Программа «ТЕАТР И ДЕТИ»
рабочая программа по теме

Татьяна Николаевна Башкова

          Влияние театрального искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Театральные занятия дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_i_deti.docx50.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«ТЕАТР   И   ДЕТИ»

 Башкова Т.Н.

Пояснительная  записка

          Влияние театрального искусства на становление личности человека и его развитие очень велико.  Его характерная особенность – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность  понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Ученые утверждают, что дети наиболее активно проявляют свои творческие способности. Поэтому нужно помочь ребенку, заложить в детстве основы «правил игры», которые пригодятся ему во взрослой жизни, привить вкус к «играм хорошей драматургии». Здесь театр является неоценимым. Он радует ребенка, развлекает и одновременно развивает его

          Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомер-ностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром,  желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя. Театральные занятия дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься. С удовольствием перевоплощаясь в образ, ребенок добровольно принимает и присваивает черты, свойственные характеру героя произведения. Таким образом, театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Театральная деятельность не менее  важна для речевого развития ребенка, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Занятия этим видом деятельности ликвидирую болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.

Коррекционные возможности театральной деятельности огромны: она учит, лечит, развивает творческое мышление, способность  к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей; учит находить оригинальные решения различных задач; дает возможность испытывать чувство радости и удовлетворения от процесса учения. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.

.

          Цель программы:

 - развитие основных психических процессов ребенка и коррекция его эмоциональной сферы средствами театрального искусства.

 - создание условий для развития личности ребёнка;

 - развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

 - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

 - приобщение обучающихся детей  к общечеловеческим ценностям.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

образовательные:

-обучать детей адекватному эмоциональному реагированию;

- формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции;

.  - привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

 

          развивающие:

  - способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;        

  -  развивать основные психические процессы ребенка (ощущение и восприятие, память, воображение, мышление,  речь и  внимание, воля и эмоции);

  -  развивать личностные качества детей: отзывчивость, эмпатию, доброту, целеустремленность, добросовестность, любознательность;

  -   развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

 

          Коррекционные:

 - формировать навык коллективного творческого взаимодействия

и общения;

 - сформировать умения саморегуляции и самоконтроля в театральной деятельности;

 - развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности детей;

 - помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества.

         воспитательные 

- заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

-  воспитать потребность к самовыражению посредством театрального искусства;

-  воспитывать культуру поведения, общения, речи.

.

Требования, предъявляемые к реализации программы:

1. Обеспечение условий для проведения занятий по театрализованной деятельности:

       -наличие учебного помещения;

       -методическое обеспечение педагогического процесса (программы,   дидактические игры и упражнения и т.д.);

       -материально-техническое обеспечение (музыкальный центр, фонотека, костюмерная, гримерная).

2. Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

  - координирование системы планирования всех педагогов дополнительного образования

     -организация консультативного бюро по вопросам театрализованной деятельности.

          Отличительные особенности данной  программы:

 -  в комплексном подходе к каждому занятию, когда в его структуру интегрируются элементы техники речи, основ актерского мастерства, игры-драматизации, самостоятельной театрализованной деятельности;

 -  в интеграции теории и практики, обусловленной спецификой предмета;

 - в развивтии творческих способностей и совершенствовании навыков социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи.

          Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.           

          Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

          Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровье сберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанников.

         Программа «Театр и дети» построена на использовании законов театральной педагогики в лучших традициях русского театра и является одной из составляющих общей системы эстетического воспитания детей.

Методы и формы реализации программы:

 посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий;

 просмотр спектаклей; беседы;

 использование игр и упражнений из театральной педагогики,

 тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, этюдов; игр драматизаций;

 репетиции; выступления; работа с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и др.;

Для совершенствования театральных навыков используются такие формы организации детской деятельности, как:

-работа по подгруппам (количество детей варьируется от 5-и до 10-ти человек);

 -индивидуально;

Ожидаемые результаты:

          Ожидаемые результаты непосредственно связаны с целью и задачами работы театральной студии:

- Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

- Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

- Развитие творческого потенциала личности.

- Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

-. Развитие исполнительских способностей.

- Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

- Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

- Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.

- Владение нормами достойного поведения в театре.

По завершении первого года учащиеся

должны знать:

- особенности театрального искусства, его отличия от других видов

искусств,

- иметь представление о создании спектакля,

 -знать главные театральные профессии;

должны уметь:

- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений,

- пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам;

- «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

- выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и про-

вести её.

По завершении второго года учащиеся

должны знать:

-историю театра, устройство зрительного зала,

-Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «ложа», «балкон»;

-виды театрального искусства

-виды кукол;

-роль зрителя в театре.

должны уметь:

-размещать тело в сценическом пространстве;

-сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми  предметами

-создавать пластические импровизации под музыку разного характера;  -

-создавать образы с помощью жестов и мимики;

-анализировать работу свою и товарищей.

По завершении третьего года учащиеся

должны знать:

- театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка»,«действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм;

-профессии в театре; 

Должны уметь:

- самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

- создавать пластические импровизации на заданную тему;

- сочинять индивидуальный или групповой отрывок на заданную тему. Способы определения результативности

          Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра,

собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).

          В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться:

-сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные),

-участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, мини-спектаклях)

-самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.      

Содержание разделов программы

Раздел 1. Дорога в театр.

          Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакли. Игровой тренинг. Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик:«антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

       Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры.

       Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века.  Первые декорации.  Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссёра и актёра». «Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена»,«авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление.

        Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения

в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».

 

Раздел 2. Техника речи.

         

          Культура и техника речи . Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Артикуляционная гимнастика. Регулирование речевого дыхания. Д/у «Сказка о веселом язычке».. Выразительное чтение. Голосо-речевой тренинг. Игры со словом. Воспитание речевой культуры. Отработка технических навыков в работе над постановкой дыхания. «Дышим правильно»- комплекс упражнений для приобретения основ правильносго сценического дыхания. Отработка технических навыков в работе над дикцией, голосом.

         Интонационная выразительность речи. Д/и «Тики-так», Д/у «Озвученные эмоции». Совершенствование отчетливого произношения гласных и согласных звуков, слов и словосочетаний. Д/и «Чики-чок». Д/у «Озвученные эмоции».

         Комплекс упражнений речевой гимнастики. Скороговорки, речевые игры.  Формирование интонационно-логической речи: упражнения «Давай поспорим».Работа над артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти : выполнение упражнений : "Почистить зубы", "Спрячь конфетку", "Лопатка", "Улыбка", "Трубочка", "Лошадка".Тренинг гласных букв, тренинг согласных звуков, Д/у «Надувные куклы».

            Формирование навыков монологической и диалогической форм речи. Упражнения: Д/у «Где ты была сегодня киска», « Сорока и мышь», « Мышка-трусишка». Д/у на развитие интонационной выразительности речи. Д/у «в гостях у Королевы».Д/у на развитие интонационно-смысловой речи « На мели мы налима ловили».

     Учимся говорить красиво, или  Как избавиться от «каши». Дикция. Осанка. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных

темпах. Содержание текста и темп речи.

          Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.

          История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности. Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное

чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.

          Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…». «Я – животное, растение, насекомое».

Раздел 3 .Основы актерского мастерства .

          Вхождение в образ.  Общеразвивающие игры: Игры на развитие  слухового внимания. Навыки вхождения в образ: «Где котята, отзовитесь», «Был у кошки день рождения», « Грустный котенок» и др. Этюды М.Чехова на веру, наивность, фантазию. 

         Подражания: Игры и упражнения на подражание животным:  «Курочка-хохлатка,»  «Лошадка», «Веселые зайчата», и др. Знакомство с окружающими предметами: «ожившие игрушки».

         Знакомство с окружающим миром: Развитие творческого воображения и двигательной активности в упражнениях: «Веселые зайчата», «Заинька», «Еж и лиса», « Пчелки и медведь» и  др.

