Опыт работы «Использование лэпбуков в организации работы с детьми с ОНР»
материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

       Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

       Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.       

         Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

    В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

    Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали  изучать и применять в своей работе, является  новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8  

поселка городского типа Черноморского муниципальное образование Северский район

Опыт работы

«Использование лэпбуков в организации работы с детьми с ОНР»

воспитателя группы компенсирующей направленности Костюк В.И.

Опыт работы

«Использование лэпбуков в организации работы с детьми с ОНР»

 «Не давите на ребенка,
а ставьте пред ним такие задачи,
 которые он способен выполнить»
А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

       Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

       Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.        

         Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

    В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

    Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали  изучать и применять в своей работе, является  новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».

ПРОБЛЕМА.

В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения дошкольников («Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область).

Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Данные статистики речевого развития дошкольников свидетельствуют об увеличении количества детей, имеющих отклонения от нормы (особенно мальчики). Это усугубляется безынициативностью современных родителей к развитию речи своего ребёнка, перекладывающих эту ответственность на дошкольные учреждения. К тому же, практика работы с детьми младшего дошкольного возраста и требования ФГОС ДО мотивируют педагогов искать новые или по-новому сочетать традиционные приёмы и методы работы для успешного развития речи дошкольников.

Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого сензитивного периода – игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений стало использоваться новое дидактическое средство для развития речи – лэпбук.

ЦЕЛЬ ОПЫТА:

Оптимизация образовательного процесса познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование современной образовательной технологии «лэпбук».

ЗАДАЧИ ОПЫТА:

1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное и речевое развитие дошкольников с ОНР.

2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

3.  Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

4.  Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.

5.  Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала, и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ

     В группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи коррекционно-образовательный процесс выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие т.е. в конце каждой тематической недели  должен представляться  какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).  

      Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников с ОНР, и одной из эффективных, на мой взгляд, является -  тематическая папка - лэпбук.  При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку необходимо будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук хорошо подойдет как для занятий с группой детей, так и для индивидуальной работы. Лэпбук может быть использован у детей с разным уровнем речевого развития. Можно выбрать задания под силу каждому. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

 Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.                       В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада.

   Вот и начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.  Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.  Лэпбук интересен и полезен тем, что в нем содержится методический и практический материал, способствующий саморазвитию педагогов и повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.

Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Методика его создания перенята у американских педагогов и родителей, которые активно её используют при обучении детей на дому.

Работая с детьми младшего школьного возраста в условиях отсутствия финансирования дидактического и методического обеспечения со стороны государства, используем лэпбук как дидактическое средство для развития речи воспитанников, которое легко изготовить своими руками при небольших затратах. Преимущество его использования в работе с детьми 3–4 лет видим в следующем:

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;

- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;

- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.

Работу по созданию лэпбуков строим по-разному:

- готовлю сама и предъявляю детям как сюрприз, а затем активно с ним знакомимся, обсуждаем;

- предлагаю разработать лэпбук родителям совместно с детьми в рамках лексической темы недели, а затем вместе представить его остальным ребятам группы;

- лэпбук создаём в течение недели вместе с детьми по ходу реализации плана мероприятий в рамках лексической темы, а в конце недели рассматриваем и вспоминаем весь материал темы.

С точки зрения дидактики данная работа осуществляется нами с учётом основных дидактических и методических принципов (принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип обеспечения активной речевой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи) и способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.

Содержание лэпбуков подбираем с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи), расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.

Теперь эти яркие книжечки заняли своё почётное место в уголке тайн и загадок. Ребята не потеряли к ним интерес: берут, рассматривают, вновь выполняют задания (самостоятельно), активно общаются, делятся впечатлениями о совместной работе с родителями над её созданием.

Родители, которые попробовали создать лэпбук, высказывают желание и дальше «играть» с нами, создавая волшебные книги для ребят. Появились предложения и от других родителей, которые стали интересоваться планированием лексических тем на этот год.

Конечно, такая работа требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Д.А. Гатовская в своей статье очень точно сказала «Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов».

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.

Что такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.   

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук  обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А сдругой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

       В  условиях  модернизации  дошкольного  образования  требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования,  которые  представляют  собой  социальные  и  психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного  образования. В условиях модернизации дошкольного образования требования стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики  возможных  достижений ребёнка  на  этапе  завершения  уровня  дошкольного образования. Одним из итоговых результатов воспитания выпускника детского сада  является  овладение  ребенком  основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности  в  разных  видах  деятельности;  способность к самостоятельному выбору участников по совместной деятельности.

