Парциальная программа "Театр и дети"
рабочая программа ( группа) по теме

Голендухина Лариса Владимировна

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет( второе полугодие второй младшей группы, средняя, старшая и подготовительная группы). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №1» города Сосновоборска

 

Рассмотрено на заседании методического совета.

Протокол №     от

Утверждено педагогическим советом.

Протокол №1 от 02.09.2015 г.

        

ПАРЦИАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ТЕАТР И ДЕТИ»

Составители:

старший воспитатель

Тимофеева Е.А.,

воспитатель

Голендухина Л.В.

Сосновоборск, 2015

Содержание Программы.

Стр.

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка ………………………………..

3

  1. Цели и задачи …………………………………………..

4

  1. Планируемые результаты ……………………………..

4

  1. Содержательный раздел

  1. Описание образовательной деятельности по направлениям …………………………………………..

6

  1. Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ………………………………………….

7

  1. Организационный раздел

  1. Материально-техническое обеспечение………………

7

  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания ………………………………..

8

  1. Особенности организации образовательной  деятельности ……………………………………………

9

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на правлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет( второе полугодие второй младшей группы, средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.  

  1. Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно го освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

1.2. Планируемые результаты

Вторая младшая группа

 Имеют представления о пальчиковом, настольном, магнитном театрах.

Умеют импровизировать с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах.

Умеют интонационно проговаривать тексты, передавать эмоциональный настрой, мимическую выразительность, имеют навыки имитации.

Средняя группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужны ми интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

 Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае, методика проведения диагностики см. положение 1.

  1. Содержательный раздел.

2.1.  Описание образовательной деятельности по направлениям

Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

Результатом работы являются спектакли, театрализованные праздники, фестивали, в которых принимают участие все без исключения воспитанники вне зависимости от уровня их подготовки.

Тематическое планирование образовательной деятельности по направлениям и по возрастам представлено в Приложении.

2.2. Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

- совместное посещение кукольных представлений в театрах города,

- просматривание телепередач с участием кукольных персонажей,

-совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование) на тему «Театр и куклы»,

-организация домашних кукольных представлений.

3. Организационный раздел.

3.1. Материально-техническое обеспечение.

Организация уголка театрализованной деятельности.

В группах детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений, спектаклей.

В уголке располагаются:

-различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;

-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты.

В литературном уголке хранятся книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей, имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы; издания с адиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и другими игровыми формами.

Примерное содержание театрального уголка в группе:

1.Настольны театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Взрослые костюмы для спектаклей.

11.Элементы костюмов для детей и взрослых.

12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

13.Ширма для кукольного театра.

14.Музыкальный центр, видеоаппаратура

15.Медиотека (аудио- и CD диски).

16.Декорации к спектаклям

17. Методическая литература

  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

За  основу рабочей программы по театрализованной деятельности взята программа Н.Ф.Сорокиной «Театр - творчество - дети», использована методика проведения занятий в театральной студии А.В.Щеткина «Театрализованная деятельность в детском саду».

Так же педагогам рекомендуется использование следующей методической литературы:

  1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.- М., 2009.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  3. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. М., 2010.
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  8. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии М., 2009.
  9. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград. 2008.
  10. Власенко О.П. Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет.  Волгоград. 2009.

  1.  Особенности организации образовательной  деятельности

Формы организации:

-совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;

-самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;

-мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, привлечение главной куклы –Петрушки в решение познавательных задач.

В младшей группе образовательная деятельность организуется так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает педагог. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. Педагог расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Выделяют ступени:

-игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц;

-игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя;

-игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей;

-игра-импровизация под музыку;

-бессловесная игра –импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток;

-игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов;

-ролевой диалог героев сказок;

-инсценирование фрагментов сказок о животных;

-игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.

  У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, плоскостного на фланеграфе, пальчикового. Процесс освоения включает мини- постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок.

В средней группе ребенок постепенно переходит:

-от игры «для себя», к игре, ориентированной на зрителя;

-игры в которой главное-сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

-игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные»)роли, к игре в группе из пяти –семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

-создание в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными – драматизировать произведения с небольшим количеством действий.