         Развитие мимики и жеста в упражнениях: «Ох, что за гром?», «Замок», «Три веселых братца», «Тише», «Дождик».

         Выражение основных эмоций  в упражнениях «Кузнечик»,  «Цветок», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки» и др.

        Я – человек(Мир детей):Развитие способности понимать эмоциональное состояние человека и адекватно выражать свое. Упражнения и игры на выражение внимания, сосредоточенности и интереса «Удивление», «Хорошее настроение», «Внимание» и др. Упражнения на выражение основных эмоций: «Ваське стыдно», «Уходи!» и др.

        Учимся взаимодействовать друг с другом: «Обезьянки», «Больной мальчик», «Добрые родители» и др.

       Углубление представления о предполагаемых обстоятельствах.   

       Одиночные этюды «момент отчаяния»,«сосредоточенность», «маленький скульптор», «художник», «часовой». Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств: «летний дождь», «мелодии, которые звучат внутри нас»;дидактические игры: «узнай сказку», «пропой песню без слов»;этюды: «заколдованный ребенок», «Северный полюс», «Золушка», «Снегурочка», «Фея сна» и др.

         Упражнения на подражание поведению людей с различными характерами: «Обиженный ребенок», «Новая игрушка», «Вкусные конфеты», «Я с тобой не дружу», «Кто как ходит».

          Игры и упражнения на подражание различным животным

 -домашние животные: «Скотный двор», «Ласковый котенок», «Петька-забияка» и т.п.;

-дикие животные: «Звери в клетке», «Собака принюхивается».

Упражнения «Ожившие, игрушки», «Любопытный», «Отгадай предмет».

Упражнения «Золотые капельки», «Дотронься до радуги», «Море», «Во время грозы», «Прогулка по лесу» и др.

Выполнение упражнений на звукоподражание природе: «Теплый дождь»,

«Сильный ветер», д/и «Облака», голосам птиц и насекомых: «Летний вечер».

          Сочинение веселых историй, сказок на заданную тему: «Я в волшебном лесу», «Слово за слово», «Ковер-самолет».

              В целях развития мимики и жеста: «Расскажи стихи руками».

        - Развитие зрительного и слухового внимания и сенсорных умений: упражнения «Повтори походку», «Кто стучится в дверь ко мне», «Хлопки» и т.д.

     -Формирование навыков творческого воображения через упражнения: «На что похоже мое настроение», «Музей восковых фигур», «Обезьянки», «Кто во что одет», «Послушаем тишину», «Что происходит за окном», «Изобрази предмет», «Узнай меня» и др.

Элементы актерского мастерства. Формирование навыков творческой мобилизации через: упражнения на развитие зрительного внимания: «повтори походку», «воробей», «кто во что одет», «обезьянки» и т.д.; упражнения на развитие слухового внимания: «кто прошел», «хлопки», «узнай товарища» и т.д.

          Развитие фантазии, творческого воображения на основе знакомства с окружающим миром, формирование навыков творческого мастерства
через д/и: «тропинка», «дотронься до радуги», «прогоним грусть»; этюды
«любящие родители», «маме улыбаемся», «на берегу моря», «остров
плакс», «золотые капельки», «собака принюхивается» и т.д.; творческие
задания: «Представь себя дождем...», «Представь, что ты...».

         Выполнение упражнений и творческих заданий на ПФД использованием элементарных двигательно-музыкальных навыков.

Парные этюды. Формирование представления о сценическом общении как взаимодействии с партнером: выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу   действия: «Змей-Горыныч», «Два клоуна», «Уходи!», «Не дам!» и т.д.; музыкальные диалоги в пластике: «Артисты пантомимы», «Дотронься до счастья»;сочинение диалогов по портретным характеристикам героев; этюды: «добрый мальчик», «доктор Зай», «вежливый ребенок» и т.д.

Массовые этюды. Понятие о сценических планах: двух- и трехплановые композиции на темы: «негаданная радость», «золотые капельки», «на прогулке» и др.; мизансцены толпы (шахматный порядок, ритм движений).

