Особенности организации уголка опытно-экспериментальной деятельности в разных возрастных группах ДОО
опыты и эксперименты по окружающему миру

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_ugolka_opytno.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации уголка опытно-экспериментальной деятельности в разных возрастных группах ДОО

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

  Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию, (область познание).

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования:

- развитие первичных естественнонаучных представлений,

- наблюдательности,

- любознательности,

- активности,

- мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

-формирование умений комплексно обследовать предмет.

         Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

  В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 2) место для приборов

 3)место для хранения материалов (природного, "бросового")

 4) место для проведения опытов

 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Пластмасса», «Резина».

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

- компонент дидактический;  

- компонент оборудования;      

- компонент стимулирующий;

         Дидактический компонент:

- познавательные книги,

- атласы,

- тематические альбомы,

- серии картин с изображением природных сообществ,

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

Алгоритмы выполнения опытов, карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

         Компонент оборудования.

Приборы-помощники:

микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, песочные, механические часы, компас, магниты;

портновский метр, линейки, треугольник т.д.

         Компонент стимулирующий:

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

- сита, воронки разного размера и материала;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки,  резиновые груши и др.;

- прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

 В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть:

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки. Коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани",  "Бумага", "Пуговицы";

- мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

Персонажи, наделанные определенными чертами -  ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст:

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.  Коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";

- мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.);      

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

 Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  среднего возраста.

Персонажи, наделанные определенными чертами ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст:

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.  Коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы";

- мини-музей  (тематика различна), например "Часы бывают разные",  "Изделия из камня";

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  ""Резина"

- природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы (пластиковые), деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, свечи, сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда;

Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;  

Ведение фиксации детского экспериментирования:

- дневник;

- картотека опытов;

- схема;

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.  

У нас в группе так же оборудован уголок экспериментирования для младшего возраста.

В него входит:

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ткани,  бумага, пуговицы;

- мини-музей: «Камни», «Ракушки»

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители - пищевые и непищевые.

- семена бобов, фасоли, гороха;

- сахар, соль, крахмал, мука;

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды  для воды, «чудесный мешочек».

Детям очень нравится проводить эксперименты, особенно понравились и запомнились такие опыты как: «Волшебная водичка», «Что легче вода или воздух», «Тонет-не тонет», «Узнаем, какая вода», «Игры с соломинкой»

 Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах

РППС в ДОУ - это среда, в которой ребёнок живёт, занимается, отдыхает. Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионального творчества педаг...

Тематический план организации исследовательской деятельности в разных возрастных группах

Материал содержит тематический план организации исследовательской деятельности с детьми от 4 до 7-8 лет в течение учебного года....

Организация уголка сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОГО УГОЛКА В ДОУ...

"Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада".

Сравнительный анализ психолого-педагогических оссобенностей развития познавательно-исследовательской деятельности по возрастам....