Доклад на тему «Развивающая среда в детском саду».
статья на тему

Андреева Эмилия Витальевна

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраств является игра. Исследователи Л.С.Выготский, Д.В. Эльконин, А.П.Усова, Н.Я. Михайленко отмечают, что игра является средством всестороннего развития личности ребенка(умственного, эстетического, нравственного, физического). В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 «Развивающая среда в детском саду».

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраств является игра. Исследователи Л.С.Выготский, Д.В. Эльконин, А.П.Усова, Н.Я. Михайленко отмечают, что игра является средством всестороннего развития личности ребенка(умственного, эстетического, нравственного, физического). В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Напомню, что психолог А.Н.Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представления об окружающем мире, их самодеятельным играм. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для игровой деятельности.

    Исходя из этого,  считаю необходимым отвести играм детей в детском саду значительное место в режиме дня.

    Условно выделяют два вида игр: сюжетно-ролевые творческие игры и игры с правилами.

В поле зрения воспитателей постоянно находится обновления предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого недостаточно чтобы дети играли. Различают следующие условия развития игры детей.

Использование в педагогическом процессе всего многообразия игр(сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, игры – экспериментирования, игры – фантазии, дидактические игры, развивающие, подвижные, спортивные); установление баланса между разными видами игр.

Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через разные источники информации:экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, прогулки, наблюдения, беседы, обсуждения событий, художественно-творческая деятельность.

    Особое значение должны придать построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры. Непременными компонентами этого пространства являются следующее:

  1. Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны. Это позволяет всем детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со всеми интересами и замыслами.
  2. Создание условий для индивидуальных подгрупповых и коллективных игр с тем, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
  3. Обеспечение условий изолированности между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда должна быть безопасной для его жизни и здоровья.
  4. Своевременное изменение предметно- игровой среды: внесение атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.
  5. Оптимальный отбор игр, игрушек и игрового оборудования по количеству и качеству.
  6. Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами, посредством легкотрансформируемых элементов.
  7. Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды: ее содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.

    Однако роль взрослого в игре детей не ограничивается своевременным изменением игровой среды. Важно его непосредственное участие в свободной игровой деятельности: побуждение детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач и реализации полученных впечатлений путем реализации приемов активизирующего обучения: игровых проблемных ситуаций, подсказывающих ситуаций, проблемных вопросов, участия в игре с принятием главной или второстепенной роли, разрешения конфликтной ситуации и др.

    Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение(мебель, ширмы, атрибуты для ролевых игр, предметы заместители, дидактические игры и игрушки) дающие опыт разнообразного использования объекта.

В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стоять помимо игрушек, предметы-заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.

В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы.

     Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен руководить игрой из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется. В исследованиях Н.Н.Подъякова отмечается, что подсказка взрослого в виде проблемной ситуации дает детям возможность активного поиска решения игровых проблем. Н а игровых порах используются прямые инструкции. Более в старшем возрасте проблемные ситуации постепенно усложняются, решаются с использованием предметов-заместителей, воображаемых предметов.

Таким образом, необходимо использовать различные формы комплексного руководства игрой, создавая при этом необходимую игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения, показы и так далее.

    Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"

Доклад из личного опыта"Организация предметно - развивающей среды в детском саду"...

Презентация на тему "Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС ДО"

Построение игровой и развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО....

Презентация на тему: "Развивающая среда в детском саду"

В презентации показаны отдельные зоны, где дети могут проводить своё время...

Доклад на педсовете. Интерактивная предметно – развивающая среда в детском саду

Доклад на педсовете. Интерактивная предметно - развивающая среда в детском саду...

Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада

Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...

Доклад по теме: «Сотрудничество семьи и детского сада в организации предметно - развивающей среды»

Данный материал может быть использован воспитателями, специалистами, старшими воспитателями и т.д. Доклад и сопровождающие слайды созданы по всем правилам оформления выступления на методических объеди...

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».

Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...