Сочинение и исполнение этюдов на заданную тему: «В лесу», «На планете счастья», «На необитаемом острове» и др. Итоговое занятие: показ массовых этюдов.                           

 Раздел 4-й. Самостоятельная театральная деятельность.

        Театрализованная игра: Развитие творческого воображения  и самовыражения детей в мини-сценках: «Полянка», «Хомка-хомячок», «Ровным кругом» и др. Чтение стихов, рассказывание сказок и историй. Драматизация в предметном окружении.

                 Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.   Упражнения и игры на выражение внимания, сосредоточенности, интереса: «удивление», «хорошее настроение», «сосредоточенность» и др.

        Упражнения на выражение основных эмоций: «Северный полюс», «гроза»,  «провинившийся»,  «стыдно»,  «не покажу!»,  «соленый чай»  и др.

        Учимся сотрудничать друг с другом (парные этюды): «тропинка», «проведи слепого», «добрый мальчик», «друг заболел».

      . Творческие задания: «Покажи походку...», «Когда я стану взрослым...», «фокусник», «командир»; упражнения: «мама на работе», «походки»; разыгрывание ситуаций: «вечер в семье», «праздник в семье», рисунок «Моя семья

          Развитие творческого воображения в упражнениях: «Представь себя животным», «ласковые родители», «кормим зверей», «опиши животное»; подвижные игры: «город зверей», «птичий двор»; сочинение истории «самое необыкновенное животное».

          Развитие мимики,  жеста, пластики в упражнениях : «Угадай, кто я», «Котенок заболел», «спаси утопающего», «Лисичка подслушивает», «Пляшут лапки» и др.

          Выражение основных эмоций в упражнениях: «ой-ой, живот болит», «смелый заяц», «Ваське стыдно», «жадный пес» ,.сюжетно-ролевая игра «Звери в клетке».

          Развитие творческого самовыражения детей в сюжетно-ролевых играх: « у нас дома», «в магазине игрушек», «на празднике», «в гостях у Айболита», «за цветами в зимний лес» и др.

         Участие в конкурсах, концертах, постановках.

 Раздел 5-й. Мир твоей души.                           I

Развитие и совершенствование у детей качеств и добродетелей на театральных занятиях.

Знакомство с окружающим миром:

(семья, мир живой природы; братья  меньшие).

           Беседы: «Моя семья», «Город», «Родные просторы». Д/и «Прогоним  грусть!», д/и «Тропинка», д/и «Дотронься до радуги».

         Конкурсы рисунков: «самая лучшая семья»;  «дотронемся до радуги и звезд».   Творческие задания:  «представь себя дождем», «Изобрази походки и прыжки животных».  Ролевая гимнастика у зеркала «Представь, что ты ...»

Этюды: «Любящие родители», «Маме улыбаемся», «Ключ нашелся», «Негаданная радость», «Момент отчаяния». «Провинившийся», «Стыдно», «На берегу моря», «Остров плакс», «Игра с камушками», «Золотые капельки», «После дождя», «Звери в клетке». «Собака принюхивается», «Смелый заяц».

«Труд земной»

(знакомство детей с профессиями).

Беседа «Мир профессий».Творческое задание «Представь, что ты...».

Конкурс рисунка «Когда я буду взрослым...». Этюды: «Сосредоточенность», «Два клоуна», «Маленький скульптор», «Художник», «Часовой».

«Труд души»

(слово, сказка, песня, праздник, книга).

Д/и «Узнай сказку», д/и «Мелодии, которые звучат внутри нас», д/и «На что похоже мое настроение». Творческое задание «Пропой песню без слов».

Рисунок «Моя любимая сказка». Этюды: «Заколдованный ребенок», «Фея сна», «Северный полюс», «Золушка», «Змей-Горыныч», «Котята».

Развитие воображения,

Д/у «Мое воображение». Рисунок «Что живет в моем воображении».

Чудо улыбки.

