

-  Формировать у детей представления об окружающем мире.

-  Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

-  Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.

- Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

Уникальность проекта

Разработанная на базе нашего ДОУ образовательная модель по направлению познавательное развитие расширяет возможности исследовательской активности дошкольников, что формирует у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

Подходы к воспитательному процессу:

  1. Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
  2. Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
  3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
  4. Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.
  5. Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.

Преимущества работы

Комплексная стратегия улучшения метода экспериментирования заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, создает благоприятные социально-педагогические условия к организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ по данному направлению, гарантирует формирование основ исследовательской деятельности.

Целевая группа проекта:

  1. воспитанники 5-7 лет;
  2. родители воспитанников

Материально - техническое обеспечение проекта:

Ресурсы ДОУ.

Планируемый результат.

1. Воспитанники знают о свойствах и состояниях воды (жидкое, твердое, парообразное); о роли воды в жизни человека и живых организмов;

2. Дети имеют представление, что такое – круговорот воды в природе; понимают взаимосвязь воды и всего живого на Земле; осознают важность воды и будут бережно относиться к воде;

3. Воспитанники знают об опасностях и правилах поведения на водоемах, и на льду;

4. Сформировано представление детей о природном объекте - вода (реки, озера, моря, океаны и т.д.); сформирован познавательный интерес и обогащен словарный запас.

Ожидаемый продукт:

Совместно с родителями и детьми создание коллажа о водовороте воды в природе "Приключение Капельки".

 Срок реализации проекта: два года

Проектная часть

Этапы реализации

- 1 этап – октябрь 2016г. – ноябрь 2016 г. подготовительный

- 2этап - декабрь 2016 г. – май 2018 г. основной

- 3 этап – май 2018 г.-  контрольно-обобщающий:

Механизм реализации проекта.

          Педагогические технологии

         Успех работы по реализации проекта «Волшебная капелька», прежде всего, зависит от участия в нем: постоянного действующего родительского, педагогического, общественного актива в лице родительского комитета и воспитателей группы, способных изучать, систематизировать и обрабатывать материалы по данному направлению, оказывать помощь в использовании технологий, направленных на мотивационную готовность воспитанников к применения полученных знаний на практике.

Работа с воспитанниками:

- строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

  1. исследования (дошкольники 3-5 лет);
  2. игровых технологий (дошкольники 3-5 лет);
  3. образовательных путешествий и встреч (дошкольники 3-5 лет);
  4. технологии коллективных творческих дел (воспитанники 3-5      лет);
  5. технологии проблемного обучения (дошкольники 3-5 лет).

Критерии оценки результативности проекта:

Оценка исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующим комплексным показателям, в которых выделяется три стороны исследовательской деятельности: мотивационная, операционная, организационная.

  • Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;
  • Самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;
  • Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества);
  • Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата);
  • Настойчивость, вариативность исследовательского поиска;
  • Положительно-эмоциональное отношение к экспериментированию.

В соответствии с выделенными показателями нами определены следующие уровни исследовательской деятельности дошкольников:

1 уровень (высокий). Дошкольники этого уровня отдают предпочтения исследовательской деятельности. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практическая, они пробуют действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование.

2 уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствует нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца и выражают досаду. У детей этого уровня мотивация, стремление к репродуктивному виду деятельности уравновешены с интересом к деятельности исследовательского характера. Желание к решению исследовательских заданий прослеживается эпизодически. Ребенок этого уровня не владеет приемами саморегуляции, т.е. приемами планирования и самоконтроля.

3 уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, т.е. исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием. Детей этого уровня способен привлечь лишь яркий факт, эффектный опыт. По своей инициативе не стремятся к самостоятельным действиям, к поиску объяснения и доказательства фактов, явлений. Детей характеризует овладение элементарными операциями анализа-синтеза, которые позволяют вскрыть лишь внешние признаки, связи объекта исследования. Ребенок этого уровня не владеет приемами саморегуляции, т.е. приемами планирования, самоконтроля и регулирования.

На основе полученных данных воспитатель составляет индивидуальные характеристики уровней исследовательской деятельности детей в экспериментировании и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника.

Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты диагностики фиксируются в таблице. Приложение 1.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Продукт

Срок

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

Вторая младшая группа

- мониторинг знаний воспитанников по теме проекта.

