Школа электробезопасности в детском саду «Играем! Размышляем! Исследуем!» для детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Беликова Ольга Владимировна

Безопасность и здоровье детей – это та тема, которая всегда актуальна и для родителей, и для педагогов. С дошкольного возраста мы учим ребят быть внимательными, ответственными, соблюдать правила. Изучая с детьми правила по электробезопасности, необходимо заложить прочный фундамент, основу их безопасности. И этот фундамент будет крепким, если работу в этом направлении вести регулярно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_elektrobezopasnosti_v_detskom_sadu.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

Школа электробезопасности в детском саду

«Играем! Размышляем! Исследуем!»

 для детей старшего дошкольного возраста

Подготовили: Корнева Л.В., заведующий;

Куринских И.В., старший воспитатель;

Беликова О.В., воспитатель;

Золотых И.Н., инструктор по физической культуре

2013

       Детство это самоценный период жизни человека - именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В начале жизненного пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Основной задачей взрослых становится обеспечение комфортного проживания периода детства дошкольниками и воспитание безопасного поведения у детей. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

         Безопасность и здоровье детей – это та тема, которая всегда актуальна и для родителей, и для педагогов. С дошкольного возраста  мы учим ребят быть внимательными, ответственными, соблюдать правила. Изучая с детьми правила по электробезопасности, необходимо заложить прочный фундамент, основу их безопасности. И этот фундамент будет крепким, если работу в этом направлении вести регулярно.

        Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

  1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
  2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
  3. Ликвидация возможных последствий.

        Разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей  дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

  • Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;
  • Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
  • Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

       Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами  с соблюдением мер предосторожности.

       При ознакомлении детей с правилами по электробезопасности   рекомендуется использовать дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые  занятия, использовать игровые персонажи, рассматривать рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении. А экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Эти мероприятия способствуют развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать и реагировать ситуацию, на сложную ситуацию. Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

        Особое место в организации образовательного процесса по разделу «Безопасность» занимает сотрудничество с семьей. Особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Для повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в нашем детском саду функционирует «Родительский клуб». Информирование родителей и стимулирование их активного участия в образовательном процессе ДОУ происходит в ходе заседаний родительского клуба, тематических бесед, индивидуальных консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания и рекомендации по освоению детьми раздела «Безопасность».

       Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Школа электробезопасности в ДОУ

«Играем! Размышляем! Исследуем!»

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

В ДОУ прошел тематический день по электробезопасности.  

Дети побывали на занятиях кружка «Хочу все знать!», где состоялась слайд-беседа «Правила пользования электроприборами», познакомились с профессией энергетика, а также с электричеством, как оно попадает в дом, и какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами и о многом, многом другом. 

Дошкольники посетили исследовательскую лабораторию «Умники и умницы» и провели опыты, которые показали, что электричество может быть безопасным: предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества, что доказали своими опытами.

Состоялась энергетическая спартакиада! Были проведены эстафеты: «Внимание, ток!», «Провода!», «Выбери нужный знак!». Было весело и интересно!

Дети творческой мастерской «Искорка» приготовили  праздничные открытки для работников Белгородэнерго.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.

Обучающие:

  • обобщать знания детей об электричестве;
  • познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  • закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать грамматически правильную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

 

Материал и оборудование: 

Презентации: «Осторожно электроприборы», «Электрокроссворд»;  иллюстрации с изображением электроприборов, электробезопасности на улице; спортивный инвентарь для проведения спартакиады; воздушные шары по количеству детей, шерстяные рукавички, пластмассовые шариковые ручки, тарелочки по количеству детей;  мелкие кусочки бумаги, кружочки пенопласта, ноутбук, мультипроектор; карточки с заданием по количеству детей,


Звучит музыка, заставка на слайде

Ведущий: Здравствуйте, друзья!

Алина: В эфире детская программа «Играем! Размышляем! Исследуем!» 

Ведущий: Мы ведем свой репортаж из муниципального автономного детского сада комбинированного вида №2 «Ромашка» города Губкина.