Беседа «Чудо улыбки». Д/и«Поделись улыбкою своей».

Рисунок «В стране улыбок». Этюды: «Два клоуна»,«Снегурочка».

Доброта.

          Д/и «Давайте познакомимся», «Поделись добротой».Рисунок «Портрет Доброты». Беседа «Доброта».Этюды: «Добрый мальчик», «Дотронься до счастья», «Вежливый ребенок».

Радость.

          Беседа «Что такое радость». Рисунок «Когда я радуюсь».Этюды на выражение удовольствия. «Негаданная радость», «Золотые капельки». «Танец  счастливых рук».

Счастье.

           Беседа «Разговор о счастье».Д/и «Дотронемся до счастья». Рисунок «Портрет счастья», «Планета счастья».,. Этюды: «Золотые капельки». «Веселое облако», «Новая игрушка».

Сила добра.

Беседа «Сила добра». Д/и «Поделись добротой», «Уроки доброй феи», «Сокровища сердца», «Планета доброты». Рисунок «Цветок щедрости».

Этюды: «Мороженое», «Честный водитель», «Добрый мальчик».

Милосердие, сострадание.

(Служение людям.)

Беседа, рисунок «Цветок милосердия», д/и «Жажда», «Проведи слепого», д/у «Поводырь». В группе - «День служения друг другу».

Этюды: «Внимательный мальчик», «Посещение больного», «Любящий сын», «Дети спасены», «Сочувствие».

Чудо улыбки.

Беседа «Улыбка, полная тайны». Д/и «Улыбка в подарок», «Давайте познакомимся». Рисунок «Планета улыбки». Этюд «Жар-птица».

Страдание, испытание.

Беседа. Рисунок «Портрет страдания».

Этюды: «Момент отчаяния», «Ночные звуки», «Грязная» бумага», «Остров плакс», «Соленый чай» и др.

Благородство.

Беседа.Рисунок «Цветок благородства».

Этюды: «Честный шофер», «Мороженое», «Так будет справедливо», «Просто старушка».

Гордость.

Беседа «Гордый человек».

Этюды: «Командир», «Битва», «Я - грозный боец», «Правильное решение».

Радость труда.

Беседа.Д/и «Отгадай профессию», д/у «Мастерство».

Этюды: «Сосредоточенность», «Маленький скульптор», «Часовой», «Художник».

Свет дружбы, уважение к людям.

Беседы: «Правило дружбы», «Мой друг».Д/и «Давай дружить», «Тайный друг». Рисунок «Свет дружбы», «Дерево уважения».

Этюды: «Встреча с другом», «Три подружки», «Уроки доброй феи», «Розовое слово «Привет»».

Любовь

            Беседа «Гимны любви»,д/и «Что мы любим», «Круг любви». Рисунок «Гимны любви».

Голос прекрасного, идеал красоты, счастье.

Беседа. Д/и «Колечко красоты». Рисунок «Мир красоты» или «Сад волшебных деревьев красоты». Д/и «Дотронемся до счастья». Рисунок «Птица, дерево или цветок счастья». Этюды: «Танец рук», «Поделись счастьем», «Дотронься до радуги», «Золотые капельки», «Жар-птица».

Судьба, характер.

            Д/у «Рисуем себя». Этюды: «Сердитая Маша», «Капитан», «Честный шофер», «Справедливый папа»,  «Эгоист», «Притвора», «Карабас-Барабас», «Два друга»,   «Вредное колечко». Беседа «Какой Я».

Учебно-тематический план

На 2015-2016 уч.год

1-й год обучения

№ п.п.

Наименование разделов и тем

1

РАЗДЕЛ 1. ДОРОГА В ТЕАТР

В театре.

Как создается спектакль

Театральные профессии

II

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИКА РЕЧИ

Развитие речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

Развитие интонационной выразительн.