В старшей группе ребенок постепенно переходит:

-от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре – контаминации, подразумевающей свободное построение сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией или соединяются несколько произведений;

-игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

-игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных особенностей и интересов.

В подготовительной к школе группе у детей игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Программа предполагает организацию совместной деятельности взрослого и детей один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность  такого взаимодействия  по возрастным группам: не более 15 мин во второй младшей группе, не более 20 мин в средней группе, не более 25 мин в старшей группе, не более 30 мин в подготовительной группе. Планирование образовательной деятельности по программе в приложении.

В конце учебного года планируется общий для всех возрастных групп  фестиваль театральных постановок «Театральная карусель»

Приложение.

Планирование  

образовательной деятельности по программе.

 



Предварительный просмотр:

Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.

                                                                             

Перспективное планирование по театральной деятельности младший возраст

Месяц

Неделя


Тема

(Вид деятельности)


Задачи


Игровые

Упражнения

сентябрь

1 неделя

«Давайте познакомимся»


(знакомство детей с театром)

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

 Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.

Игра «Назови своё имя ласково»

2 неделя

«Мы играем и поем»


(культура и техника речи)

учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Игра «Назови соседа ласково»

3 неделя

«Мешок с сюрпризом»


(обыгрывание персонажей)

формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Игра «Театральная разминка»

4 неделя

«Загудел паровоз»


(игровая ситуация)

развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре;

Игра «Путешествие»

октябрь

1 неделя

« Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки».


(обыгрывание эпизода)

учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Подвижная игра

«Курочка и цып-лята»

2 неделя

«Курочка ряба»


(театр мягкой игрушки)

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека;

Игры на выразительность жестов и мимики.

«Вышла курочка гулять»

3 неделя

«Волшебная корзина»


(игровая ситуация)

продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Имитационные упражнения «Изобрази героя»

4неделя

        

«Поле чудес»


(беседа-импровизация)

развивать творческие способности детей; учить интонационно, выразительно проговаривать фразы.

Артикуляционная гимнастика«Часики»

ноябрь

1 неделя

«Выросла репка большая-пребольшая»


(рассказ с использованием иллюстраций к русской народной сказке «Репка»)

учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.

Игра «Театральная разминка»

2 неделя

«Тянут-потянут—вытянуть не могут»


(обыгрывание эпизода)

развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Игра на пластику

«Море волнуеся»

3 неделя

«К дедушке все прибегали,

тянуть репку помогали»


(инсценировка с использованием элементов костюмов)

развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Имитационные упражнения «Изобрази героя)

4неделя

«Репка»


(театра на ковролине)

развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интонационно, выразительно проговаривать фразы.

Артикуляционная гимнастика«Часики»

декабрь

1 неделя

Встали детки в кружок – закружились как снежок”.


(импровизация на тему «Зимний лес»)

продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

Этюд-упражнение

«Как воет ветер»

2 неделя

«Я от бабушки ушёл….»



(рассказывание сказки с использованием иллюстраций)

познакомить детей со сказкой “Колобок”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Игра «Подскажи словечко»

3 неделя

«Я тебе песенку спою!»


(обыгрывание эпизода)


побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

4неделя

«Колобок»


(театр резиновой игрушки)

развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Упражнения на развитие мимики «Грустный и весёлый»

Январь

1 неделя

«Наши уточки с утра»


(свободная импровизация)

учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

Игра-имитация «Птичий двор»

2 неделя

«Бабыз» «Мoe годо»


(обыгрывание персонажей)

развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

Игра на развитие моторики рук «Моя семья»

февраль

1 неделя

«Маша и медведь»


(рассказ с использованием иллюстраций)

учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения;

Игра « Да-нет»

2 неделя

«Высоко сижу, далеко гляжу!»


(ориентировка в пространстве)

воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

Ролевая гимнастика у зеркала «Попробуй как я»

3 неделя

«Здравствуй бабушка, здравствуй дедушка!»


(обыгрывание персонажей)


вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

Игра «Придумай весёлый диалог» Игра «Придумай весёлый диалог»

4неделя

«Маша и медведь»


(театр би-ба-бо)

поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Игра «Что изминилось?»