- подготовка материала и оборудования: картинки, альбомы, иллюстрации, аудиозапись «Мир воды в природе»

-изготовление дидактической куклы «Капелька».

- подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности.

-подбор загадок и стихотворений по теме проекта.

Опрос, наблюдение

Дидактическая кукла "Капелька"

Художественная литература

октябрь – ноябрь 2016 г

Средняя группа 

- мониторинг знаний воспитанников по теме проекта.

- подготовка материала и оборудования: картинки, альбомы, иллюстрации, презентации по теме: «Вода вокруг нас», аудиозапись «Мир воды в природе», видеозапись мультфильм «Капитошка».

- разработка конспекта ООД «Вода нужна всем».

- подбор материала: "Правила поведения на водоеме", "Бережливым будь с водой",

Карта "Путешествие капельки" (круговорот воды в природе).

-сбор необходимого материала для презентации: «Вода в природе», «Безопасный лед».

- подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности.

-подбор загадок и стихотворений по теме проекта.

-формы и методы работы с родителями: рекомендации «Основы безопасности на воде», «Берегите воду»; материала на тему: «Экспериментируем дома».

- подбор художественной литературы: К. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе";С . Прокофьева "Про серую тучку"; А. Барто "Девочка чумазая";

М.Пришвин «Живительный дождик», «Сытые пузыри», «Глупый зайчик и ручеек»; К. Паустовский «Поэзия дождя» и т.д.

-подбор материала для экспериментирования: «Свойства воды», «Разноцветные льдинки».

«Тонущие и плавающие предметы», «Разноцветная водичка», «Куда водичка убежала».

-дидактические игры: «Собери капельку», «Использование воды человеком».

-подбор физкультминутки «Голубая речка», «Синие лужи весны», «А над морем мы с тобой», «Как приятно в речке плавать!», «К речке быстрой», «Что там чудится в тумане?», «Тихо плещется вода», «Речка».

Картотека,

Магнитофон, Интерактивная доска

Конспект

Фотоматериал

Презентация

Атрибуты для рисования и лепки

Книги, иллюстрации

Буклет

Книги, иллюстрации

Песок, земля, камни, соль, мука, краски, предметы из разных материалов, формочки

Картинки, фотоматериал

Сборник физкультминуток

октябрь – ноябрь 2017 г

Основной

2 младшая группа декабрь 2016г. – май 2017г.

1.Беседы с детьми о воде и значении воды в жизни человека, растений, животных;

2. Разгадывание загадок, «Дождик, дождик, пуще»;

3. Рассказ В. Бианки «Купание медвежат»;

4. Рассказывание сказки «Лиса и заяц», беседа по сюжету.

Иллюстрации, картинки

Сборник загадок и потешек

Иллюстрации, книга

Книга, иллюстрации

декабрь

1.Экскурсия по территории детского сада «Снег - он какой?»;

2.  Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет»;

3.Поискова деятельность «Волшебная вода» (запах, цвет, вкус);

4. Аппликация с элементами рисования «Снежинка».

Наблюдение

Книга, иллюстрации

Наблюдение

Необходимые атрибуты для аппликации

Январь

1.Во время умывания чтение потешек. Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь;

2.Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек. Беседа с детьми, о том, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми;

3. Словесная игра «Вода, какая…»;

4.Чтение художественной литературы М.Пришвин «Сытые пузыри»

5.Работа с родителями: Консультация на тему: «Закаливание водой»

Потешки

Игрушки, мыло

Беседа, иллюстрации

Книга, иллюстрации

Ширма

Февраль

1.Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»;

2.Физкультминутка«Голубая речка»;

3. Подвижная игра «Водяной»;

4.Чтение художественной литературы М.Пришвин «Глупый зайчик и ручеек»;

5.Познавательно-экспериментальная деятельность «Рыбаки и рыбки».

Иллюстрации, фотоматериал

Комплекс упражнения

Комплекс упражнения

Книга, иллюстрации

Необходимые атрибуты (совки, игрушечные рыбки, тазик)

Март

1.Беседа о том, как помощник воспитателя моет посуду. Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь;

2. Дидактическая игра «Купание куклы»;

3.Познавательно- экспериментальная деятельность: «Делаем мыльные пузыри»;

4. Работа с родителями: «Основы безопасности на воде».