Ведущий: Алина,  я тебе загадаю загадку, а ответ загадки нам подскажет,  о чем мы сегодня будем говорить в нашей передаче 

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …

(электричество)

Ведущий: Алина, а ты знаешь, какая профессия отвечает за электричество?

Алина: Не знаю!

Ведущий: Нашу современную жизнь невозможно представить без телевизора, компьютера, микроволновки, троллейбусов, метро, электричек и т.д. Мы даже не задумываемся, что всеми этими достижениями мы пользуемся благодаря тяжелой и упорной работе энергетиков. 

Энергетик на работе, 
И не пашет, и не жнет. 
Энергетик на работе 
Людям свет в дома дает!

Ведущий: Сегодня мы познакомимся с  профессией энергетика, а также с электричеством, узнаем, как оно попадает к нам в дом, и какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами и о многом, многом другом.

Алина: В детском саду огромное внимание уделяется  электробезопасности,  Воспитатели рассказывают нам, что такое  электрический ток знакомят нас с электрическим током, с правилами поведения с электроприборами. Мы  ходили в библиотеку, познакомились с книгами по электробезопасности,  провели акцию и совершили  увлекательнейшую экскурсию в  Белгородэнерго. К нам в гости  в детский сад приходили настоящие энергетики.  

И сегодня у нас распахнула двери Школа электробезопасности!

Ведущий:

Давай  снимем репортаж о нашей Школе электробезопасности. Для этого мы побываем  на занятиях кружка  «Хочу все знать!», в исследовательской лаборатории «Умники и умницы», в  творческой мастерской  « Искорка».

Ведущий: Мы на занятии кружка  «Хочу все знать!»

 (дети рассматривают картинки)

Алина:  Здравствуйте, чем интересным вы занимаетесь!

Дети:  А вы оставайтесь и посмотрите!

(Звучит заставка к мультфильму «Фиксики», появлется Штепсель над ширмой)

Штепсель: Здравствуйте!  Мои друзья  Фиксики заняты, у них много работы у Дим Димыча, а меня  они прислали к вам провести  урок по электробезопасности, поговорить об электричестве.

Шутки и игры с электричеством ни  к чему хорошему, не приводят. В каждом доме, в стенах или с наружи лежат специальные провода, они с одной стороны соединены с электростанцией, где мощные машины вырабатывают электрический ток, т.е. огромное количество маленьких кусучих электрончиков, которые бегут в наши дома; с другой стороны провод,   соединен  с розетками, выключателями, счетчиками и дальше с электроприборами  и многим, многим другим, всего и не перечесть.

Штепсель: Друзья мои,  какие вы знаете электроприборы, я узнаю, загадав вам загадки, а вы внимательно слушайте, и отгадку скажите и покажите в картинках, которые у вас лежат на столах!

Загадки про электроприборы

В полотняной стране,

по реке-простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу. (Телевизор)

Если кнопочку нажать,

Будет музыка звучать. (Магнитофон)

Шипит, как паровоз,

А красоту волосам дает всерьез. (Фен)

Штепсель: Электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно. Что общего между всеми этими предметами?

Дети: Они работают от электричества.

Штепсель: Скажите, для чего нужны электроприборы?

Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»

(Штепсель показывает иллюстрации с изображением электроприборов, дети рассказывают о их назначении)

Штепсель: Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло.

Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.

Кто знает, как нужно обращаться с электроприборами?

Слайд-беседа

«Правила пользования электроприборами»

Давайте еще раз вспомним правила пользования электроприборами.

Слайд 1

  а) никогда не дотрагивайся до включенных электроприборов

Слайд 2 

б) не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить электроприбор.

Слайд 3

 в) не прикасайся к тому, кто находится под действием электрического тока.

Слайд4

 г)не суй в розетку пальчик, ни девочка, ни мальчик!

Слайд 5

 д) не трогай руками висящий или торчащий электрический провод,  не наступай на него.

Слайд 6

 е) уходя из комнаты или дома, не забывайте выключать электроприборы!