март

1 неделя


Весна пришла!”


(беседа-импровизация)

учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Песенка-игра

« Пряники для мамочки»

2 неделя

«Стоит в поле теремок, теремок»

(рассказ с использованием иллюстраций)

вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

Игра «Дружок»

3 неделя

«Кто в теремочке живёт?»


(обыгрывание эпизода)

развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

Игра в спектакль по выбору детей.

4 неделя

«Теремок»


(настольного театра,)

развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя:

Развитие моторики

«Повернись, покажись»

апрель

1 не деля

« В гостях у сказки»


(обыгрывание персонажей)

воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.

Артикуляционные упражнения «Маляр», «Пузыри»

2 неделя

«Волк и козлята»

(рассказ с использованием иллюстраций)

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека;

Игра « Дружные ребята»

3 неделя

К нам гости пришли!”

(обыгрывание сюжета)

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Игра «Чей голос?»

4неделя

«Кот,петух и лиса»

(театр масок)

учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат.

Игра «Потерялись»

май

1 неделя

«Уасаг» «Гогыз»


(обыгрывание сюжета)

формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Игра «Кто как кричит»

2 неделя

Зайка серенький сидит!”.

(чтение потешки с использованием иллюстраций)

развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору; развивать двигательную активность детей.

Развиваем внимание

«Кто лишний?»

3 неделя

Лисичка- рыжая сестричка”

(импровизация сюжетов)

стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

Игра-песенка «Ладушки»

4 неделя

«Лиса и заяц»


(театр на перчатке)

учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя:

Игра « Кто такой?»

Перспективное  планирование по театрализованной деятельности в средней группе

                                сентябрь

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

      Знакомство

Вызвать интерес к театрализован-ной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.

Знакомство с новыми детьми.

Игра «Назови свое имя»

Игра «Радио»

Мяч, музыкальный центр,

2

Мир театра

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Беседа с детьми «Что такое театр».

Ряженье в костюмы.

Игра «Измени голос».

Хоровод-игра «Мышки на лугу»

Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски

3

Музыка осени

Познакомить  детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

«Выразительное движение». Игровые упражнения.

Игра – импровизация «Листочки в саду».

Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс»

Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,

осенние листочки

4

Наш богатый урожай

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

«Язык жестов».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Отгадывание загадок.

 Инсценировка «Мышка - норушка».

Хороводная игра «Огород у нас хорош».

Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.

октябрь

О

октябрь

ОКТЯБРЬ

               Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

октябрь

5

Бабушка

Забава

Вовлечь детей в  сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Игры с бабушкой Забавой.

 Игры и упражнения: «Диктор»,

 «Изобрази героя».

Ширма, театральная кукла  «Бабушка»

6

В гостях у

Сказки

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

«Колобок – колючий бок».

 Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

 Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Настольный театр, иллюстрации к сказке.

7

В гостях у

сказки

Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки

 «Колобок – колючий бок».

 Рассматривание костюмов.

Ряженье в костюмы.

Отгадывание загадок.

Маски героев по сказке, костюмы

8

Колобок-

Колючий бок

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Драматизация сказки

« Колобок – колючий бок».

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

                                                                НОЯБРЬ

Занятие  

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Наша дружба

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

 Игра « Скажи о друге ласковое слово».

Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.

2

Если с другом вышел в путь.

Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи

образа с помощью мимики и жестов.

Зеркало, музыкальное сопровождение   /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.

3

Все мы делим пополам.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Рассказывание детьми сказки

«Лучшие друзья».

 Музыкально-ритмическая композиция

 «Все мы делим пополам».

Маски зверей, музыкальное сопровождение.

4

Лучшие друзья

Развивать творческие способности.

Постановка сказки для детей детского сада.

Подготовка и драматизация сказки

 «Лучшие друзья».

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение

   

                                                               ДЕКАБРЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Игра «Что я умею».

 Чтение стихотворения Б.Заходера

«Вот как я умею».

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Мяч,  мягкие игрушки щенок и козленок.

2

Страна воображения

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания:

 «Ковер-самолет»,

«Давайте потанцуем».

