ДОКЛАД Тема: ««Игровое поле» как метод психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР
материал (старшая группа) на тему

Ветлугина Анна Николаевна

В данном докладе представлены авторские разработки, используемые при работе с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vetlugina_a.n.-_doklad.doc49 КБ
Файл vetlugina_prezentatsiya_posobiy.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

 ПОСЕЛКА БЕРКАКИТ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА

ДОКЛАД

Тема: ««Игровое поле»

как метод психолого-педагогического сопровождения

детей с ОНР

Подготовила:

Педагог-психолог

Ветлугина Анна Николаевна

2017г

    Психолого-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов и специалистов на создание благоприятных условий для развития детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. В связи с чем меняется отношение к образованию детей: меняется позиция педагогов при взаимодействии с воспитанниками. Репродуктивные методы уходят на второй план, на первый выходят игровые.

Зная проблему ребенка с ОНР можно целенаправленно скорректировать  определенную сферу личности ребенка: познавательную, коммуникативную, эмоциональную, волевую, регулятивную.

Выбирая методы психокоррекционной работы с дошкольниками необходимо ориентироваться на особенности возраста и ведущую функцию психического развития дошкольника.

В дошкольном образовании именно игровой метод является наиболее эффективным, так как:

- игра является для ребенка одним из основных способов взаимодействия с окружающим миром, с людьми;

- игра- это символическая переработка реальных впечатлений и переживаний;

- игра- это язык, который позволяет самовыражаться, общаться.

Исследования показали, что игра является основным методом психокоррекционной работы с дошкольниками с отклонениями в развитии, в частности, с нарушениями речи.

Игры подразделяют на дидактические (коррекция той или иной психической функции) и психологические.

Для решения задач реабилитации ребенка с нарушениями речи психолог в большей степени обращает внимание на проблемы, связанные с речевым развитием,  ориентируется на проблемы коммуникации, на то, как ребенок выстраивает свое взаимодействие и как себя чувствует в этих взаимоотношениях, какой психологический климат в группе.

В связи с этим была поставлена цель - найти интересный игровой метод, который мог бы заинтересовать и вовлечь ребенка в игру и оказал бы коррекционно-развивающий эффект.

Опыт работы с детьми позволил разработать и реализовать виды игр на закрепление лексических тем  и на развитие эмоционально-волевой сферы с использованием «игрового поля», для изготовления которого используются цветовые круги, символы, указатели.

Основные цели использования «игрового поля»:

- создание положительного настроя на игру;

- установление доверительных отношений между игроками;

- развитие познавательных процессов;

- развитие коммуникативных навыков;

- расширение вербальных и невербальных способов общения;

- формирование навыков контроля и самоконтроля;

- снижение эмоционального напряжения, тревожности, агрессии.

Для проведения игр необходимо следующее оборудование:

  1. «игровое поле», изготовленное своими руками (50Х50);
  2. Пластилин аналогичного цвета, как на поле,

мелкие игрушки или обычные фишки разных цветов:

  1. Кубик с указанием количества ходов (от 1 до 6);

- карточки по цвету секторов «игрового поля» с заданиями или карточки с эмоциями.

Алгоритм проведения игр:

- объявление темы;

-настрой детей на предстоящую деятельность;

 - мотивация детей (проблемная ситуация, загадка);

- если нужно, использование карточек с заданиями;

- лепка фишек или выбор цветовой фишки;

- проведение игры;

- выход и рефлексия игры.

Предлагаем ознакомиться с играми с использованием «игрового поля».

  1. Игра «Фрукты» (познавательное направление)

Цель: закрепление и обобщение знаний о фруктах.

Оборудование: « игровое поле», разноцветные фишки, кубик, карточки с заданиями (соотносятся с цветовыми секторами).

Всего 4 цветовых сектора:

-красный;

-зеленый;

-оранжевый;

-желтый.

Ход:

Дети передвигаются по полю с помощью фишки. Количество ходов показывает выброшенный кубик. Право первого хода предоставляется тому, кто первым соберет разрезную картинку с изображением фрукта. Цветовой сектор указывает, какую карточку  с заданием нужно взять. Сектор с буквой «А» - аплодисменты для разрядки обстановки.

Примеры заданий.

Красный цвет:

- назови фрукты, которые знаешь.