Ведущий: А сейчас, умники и умницы,  мы разгадаем электрокроссворд:

(на доске заранее нарисовано поле кроссворда)

Вопрос 1: Ключевое слово (самое длинное) – от чьих ударов нужно оберегаться?

Дети: От электрического тока. (Слово электричество)

Ведущий: Правильно, молодцы! А теперь слово на букву Л.

Вопрос 2: Что освещает наш дом?

Дети: Лампочка

Ведущий: Верно. Ну что, будем отгадывать дальше?

Вопрос 3: Какими руками нельзя трогать электрические приборы?

Дети: Мокрыми.

Ведущий: Правильно, ребята! Видно вы внимательно слушали урок.

Вопрос 4: Каким бывает электрический ток, если выполнять все правила при обращении с ним?

Дети: Добрым.

Ведущий: Молодцы! Вы не устали?

Вопрос 4: Под чем нельзя стоять во время грозы?

Дети: Под деревом.

Ведущий: Очень хорошо,

Вопрос 5: Какой бывает электрический ток, если его разозлить?

Дети: Злой.

Ведущий: Ну вот и последний вопрос:

Вопрос 6: Что любят все дети, но этого нельзя делать во время грозы?

Дети: Купаться в реке!

Ведущий: Молодцы!

Штепсель: А сейчас поговорим об осторожности на улице

(достает картинки «Азбука осторожности»).

Игра «О чем рассказывают картинки».

(ведущий раздает детям картинки по теме «Электробезопасность на улице»)

(Звучит заставка Фиксиков)

 Штепсель:  Нас вызывают Фиксики,

Вы, ребята, должны всегда помнить, что электрооборудование опасно для жизни и здоровья. Нужно быть всегда внимательными и осторожными с электричеством. Оно может быть опасно! Нужно всегда помнить об этом и соблюдать правила пользования электроприборами, быть внимательными на улице!

Мне надо прощаться, до свидания, до новых встреч!

 

Алина: Ой, как интересно было! А вы, друзья усвоили урок по электробезопасности?

Дети рассказывают стихи

Электричество конечно, очень помогает,

Без него магнитофон, вовсе не играет,

Телевизор не покажет, детям передачу,

Электричка не поедет, вечером на дачу,

Не зажжется в Новый год, огоньками елка,

И не испечет  пирог нам микроволновка.

Электричество наш друг- это всем известно,

Но опасность все же есть, я скажу вам честно.

Провод а и электрощит- не хватай рукою

Обойди-ка ты его, лучше стороною.

Не запихивай в розетку пальцы, гвозди или ветку.

С электричеством полезным мы конечно дружим,

Но скажу вам откровенно с ним шутить совсем ненужно.

Ведущий: А сейчас мы ведем репортаж из исследовательской лаборатории «Умники и умницы». Мы находимся в исследовательской лаборатории «Умники и умницы». Дети этой группы любят эспериментировать и исследовать, давайте посмотрим, чем они занимаются.

Алина: Что вы делаете?

Дети: Мы ищем ток, проводим опыты.

Опыты

Опыт 1.

Ребенок: Волшебник Электрон научил меня одному опыту. А вы хотите научиться? Возьмём с вами воздушные шары и потрём о свои волосы. Прислоним к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?

Дети: шар повис на стене, наэлектризовался.

Ведущий: Почему он повис?

Дети: Мы зарядили его от себя.

Вывод: Человек является проводником, мы наэлектризовали с помощью трения.

Ведущий:  Мы тоже знаем опыты с электричеством и сейчас вам покажем.

Опыт 2. 

Ведущий: Теперь возьмите палочку и натрите ее о свои волосы. Поднесите к бумаге и прикоснитесь. Что произошло?

Дети: Бумага прилипла.

Вывод: Палочка наэлектризовалась и мелкие кусочки бумаги прилипли

Опыт 3.

 Ведущий: А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный опыт.

Ведущий: Что лежит на тарелке?

Дети: Разноцветные шарики из пенопласта.

