Организация уголка природы в младшей и средней возрастных группах.
статья (младшая, средняя группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Содержание уголков природы в средней и младшей возростных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация уголка природы в младшей и средней возрастных группах.

Младшая группа.

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями. Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями. Из предложенных растений воспитатель подбирает 4 – 5 видов. Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.

Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амаралис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонёк), гортензия, хризантема.

Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.

Временные объекты

Осень:

а) букеты осенних цветов вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

Весна:

 а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

Лето:

 а) букеты цветов в вазах;

Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растёт на лугу».

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

•    сосуды для воды;

•    песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

•    различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

•    зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

Средняя группа

В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра.

Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:

а) Разнообразие:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками),

- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).

- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, фикус эластика, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская.

б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);

г) За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.

д) Желательно наличие различных видов аквариумных растений - плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющихся в грунте.

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах.

Временные объекты

Осень:

а) букеты осенних цветов в вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

Весна:

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

Лето:

а) букеты цветов в вазах;

Календарь природы из четырёх блоков:

1. Картина сезона, модели года и суток.

2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, баночки с кормами и поилки, ящики и стаканчики для посадки рассады.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

•    песок разного цвета;

•    сосуды для воды;

•    песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

•    материал для изготовления цветного льда;

•    материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов);

•    материал для игр с мыльной пеной;

•    поролон цветной;

•    пенопласт;

•    различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

•     предметы для игр с тенью;

•    зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

•    лупы;

• «волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы;

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

•    сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

•    игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;

• «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»);

• «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами - мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и др.

• «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

      Различные игры - вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уголка природы в младшей группе.

Требования при организации уголка природы.Паспорт растений с их полной характеристикой....

Консультация для воспитателей II младшей и средней возрастных групп по формированию звуковой культуры речи

Материал для воспитателей II младшей и средней возрастных групп по формированию звуковой культуры речи содержит формы, методы, приёмы, направленные на формирование правильного произношения звуков, выр...

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

перспективное планирование на учебный год для 1 младшей, 2 младшей и средней возрастных групп на тему: "ПДД"

         В связи с изменениями в Российском образовании педагоги вынуждены постоянно заниматься самообразованием, искать и внедрять новые подходы к реализации задач дош...

Методическая разработка на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ ПРИРОДЫ ВО ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ"

Организация уголков природы и их наполняемость во всех возрастных группах ДОУ...

Организация уголка сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОГО УГОЛКА В ДОУ...

Особенности организации уголка опытно-экспериментальной деятельности в разных возрастных группах ДОО

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...