Музыкальное сопровождение.

3

Наше настроение

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Этюды на выражение основных эмоций:

 «Чуть-чуть грустно»,

«Курица с цыплятами»,

«Гусь».

Иллюстрации  к основным эмоциям.

4

Играем в театр

Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;

Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих

развитию памяти,

внимания, воображения.

«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.

.

                                                                 ЯНВАРЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Лесная сказка

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета.

Знакомство с содержанием  музыкальной сказки «Три медведя».

 Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.

Фланелеграф, иллюстрации к сказке.

2

Лесные жители

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Игровые упражнения, передающие образы

 героев сказки /зайчики, лисички,

 медведи, подружки/.

Выбор костюмов к сказке.

Маски зверей, костюмы.

3

Музыка в сказке

Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.

Разучивание музыкальных номеров

 /хоровод подружек, песня Машеньки,

общий танец/.

Музыкальное сопровождение.

4

Три медведя

Учить  эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности.

Подготовка и драматизация сказки

 «Три медведя».

Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.

.

ФЕВРАЛЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Храбрый петух

Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

Знакомство с кукольным театром.

 Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр  сказки «Храбрый петух».

Ширма, куклы бибабо к сказке.

2

Наступили холода

Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.

Игра – разминка «Холодок».

Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,

игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».

Этюд – упражнение «Как воет ветер».

Декорация  зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.

3

Музыкальное путешествие

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Музыкально-ритмические композиции

 «Веселые путешественники»,

 «Разноцветная игра».

Музыкальное сопровождение

4

Веселые этюды

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игра «Ай, дили, дили.»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

Игрушки:  лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра

                                                                    МАРТ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Добрые слова

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Чтение стихотворения «Добрые слова».

 Игра « Назови вежливое слово».

 Музыкально-ритмическая композиция

«Если добрый ты».

«Волшебная дверь».

Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.

2

Домашние любимцы

Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Рассказывание сказки В.Сутеева

 «Кто сказал «мяу»?

 Пантомимическая игра

«Угадай, кого покажу».

Настольный театр, маски зверей по сказке.

3

Мой щенок

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

 «Угадай, кого встретил щенок?»

Маски –шапочки зверей.

4

Кто сказал мяу?

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Подготовка к драматизации.

 Драматизация сказки

«Кто сказал «мяу»?

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.

                                                                АПРЕЛЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Весенний дождь

Порадовать детей,  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

Игра  «Дождливо - солнечно».

Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра  «Цветочный вальс».

Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.

2

Выйдем мы в лесок

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.

Загадки по сказке.

 Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

 Игра «Узнай, кто попросился под грибок».

Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.

3

Пойми меня

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Игра-имитация «Пойми меня».

 Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Заключительная пляска.

Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».

Музыкальное сопровождение в записи.

4

Под грибком

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при  публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Драматизация сказки В.Сутеева

 « Под грибом».

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

МАЙ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы

Итоговое занятие.

Драматизация сказок по желанию детей.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

Перспективное планирование по театрализованной деятельности в старшей группе

СЕНТЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Кончилось лето

Собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре.

Первое занятие в новом учебном году.

  Беседа о театре.

 Игра «Назови свое имя ласково.

 Назови ласково соседа».

 Игра – спектакль «Колобок»

Небольшой мяч, волшебный мешочек, настольный театр, маски к сказке .

2

Знакомые сказки

Вызвать положительный настрой на

театрализованную игру; познакомить с понятием «Пантомима»; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.

Игры: «Театральная разминка»,

 «К нам гости пришли».

 Творческая игра «Угадай сказку:

Репка или Колобок».

Музыкальное сопровождение, Фланелеграф и картинки для сказок, шапочки для героев сказок.

3

Приключение глупых лягушат

Дать интонационно-образное представление о новой сказке; побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительно двигаться, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

 «Приключение глупых лягушат».

 Беседа по содержанию сказки.

 Вопросы.

Иллюстрации к сказке, маски героев сказки.

4

Уборка леса.

Порадовать детей; Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; учить четко произносить слова.

Имитационные упражнения, характеризующие героев сказки.

Игра-разминка «Уборка леса»;

упражнения на выразительность интонации. Игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю?»