Ведущий: Как заставить шарики двигаться, прыгать, танцевать?

Дети: Натереть воздушный шарик, сделать его электрическим.

Ведущий: У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать шарик волшебным, электрическим. Что происходит с шариками из пенопласта?

Дети: Они зашевелились, запрыгали.

Ведущий: Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?

Вывод: Когда натирали  шарик варежкой, он стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к нему. Смотрите, как шарики весело танцуют. У всех ли получилось?

Общий вывод: Электричество может быть безопасным: предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества, что доказали своими опытами.

Ведущий: Алина, какими должны быть энергетики, если они быстро реагируют на вызов, поднимаются на высокие столбы, тянут длинные провода.

Алина: Должны быть быстрыми, сильными, ловкими, находчивыми. А мы  проведем энергетическую спартакиаду.

Энергетическая спартакиада «Электроники»

Ведущий: По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

(Электрический ток).

Ведущий: Ребята, как вы думаете, как приходит электричество к нам в дома?

На что похожи провода?

Дети: На прутики, ниточки.

Ведущий: Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны- это ток.

Ведущий: Давайте представим, что мы маленькие электрончики.

Вставайте друг за другом.

1.Конкурс «Провода»

(Дети встают в две команды. По сигналу бегут  рядом с верёвочкой, положенной на пол. В ходе движения,  проговаривают стихотворение)

Ток бежит по проводам,

 Свет несет в квартиру нам.

 Чтоб работали приборы,

 Холодильник, мониторы.

 Кофемолки, пылесос,

 Ток энергию принес.

2.Чья команда быстрее выложит слово ТОК

(Дети встают в две команды. По сигналу выкладывают слово « ток».)

  1. Принести в команду картинки по электробезопасности

(Дети встают в две команды. По сигналу выбирают  картинки по электробезопасности ).

Ведущий:  Спорт, ребята всем, всем нужен!

                   И мы со спортом крепко дружим!

                   Спот- здоровье! Спорт- игра!

                    Всем энергетикам - Физкульт…

Дети: Ура!

Ведущая: Скоро праздник День энергетика, а в праздники принято дарить подарки. Дети творческой мастерской готовят праздничные открытки.

Творческая мастерская  « Искорка».

Ведущий: Дети, что вы рисуете?

Дети:  Праздничные открытки к Дню энергетика.

( Выставка детских рисунков) 

Алина: Наш репортаж о школе электробезопасности мы закончим поздравлением.

Ведущий: Электрик радость в дом несет.

Без электричества народ

Мог обойтись хотя бы сутки?

Алина: Да что вы, ни одной минутки
Никто без них не сможет жить,
Ведь принцип их: «Всегда светить»

Ведущий: Скоро    праздник проводов,
Столбов, и фонарей,
И освещенных городов,
И теплых батарей,
 

Ребенок: Электробритв, и утюгов,
Подстанций и сетей,
Залитых светом площадей
В торжественный момент.

Все вместе: Мы за электробезопасность!

Библиографический список

  1. Острун Н., Киселев А. Школа безопасности. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001.
  2. Соколова Е.В. Правила безопасности поведения. – Ярославль: Академия развития, 2009.
  3. Детская Энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков, №11  2009.
  4. Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: ООО Издательство «Астрель2, 2004.
  5. Колесник В. ОАО «МРСК Центра» Энерголандия. Стихи для детей по энергобезопасности.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете МБДОУ "Детский сад №28". Тема:Двигательное творчество детей старшего дошкольного возраста".

Сообщение по теме"Двигательное творчество детей старшего дошкольного возраста"  было прочитано на педагогическом совете МБДОУ "Детского сада №28" г.Дзержинска Нижегородской области воспитателем в...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса позна...

Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

статья "Взаимосвязь детско-родительских отношений с уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной....

«День рождения детского сада» Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Детский сад празднует день рождения. Как родился детский сад, этапы его строительства, жизнь детского сада сегодня....

«Школа для заботливых родителей» спортивный тренинг «Семейная зарядка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни, пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей.Задачи:для ...