Наблюдение

Кукла, необходимые атрибуты для купания

Необходимые атрибуты (палочки, мыло)

Буклет

Апрель

1.Подвижная игра «Капля раз, капля два»;

2. Познавательно- экспериментальная деятельность «Капитаны»;

3. Беседа о том, как помощник воспитателя моет пол. Обобщение: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто;

4. Игровое упражнение «Волны».

Комплекс упражнения

Бумажные кораблики

Наблюдение

Комплекс упражнения

Май

Средняя группа сентябрь 2017г.- май 2018г.

1.Беседа по картинкам и иллюстрациям на тему: «Вода вокруг нас»;

2. Художественно – эстетическая деятельность по теме проекта: рисование «Тучка»;

3.Просмотр видеозаписи мультфильм «Капитошка»;

4. Экскурсия по территории детского сада, беседа о увиденном: рассматривание росы, луж и дождя;

5.Физкультминутка «А над морем мы с тобой».

Картотека, Дидактическая кукла "Капелька"

Необходимые атрибуты для рисования

Интерактивная доска

Наблюдение за природой

Комплекс физминуток

Сентябрь

1.Презентация«Вода в природе»;

2. Разгадывание загадок по теме «Вода»;

3. Беседа: «Правила поведения на водоеме»;

4.Беседа на прогулке о воде в осеннее время года;

5.Физминутка «Речка».

Работа с родителями:

«Основы безопасности на воде».

Интерактивная доска

Картинки, фотоматериал

Фотоматериал

Наблюдение

Комплекс      физминуток

Буклет

Октябрь

1.Экскурсия по территории детского сада, беседа о увиденном: рассматривание луж и дождя;

2.Познаваетльно – исследовательская деятельность «Свойства воды»;

3.Дидактическая игра «Собери капельку»;

4. Чтение художественной литературы К. Чуковский "Мойдодыр", беседа по сюжету;

5.Физминутка «Тихо плещется вода».

Наблюдение

Необходимый материал

(соль, мука, песок)

Картинки, интерактивная доска

Книга

Комплекс физминуток

Ноябрь

1.Чтение стихотворений, беседа по сюжету; разгадывание загадок по теме;

2.Познавательно – исследовательская деятельность «Разноцветная вода»;

3.Презентация «Безопасный лед»;

4.Беседа «Правила поведения на водоеме».

Работа с родителями:

1.Рекомендация «Экспериментируем дома»

Картинки, интерактивная доска

  Краски

Интерактивная доска

Фотоматериал

Картинки

Декабрь

1.Чтение художественной литературы К. Чуковский «Федорино горе";

2.Беседа «Бережливым будь с водой»;

3.Познавательно – исследовательская деятельность «Тонущие и плавающие предметы»;

4. Прослушивание аудиозаписи «Мир воды в природе».

Книга, иллюстрации

Фотоматериал

Предметы из разного материала

Магнитофон

Январь

1.Чтение художественной литературы А. Барто "Девочка чумазая";

2.Познавательно – исследовательская деятельность «Цветные льдинки»;

3. Занятие «Вода нужна всем»;

4. Физминутка «К речке быстрой».

Работа с родителями:

1.Рекомендация «Берегите воду»

Книга, иллюстрации

Формочки, краски

Конспект

Комплекс физминуток

Буклет

Февраль

1.Чтение художественной литературы С. Прокофьева "Про серую тучку";

2. Презентация «Безопасный лед»;

3. Разучивание стихотворения по теме проекта;

4.Дидактическая игра «Использование воды человеком».

Книга, иллюстрации

Интерактивная доска

Картинки, фотоматериал

Руководство

игрой, картинки, фотоматериал

Март

1.Чтение художественной литературы  М. Пришвин «Живительный дождик»;

2.Познавательно – исследовательская деятельность «Куда водичка убежала»;

3.Физминутка «К речке быстрой».

4.Работа с родителями: «Безопасность на водоеме»

Книга, иллюстрации

Необходимые атрибуты (пипетка, губка)

Комплекс физминуток

Беседа

Апрель

1.Чтение художественной литературы З. Александрова «Купание», беседа по сюжету;

2.Экскурсия по территории детского сада, беседа об изменениях в природе «Снег и ручеек»;

3. Физминутка «Что там чудится в тумане?».

Книга, иллюстрации

Наблюдение

Комплекс физминуток

Май

Результативный май 2018г.