Музыкальное сопровождение, лопата, скатерть, костюм Лесовичка, веник, сервировка для чая.

ОКТЯБРЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Веселый хоровод

Побуждать к импровизации; создать эмоционально положительный настрой на сказку; развивать отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей.

Игра «Узнай героя сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

Разучивание музыкальных номеров к сказке./Танец лягушат, хоровод цветов/

Музыкальное сопровождение, шапочки героев сказки.

2

Лесные сказки

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет.

Рассказывание сказки детьми.

 Подбор костюмов к сказке.

Упражнения на выразительность

движений и мимики.

Двигательная импровизация «Летел листочек»

Атрибуты  для выбора костюма, маски героев сказки, осенние листочки

3

Овощной базар

Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетно-ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.

Игра «Продавцы – покупатели»,

хороводная игра «Веселый хоровод».

Инсценировка песни « Урожай собирай».

Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки.

3

В гости к сказке.

Приобщить детей к драматизации; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию

Драматизация сказки

 «Приключения глупых лягушат».

Декорации к сказке, костюмы и маски героев сказки, музыкальное сопровождение.

НОЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Игра в спектакль

Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности; знакомить с различными видами театра.

Неделя театра. Беседы с детьми о разных

видах театра. Драматизация детьми средней, старшей и подготовительной групп сказок, подготовленных  совместно с воспитателем

 для детей своего детского сада и гостей.

 Игра «Как стать сказочником».

Декорации к сказкам, костюмы и маски, волшебная книга.

2

Теремок

Учить средствами  мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Пересказ сказки В.Бианки «Теремок»

 детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки.

 Игра « Угадай героя».

Драматизация сказки.

Иллюстрации к сказке, шапочки героев, музыкальное сопровождение.

3

«Игрушки»

Агнии Барто

Развивать  творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Знакомство с понятием «Интонация».

 Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.

 Выразительное чтение стихов А.Барто.

Книги с иллюстрациями А.Барто.

Игрушки.

4

Веселое путешествие

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок

Учимся четко говорить. Введение понятия «Скороговорка».

Игра-упражнение «Едем на паровозе». Физкультминутка «Буратино».

 Музыкально-ритмическая композиция

 «Песенка о разных языках».

Музыкальное сопровождение, игрушечный паровозик, голоса птиц в записи.

ДЕКАБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Веселые стихи

Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам.

Придумывание рифмующихся слов. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».

Физкультминутка «Бабочка».

 «Веселые стихи».

Мяч, птица Говорун, музыкальное сопровождение.

2

Двенадцать месяцев

Познакомить детей с зимней сказкой; учить вступать в диалог; обсуждать характеры героев сказки, пробудить эмоциональный отклик у детей.

Знакомство со сказкой

 «Двенадцать месяцев».

 Рассматривание иллюстраций.

Беседа по содержанию сказки.

Иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение.

3

Зимняя

сказка

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;  совершенствовать выразительность движений; развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него.

Характеристика персонажей сказки.

 Слушание сказки с музыкальными

фрагментами. Пантомимические и интонационные упражнения.

Музыкальные произведения к сказке.

4

Ставим спектакль.

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Драматизация сказки

 « Двенадцать месяцев».

Декорация к сказке, костюмы героев.

ЯНВАРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Прогулка с куклами.

Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.

Сценка «Мастерица».

Разминка « Игра с куклами».

Катание на саночках.

Этюд «Получился Снеговик».

Музыкально-ритмическая композиция «Снежная баба».

Одежда, санки для кукол, игрушка Снеговик

2

Сказки из сундучка.

Познакомить детей с новой сказкой; закреплять умение слушать сказку внимательно; побуждать желание обыгрывать  сказку в пластических этюдах

  «Сказка о том, как лисенок ждал зиму». Беседа по содержанию.

 Пантомимическая игра «Узнай героя». Этюды на выразительность пластики и эмоций.

Сундучок сказок, костюм сказочницы.

3

Приключения в лесу.

Побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текст.

  «Сказка о том, как лисенок ждал зиму».

Игра «Кто в домике живет?»

Хоровод « С нами пляшут звери».

