Доклад на педсовете. Интерактивная предметно – развивающая среда в детском саду
статья

Комарова Лидия Антоновна

Доклад на педсовете. Интерактивная предметно - развивающая среда в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iteraktivnaya_predmetno_razv.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете.

Интерактивная предметно – развивающая среда в детском саду.

Воспитатель Комарова Л.А.

г. Ялуторовск, 2017г.

«Тот, кому удастся такую обстановку, где ребёнок будет как… «в раю» облегчит свой труд. В такой обстановке ребёнок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя и то природы. Е. Т. Тихеева».

Педагогическая общественность осознаёт необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада.

Между тем, не стоит забывать, что среда развития дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому современная среда. В первую очередь, современная среда, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между её социальной и предметной составляющими.

Психологи считают, что, среда является условием в процессе саморазвития личности ребёнка. С точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Под средой понимается вся окружающая ребёнка действительность, в условиях которой происходит его личностное и интеллектуальное развитие. Одно авторы исследуют развивающую среду с позиции «предметной среды», «предметного пространства», с учётом эргономических требований к жизнедеятельности, антропометрических, физиологических и психологических особенностей этой среды. Другие современные учёные понимают её совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определённую направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями её субъектов.

Однако предметно – развивающая среда чаще связывается с предметным пространством, отожествляющимся с игровой средой. Надо подчеркнуть, что О. А. Комаровой под предметно – игровой средой понимается организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, главным образом, игры, личностно – ориентированного взаимодействия.

В.В, Сабирзянова оценивает предметно – развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребёнку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно – развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создаётся педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Безусловно, организация приметно – развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.

Таким образом, приметно – развивающая среда – организованное пространство, способное обеспечить социально – культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребёнка.

 Развивающая среда детского сада обладает широким спектром функций:

Информационная функция – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

Не менее важное, значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным формам. В связи с этим наиболее важные задачи предметно – развивающей среды можно определить таким образом:

- предметным мир должен обеспечивать реализацию потребностей ребёнка в активной и разноплановой деятельности;

- предметно – пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребёнка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;

- среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта;

-  развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств;

- предметно – пространственная среда выступать условием расширения возможностей ребёнка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности.

Предметный мир детства – среда развития всех специфических его видов деятельности.

 Таким образом, организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребёнка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Очень активно в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, посредством предметно – развивающей среды групп и детского сада в целом. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми, в совместной с педагогом деятельности, что способствует реализации личностно – ориентированного подхода.

Благодаря этому, педагоги могут использовать несколько основных методических приёмов обыгрывания среды, которые имеют развивающий и обучающий эффект:

 - показ предмета и его название;

-  показ действий с предметами и их название;

- предоставление ребёнку свободы выбора действий и экспериментирование.

Следует рассмотреть их подробнее:

Показ предмета и его название – методический приём обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребёнка и взрослого. Используется для развития слухо – зрительного сосредоточения (через внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки).

Показ действий с предметами и их назначение – другой методический приём обучения в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребёнка и взрослого. В основе действия ребёнка с предметами лежит подражание взрослому. Действия с предметами путём подражания усваиваются в следующей последовательности:

- совместное выполнение действий ребёнка с взрослым (сопряжённое и сопряжённо - отражённое);

-отражённое выполнение действий ребёнком (по последовательному показу взрослого);

- выполнение действий ребёнком по пошаговому образцу взрослого;

- выполнение действий по памяти;

- самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции;

-  самостоятельное выполнение действий в свободной деятельности детей.

Экспериментирование в условиях представления свободы выбора как методический приём моделирует такие условия исследования, освоение и модификация предметно – развивающей среды, в которых ребёнок осознаёт проблемность ситуации. Ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (фактами) данной проблемной ситуации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта при изменении предметно – развивающей среды.

Интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания. Результат функционирования — это формирование у обучаемых качественно целостной системы знаний и умений.

С целью привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно – развивающей среды дома и детского сада оказался метод проектной деятельности, задачи которой заключаются в следующем:

- ввести детей в проблемную игровую ситуацию;

- способствовать мотивации детей с исследовательской деятельности;

- активизировать познавательный процесс;

- формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте.

Проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно – развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно – образовательный процесс с социальной жизнью и способствует формированию навыков исследовательской деятельности.

Вышеперечисленные методы делают предметно – развивающую среду непросто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребёнка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, и формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания с освоением специфических: математической, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной – предметно – развивающих сред. Всё это позволяет выйти на более качественный уровень образования, способствует раскрытию предпосылок творческого потенциала детей.