Работа с воспитанниками:

1.Заключительная беседа "Что мы знаем о воде?";

2. Создание коллажа "Приключение капельки";

3. Карта "Путешествие капельки"

(круговорот воды в природе);

4. Мониторинг воспитанников по теме проекта;

5. Коррекции деятельности.

Фотоматериал интерактивная доска

Фотоматериал

Фотоматериал

Опрос

Сравнительный анализ результатов мониторинга

усвоения воспитанниками материала

по проекту «Волшебная капелька» за 2016 г.  – 2018 г. 

Вывод: Проведя сравнительный промежуточный анализ результатов мониторинга (октябрь 2016 - февраль 2018 года) усвоения воспитанниками материала по проекту «Волшебная капелька» за 2016-17уч.г.  – 2017-18уч.г. я увидела положительную динамику и рост знаний в данной области. На диаграмме мы можем увидеть, что на начало проекта у детей не было выявлено высокого уровня знания о воде, преобладал средний уровень, он составлял 80%, остальные 20% показывали низкий уровень. На конец учебного года показатели изменились, появился высокий уровень знаний детей в данной области и составил 30%, низкий уровень у воспитанников не наблюдался.

Заключение

Данный проект разработан с целью приобщения дошкольников к экспериментальной деятельности.  Проект предполагает повышение уровня информированности родителей о исследовательской деятельности ДОУ, предоставляет возможность активного и полезного проведения совместных мероприятий воспитанников.

Совместная работа всех участников проекта способствует сплочению коллектива, взаимопонимания, ответственности не только за свою деятельность, но и за работу всей группы по реализации проекта. Проект стимулирует дошкольников к активной деятельности, развивает интерес к изучению воды и ее свойств.

 Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, родителей, специалистов в качестве теоретической базы и методического пособия, для работы по направлению познавательного развития

Учёт возрастных особенностей.

Данный проект рассчитан на детей 3-5 лет.

Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в работе по данному направлению на каждый возрастной период.

           Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.

Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.

Рекомендуемый список художественных произведений

 по теме проекта для родителей:

  1. Иван Бунин «На пруду»;
  2. Федор Тютчев «Весенняя гроза»;
  3. Евгений Баратынский «Водопад»;  
  4. Федор Тютчев «Весенние воды»;
  5. Александр Пушкин «Туча»;
  6. Афанасий Фет «Нежданный дождь»;
  7. «Ручеек и речка» Материал на сайте  http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875;
  8. «Что может быть в прозрачной капельке воды?» Материал на сайте http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875;
  9. «Берегите воду» Материал на сайте  http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875;
  10. « Что такое вода?»  Стихи о воде для детей Материал на сайте http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875;
  11.  Анна Ахматова произведения о воде «На стеклах нарастает лед...».

Литература:

1. С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников». Москва «Просвещение» 2005 г.

2. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны, 2009г.

3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в млад. группе. Под ред. О. А. Соломенникова - Москва 2009 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2009 год.

5. Журнал «Ребенок в детском саду» № 6 2009 год.

6. Соломенникова О.А Занятия по формированию элементарных

экологических представлений во второй младшей группе детского сада.

7. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности

детей 2-7 лет [Текст] : Тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград :

Учитель, 2012. – 333 с.

8. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,

2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

9. Павленко И.Н. Как организовать эксперимент в своем детском саду /

И.Н. Павленко // Управление ДОУ.- 2004. - N 4. – С.74-76.

10. Чехонина О. Экспериментирование как вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание. – 2007. - N6. – С.13-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Волшебные капельки".

Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире....

Проект "Волшебная капелька"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...

Проект "Волшебная капелька"

Процесс познания маленького ребенка, отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, малыши эмоциями. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Одним из п...

Проект "Волшебная капелька"

В проекте "Волшебная капелька" рпскрывается экологическая проблема как родного поселка, так и всей земли, и иенно обострение экологической проблемы в стране и по всему миру диктует нам о необходи...

Исследовательский проект "Волшебная капелька"

Здесь представлена разработка и реализация исследовательского проекта...

Проект "Волшебная капелька"

Опыты - словно фокусы для детей, только разница в том, что дети в результате опыта, могут объяснить и понять, то, что получили. Они помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют н...

Презентация проекта "Волшебная капелька"

В презентации собран материал по проекту на тему "Волшебная капелька"...