Декорации к сказке, куклы и мягкие игрушки для театра, шапочки для подвижной игры.

4

Такие разные эмоции.

Познакомить с понятия «Эмоция». Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость  и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и  изображать соответствующую эмоцию у себя на лице.

Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию».

Этюды на изображение этих эмоций.

Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию».

 Упражнения на различные эмоции. Игра «Испорченный телефон»

Пиктограммы, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

В гостях у бабушки.

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации.

Игра «Дружок». Этюд «Курочка, цыплята и петушок»

Знакомство с музыкальной сказкой

«Курочка Ряба». Обсуждение особенностей

в исполнении характеров  героев.

Выбор костюмов к сказке.

Декорации деревенского дома, игрушки: курочка, петушок, цыплята, щенок, козочка.

2

Сундучок, откройся.

Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.

Слушание музыки к сказке. Разучивание музыкальных номеров. /Выход Деда, Бабы, Курочки Рябы,  Мышки. Выразительное исполнение своих ролей.

Музыкальное сопровождение, костюмы героев сказки, маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки.

3

Такое разное настроение.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Игровое занятие. Разучивание заключительного танца. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./

Отгадывание загадок.

 Упражнения у зеркала

«Изобрази настроение».

Музыкальное сопровождение, картинки изображающие различное настроение, зеркало.

4

Спешим на представление.

Вызвать у детей эмоциональный

настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями.

Драматизация музыкальной сказки

 «Курочка Ряба».

Декорации к сказке, костюмы, маски.

МАРТ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Дружные ребята

Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу.); совершенствовать умение логично излагать свои мысли.

Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Рассказ из личного опыта.

Чтение стихов о дружбе.

 Музыкально-ритмическая композиция

«Как положено друзьям».

Иллюстрации на тему «Дружба», музыкальное сопровождение,

2

Любимые сказки.

Развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи кукольного  и настольного театров; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально-положительный настрой на сказку.

Беседа о любимых сказках.

 Игра-загадка «Зеркало».

Отгадывание загадок.

Игра «Отгадай сказку».

 Ряженье в костюмы.

Сказочные атрибуты, мягкие игрушки, настольный театр, шапочки героев сказок.

 3

 Муха-Цокотуха

Познакомить с музыкальной сказкой «Муха Цокотуха». Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха». Распределение ролей. Характеристика героев сказки.

 Игра «Угадай, кто потерял».

Пантомимические  упражнения к сказке.

Иллюстрации к сказке, предметы героев сказки, маски и шапочки.

 

4

Ярмарочная площадь

Вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклерное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки.

Разучивание музыкальной композиции

 к сказке -  «Ярмарка»,

 /танец ложкарей,

 хоровод с платками,

 танец коробейников/

Атрибуты для торговли товарами, ложки, платки, музыкальное сопровождение.

АПРЕЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Веселые затеи.

Совершенствовать умения детей

 выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев.

Пантомимическая игра «Изобрази героя».

 Творческая игра «Что такое сказка?».

Сцена « В гости к Мухе-Цокотухе».

Костюмы героев сказки, маски, шапочки, музыкальное сопровождение.

2

Танцуем круглый год.

Побуждать детей к двигательной  импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.

Игра «Сочини свой танец».

Игра «Огонь и лед».

Заключительная сцена сказки.

/ Свадебный марш,

 Веселая полька/.

Музыкальное сопровождение.

3

Кто стучится в нашу дверь?

Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки четкого и эмоционального

Чтения текста.

Игра «Кто в гости  пришел?».

Упражнения на выразительность голоса,

 мимики, жестов.

 Выбор костюмов к сказке.

Подготовка декорации.

Репетиция сказки «Муха-Цокотуха»

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение.

4

Веселое представление

Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике.

Драматизация музыкальной сказки

« Муха Цокотуха».

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты.

МАЙ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Веселые игры

Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство.

Итоговое занятие кружка:

«Веселые игры в стране «Театралии»».

Игровые задания:  «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие

Музыкальное сопровождение, маски животных.

Перспективное планирование по театрализованной деятельности   подготовительной группе

СЕНТЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Летние зарисовки.

Собрать детей вместе после летнего перерыва; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; развивать способность понимать собеседника.