Зеленый цвет:

- опиши фрукт так, чтобы остальные игроки смогли его отгадать.

Оранжевый:

- отгадай загадку.

Желтый:

- исключи лишнее слово  и объясни свой выбор.

Дойдя до финиша, игроки встают в круг и делятся своими впечатлениями, рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись во время игры.

Игры организуются в соответствии с лексической темой недели.

  1. Игра «Ромашковое поле» (психологическое направление)

Цель: понимание, узнавание и показ различных эмоций с помощью невербальных средств общения.

Оборудование: «игровое поле», разноцветные фишки, кубик, карточки с изображением эмоций (соотносятся с цифрой).

Эмоции:

- испуг;

- грусть;

-спокойствие;

- радость;

-злость;

-доброта;

-равнодушие.

Ход:

Дети передвигаются по полю с помощью фишки. Количество ходов показывает выброшенный кубик. Ромашка с цифрой указывает, какую карточку с изображением эмоции нужно взять. Ребенок называет эмоцию и  показывает ее, используя невербальные способы: мимику, жесты, пантомимику. Сектор с буквой «А» означает аплодисменты. Дойдя до финиша, дети встают в круг и делятся впечатлениями: что узнали нового, какие трудности возникали во время игры.

Таким образом, был найден эффективный метод организации психокоррекционной работы с детьми с ОНР, позволяющий сформировать личностные качества, отвечающие всем требованиям ФГОС ДО:

- ребенок проявляет инициативу и активность в игре;

- учится договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается адекватно решать конфликты;

- обучается в процессе психологической игры подчиняться правилам и социальным нормам;

- у ребенка формируется познавательная потребность;

- ребенок вырабатывает правила безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игровое поле» как метод психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР Подготовила и представила: педагог-психолог Ветлугина А.Н.

Слайд 2

Игра «Фрукты» (познавательное направление) Цель: закрепление и обобщение знаний о фруктах. Оборудование: «поле», разноцветные фишки, кубик, карточки с заданиями (соотносятся с цветовыми секторами). Всего 4 цветовых сектора: -красный; -зеленый; -оранжевый; -желтый.

Слайд 3

Ход: Дети передвигаются по полю с помощью фишки. Количество ходов показывает выброшенный кубик. Право первого хода предоставляется тому, кто первым соберет разрезную картинку с изображением фрукта. Цветовой сектор указывает, какую карточку с заданием нужно взять. Сектор с буквой «А» - аплодисменты для разрядки обстановки. Примеры заданий. Красный цвет: - назови фрукты, которые знаешь (фрукты красного цвета, фрукты круглой формы и т.д. ). Зеленый цвет: - опиши фрукт так, чтобы остальные игроки смогли его отгадать. Оранжевый: - отгадай загадку. Желтый: - исключи лишнее слово и объясни свой выбор.

Слайд 5

Игра «Ромашковое поле» (психологическое направление) Цель: понимание, узнавание и показ различных эмоций с помощью невербальных средств общения. Оборудование: «поле», разноцветные фишки, кубик, карточки с изображением эмоций (соотносятся с цифрами). Эмоции: - испуг; - грусть; -спокойствие; - радость; -злость; -безразличие; -доброта.

Слайд 6

Ход: Дети передвигаются по полю с помощью фишки. Количество ходов показывает выброшенный кубик. Цифра указывает, какую карточку с изображением эмоции нужно взять. Ребенок называет эмоцию и показывает ее, используя невербальные способы: мимику, жесты, пантомимику. Сектор с буквой «А» означает аплодисменты. Дойдя до финиша, дети встают в круг и делятся впечатлениями: что узнали нового, какие трудности возникали во время игры.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандартизированное наблюдение, как метод психолого - педагогической оценки результативности.

Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток- трудоёмкость  протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Сказкотерапия -метод психолого-педагогической коррекции поведения детей.

Сказкотерапия,как метод психологической коррекции детей очень популярен .Он позволяет погрузить ребёнка в сказочный мир,где он сможет на примере персонажей осознать свои собственные проблемы и увидеть...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Современная школа находится на этапе модернизации.В связи с этим среди методологических и теоретических проблем образования и воспитания на одно из приоритетных мест выдвигаются проблемы формирования ...