РАЗДЕЛ 3.ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

 Навыки вхождения в образ

Ш

Развитие навыков перевоплощения,

Развитие творческого воображения и двигательной активности

Развитие мимики и жеста

Упражнения на выражение основных эмоций

Учимся взаимодействовать друг с другом:

РАЗДЕЛ4.Самостоятельная театральная деятельность

Разыгрывание мини-сценок на предлагаемые обстоятельства

Участие в конкурсах, концертах, постановках

                                                   

Учебно-тематический план

        

2-й год обучения

№ п.п.

Наименование разделов и тем

РАЗДЕЛ 1. ДОРОГА В ТЕАТР.

Истории про театр

Виды театров

Театральное мастерство.

Зритель в театре

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИКА РЕЧИ

Формирование навыков монологической и диалогической форм речи

Совершенствование навыков четкого произношения

РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Углубление представления о предполагаемых обстоятельствах  (одиночные этюды)

Формирование представления о сценическом общении как взаимодействии с партнером (парные этюды)

РАЗДЕЛ 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Разыгрывание этюдов на предлагаемые обстоятельства

Участие в конкурсах, концертах, постановках

РАЗДЕЛ 5. «МИР ТВОЕЙ ДУШИ»

Беседы  

Рисунки

Творческие задания

Учебно-тематический план

3-й год обучения

№ п.п.

Наименование разделов и тем

I

РАЗДЕЛ 1 ТЕХНИКА РЕЧИ

Совершенствование интонационно-выразительной и смысловой форм речи

Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний

 II

РАЗДЕЛ 2 ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Поиск выразительных средств для создания образа персонажа

Этюдный тренаж

Импровизации ( развитие творческой самостоятельности)

Работа    над   пьесой    и    создание   образа спектакля

III

РАЗДЕЛ 3 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Участие в конкурсах, концертах, постановках

РАЗДЕЛ 4  МИР ТВОЕЙ ДУШИ

Беседы  Рисунки

Творческие задания

ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов

  1. Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка.- М.:1996.
  2. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. – М.: 2007.
  3. Голубовский Б.Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М.: 2000.

4.     Деннисон П.  Гимнастика для развития умственных способностей.- М.: 1992.

5.   Завадский Ю.А. Об искусстве театра. – М.: 1995.

6.   Крамаренко О.К.  Театральная деятельность учащихся как средство формирования творческой активности. - М.: 2003.

7.   Крамаренко О.К.  Трудности и ошибки в работе руководителя театрального кружка в общеобразовательной школе и пути их преодоления.- М.: 2003.

8.   Крамаренко О.К.  Методические рекомендации учителям – руководителям театральных кружков.- М.: 2003.

9.   Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. – М.: 1984.

10.  Станиславский К.С.  Основы театрального искусства.- М.: 1992.

11. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М.: Просвещение,1995.

 12. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: 2001.

13.  Щепкин М.С.  Театр переживания.- М.: 1986.

14. . Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазо-

ренко.–М.:АРКТИ,1999.

для детей:

  1. Завязкин О.В. Играя, развиваем воображение - М.: ЗАО «БАО-Пресс», 2005.
  2. Завязкин О.В. Играя, развиваем память - М.: ЗАО «БАО-Пресс» , 2005.
  3. 3.Савина Е.Г.  Театральные ступеньки.- Екатеринбург:1999.

Ресурсы сети Интернет:

1. . «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва /

Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.

ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva 

2. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетне-

го курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» /

Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.

ru/node/7051

3«Работа актёра над собой». К.С. Станиславский /

Энциклопедия «Кр угосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.

ru/node/7380


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Театр для детей"

Искусство театра представляет собой   синтетический синтез музыки,живописи,риторики,актерского мастерства....

Парциальная программа "Театр и дети"

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет( второе полугодие второй младшей группы, средняя, старшая и подготовительная группы)....

Программа "Театр-творчество-дети"

Программа театральной студии...

Программа "Театр и дети"

Программа для воспитателей...

Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.

Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...

Дополнительная общеразвивающая программа «Театр ног» для детей 5-6 лет

Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно направленности, так как ориентирована на коллективное искусство. Дети приобретают опыт вза­имодействия с бол...