Беседа «Летние впечатления».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Музакльно-ритмическая композиция

«В гостях у лета».

 Подвижные игры.

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч, чудесный мешочек.

2

Что такое театр?

Повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты, /упражнения к этим понятиям/; упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций.

Беседа «Что такое театр?».

 Рассматривание иллюстраций

 к теме «Театр».

Пантомимические загадки

и упражнения.

Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение.

3

Играем в профессии

Познакомить  детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить  особенности этих профессий.

Игра «Театральная разминка»,

Загадки о театральных профессиях,

Подвижные игры.

Творческие задания по теме занятия.

Волшебный цветок, музыкальное сопровождение, картинки с профессиями.

4

Веселые сочинялки

Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.

«Веселые сочинялки».

 Игры «Сочини предложение»,

 «Фраза по кругу».

Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем сидя».

Музыкальное сопровождение, мяч.

ОКТЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Сказки осени

Познакомить детей

 музыкальной сказкой «Осенняя история»; учить связно и логично передавать мысли, полно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Побуждать слушать музыку, передающую

образ героев сказки.

Музыкальная сказка «Осенняя история».

Беседа по содержанию.

Отгадывание загадок по сказке.

 Музыкальные зарисовки к сказке.

Музыкальное сопровождение, Фланелеграф.

2

Музыка ветра

Дать детям понятие, что музыка помогает лучше понять образ героев сказки; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Разучивание музыкальных номеров

/ танец Ветра и Листочков,

музыкальная композиция

«В мире животных».

Музыкальное сопровождение, осенние листочки, зонтики.

3

Осенний лес.

Порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками.

Работа с детьми над передачей

музыкального образа главных героев

 /Ежика, Белочки, Волка,

Медведя, Девочки/.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, шапочки героев, костюм осени.

 

4

Девочка в лесу

Упражнять детей в выразительном

исполнении характерных

особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители,  воспитатели и дети)

 изготовлению декораций к сказке.

Подготовка к сказке

 «Осенняя история»

Музыкальное сопровождение, костюмы к сказке,

Бумага, краски, ножницы и т.д.

НОЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Осенняя история

Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями; развивать  самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

Драматизация сказки

 «Осенняя История»

 для детей детского сада.

Декорации, костюмы и маски, музыкальное сопровождение.

2

Мыльные пузыри

Порадовать детей новым сказочным сюжетом; побуждать к двигательной импровизации; учить детей дышать правильно;

Игры и упражнения на

 развитие речевого дыхания

 и правильной артикуляции:

 «Мыльные пузыри»,

«Веселый  пятачок» и т.д.

Мыльные пузыри, картинки для сказки на фланелеграфе.

3

Вежливый зритель

Познакомить детей  с понятиями

«Зрительская культура»,

а так же сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.

Игра «Угадай!»,

Настольный театр «Хвостатый хвастунишка».

Альбом «Мир Театра».

Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр».

4

Наши фантазии

Учить детей передаче  музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать де-тей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.

Упражнения по ритмопластике.

.

Музыкальное произведение М. Глинки

 «Вальс Фантазия».

 

Музыкальное сопровождение.

ДЕКАБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Сказка зимнего леса.

Учить внимательно слушать сказку; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики  персонажам сказки;

Слушание русской народной сказки

 «Рукавичка». Рассматривание

иллюстраций к сказке.

Беседа по содержанию.

Иллюстрации к сказке «Рукавичка».

2

Зимовье зверей.

совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

познакомить  детей с музыкаль-ными номерами сказки; побуждать к двигательной активности;

Выразительное рассказывание сказки детьми.

Обсуждение характерных особенностей героев.

 Игра «Узнай героя сказки».

Музыкальные номера сказки.

Музыкальное сопровождение.

Маски и шапочки героев сказки.

3

Музыкальная карусель.

Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания

«Хоровод зверей».

Репетиция сказки «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

4

Рукавичка

Порадовать  детей, создать сказочную атмосферу .

Драматизация сказки

 «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

ЯНВАРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Чудесен мир театра.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.

Оформление альбома «Все о театре».

Рассматривание картинок, фотографий  с детскими спектаклями.

Выбор материала для альбома.

Альбов, фотографии и картинки по теме «Театр».

2

Карнавал животных

Развивать у детей творческое воображение и фантазию; совершенствовать умение выразительно передавать в танцевальных движениях музыкальный образ.

Упражнения на развитие творчества, воображения и фантазии.

 Игра «Снежинки»,

Музыкальная композиция Сен-Санс

 «Карнавал животных».

 Игра «Передай позу».

Музыкальное сопровождение.

3

Мастерская актера

Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.

Открытие  «Мастерской актера».

 Изготовление атрибутов к сказке (выбор сказки по желанию детей). Работа с костюмами. Выбор костюмов самостоятельно. Подготовка их к выступлению.

Костюмы, маски, краски, бумага и т.д.

4

У страха глаза велики

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость); продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Сказка «У страха глаза велики».

Беседа по сказке.

Изображение эмоций по сказке.

Рассказы детей из личного опыта.

Фланелеграф, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Дюймовочка

Познакомить  с музыкальной сказкой «Дюймовочка»; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других.

Музыкальная сказка «Дюймовочка». Слушание музыкальных номеров сказки. Обсуждение характерных особенностей героев. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказке.

2

Мир игры.

Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы,  продолжить работать над  развитием дикции.

Распределение ролей.

 Игровые упражнения для развития речи

«Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму».

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч.

3

 Музыкальная сказка

Способствовать обогащению эмоциональной сферы  детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение.

Работа над музыкальными образами

 героев сказки / Звездочета, Дюймовочки, Звездочек/.

Музыкальное сопровождение,

 

4

Давай поговорим.

Побуждать детей к совместной работе;  обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией

Веселые диалоги.

Упражнения на развитие

выразительной интонации.

Разучивание  танца «Звездочек и лягушек».

Музыкальное сопровождение, цветок.

МАРТ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Расскажи сказку.

Пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.

Рассказывание детьми сказки

«Дюймовочка» по ролям.

Маски героев сказки.

Куклы для настольного театра.

2

Мир природы

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

Разучивание танца Кувшинок,

 танца Мышек.

Индивидуальная работа

над ролью Дюймовочки

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

3

На полянке

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений

с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.

Сцена на поляне.

 /Бал Жуков и бабочек/.

.

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

4

Страна эльфов.

Совершенствовать исполнительское мастерство в эмоциональной передаче музыкального образа героев.

Заключительная сцена сказки.

«Вальс цветов»

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

АПРЕЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Музыкальный калейдоскоп

Соединить отдельные музыкальные номера в единое целое; работать вместе с детьми  над текстом и выразительным исполнением своих ролей.

Сказка «Дюймовочка».

Пантомимические  и интонационные упражнения.

«Голоса героев»

Музыкальное сопровождение, костюмы героев.

 2

Рисуем сказку.

Подготовить декорацию, костюмы и атрибуты к сказке «Дюймовочка». Побуждать к совместной работе детей, родителей и воспитателей.

«Тюльпан», «Лесная полянка»,

 «Пруд», «Дворец эльфов»

Краски, цветная бумага, картон и т.д.

3

Репетируем сказку

Совершенствовать умение детей  драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Генеральная репетиция сказки

 «Дюймовочка».

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

4

Играем сказку

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку;  воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Драматизация музыкальной сказки «Дюймовочка»

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

МАЙ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Мой любимый театр

Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время  занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Итоговое занятие

 театрального кружка

 «Мой любимый театр».

Викторина по знакомым сказкам.

Драматизация любимой сказки

 ( по желанию детей).

Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки.

                                                                                                                             

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий к реализации парциальной программе ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ МаханевойМ.Д.,КнязевойО.Л.

Мною разработан материал для анализа знаний русских сказок,песенок,потешек; старинного русского быта....

Парциальная программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Парциальная программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Примерная парциальная программа для детей 3-7 лет по "Приобщению детей к народной культуре"

Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, свой родной край – задача особенно актуальная на современном этапе развития общества. Но она не может быть успешно решена...

Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» О.Л. Князева М.Д. Маханева Подготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ю.М. Лобановой  рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до ...