     В современных условиях модернизации системы образования основной линией  преобразований  стало  осуществление  индивидуализированного подхода к каждому ребенку.

   Особое  значение  в  контексте  решения  проблем  детей  дошкольного возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой  понимаем научно  обоснованную  систему  психолого-педагогических  мер, осуществляемых  с  учетом  потенциальных  возможностей  каждого дошкольника.

     Однако до сих пор определенные стереотипы образовательной практики не ориентируют специалистов на индивидуальный подход к ребенку и не пред-полагают  применение  индивидуализированных  развивающих  программ  в работе с дошкольниками.

      Основной  целью  педагогических  усилий  остается  создание определенного  объема  знаний,  умений  и  навыков,  приводящее  к выравниванию возможностей детей и применению одинаковых форм, методов и технологий педагогической работы с ними. Важной причиной такого положения является то, что на сегодняшний день фактически  не  существует  специальных  исследований,  определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к дошкольникам.

        При организации образовательного процесса в группе   столкнулись  с проблемой  взаимодействия  ребенка  со  сверстником:  дети  не  умеют включаться  в  совместную  деятельность:  принимать  общую  задачу, распределять  действия  между  собой,  проявлять  заинтересованность  к действиям  партнера.  Все  это  приводит  к  конфликтам,  разобщенности,  не

умению доводить дело до конца.  В  «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной  деятельности  взрослого  с  детьми,  которые  бы  соответствовали современному  дошкольному  образованию,  были  интересны  дошкольникам.

      Автор–разработчик программы «Радуга» Гризик Татьяна Ивановна, говорит, что чем больше в «багаже» педагога будет разнообразных современных форм работ с детьми, тем ярче, богаче и насыщеннее становится жизнь дошколят.

       На  первом  этапе  был  изучен  немногочисленный  опыт  работ отечественных  и  зарубежных  педагогов   по  данной  теме  с  использованием

интернет-ресурсов. При ознакомлении с очередным номером журнала  «Дошкольное  образование» заинтересовались незнакомой формой работы с детьми «лэпбук».    

    Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально  окрашено.  Как  же  сделать  так,  чтобы  пройденный  материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми  знаниями,  которые  получил  в  образовательной  деятельности  по определенной  теме,  чтобы  он  захотел  самостоятельно  расширить  свои горизонты по данному вопросу.

    Лэпбук  –  это  универсальное  пособие,  которое  может  быть  итогом проектной  и  самостоятельной  деятельности  детей,  тематической  недели, предусмотренной  основной  образовательной  программой  дошкольной образовательной  организации.  Может  быть  использован  при  реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя  обучение  и  воспитание  в  целостный  образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных  особенностей  каждого  ребенка,  создать  условия,  при которых  сам  ребенок  становится  активным  в  выборе  содержания  своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное  развитие  каждого  ребенка,  независимо  от  места  жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют  как  одно  из  основных  средств  обучения,  поэтому  есть  необходимость в его разработке.

    Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества использование  в образовательной деятельности дошкольной  организации  и    методику  создания  лэпбука,  которая  активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей  на  дому.

   В  начале,  давайте  разберемся,  что  же  означает  понятие «лэпбук»:

  Лэпбук  (lapbook)  –  в  дословном  переводе  с  английского  значит

«наколенная  книга»  (lap  –  колени,  book  -  книга).  Это  такая  небольшая самодельная  папка,  которую  ребёнок  может  удобно  разложить  у  себя  на коленях  и  за  один  раз  просмотреть  всё  её  содержимое.  Но,  несмотря  на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.                                      

       Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему  , которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших  текстов,  диаграмм и графиков в любой форме и на  любую  тему.

   Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

      Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. 

       Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

  • целеполагание (выбор темы)
  • разработка лэпбука (составление плана)
  • выполнение (практическая часть)
  • подведение итогов

  Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .

       Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

       Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы)
  • техническую (фото, видео)
  • информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе)

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

     Каждый  лэпбук  уникален,  как  уникален  и его  создатель,  нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.  

       Для  работы  над  лэпбуком  подходит  все:  и цветная  бумага;  как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные  тексты,  графики  и диаграммы.  Еще  одним  плюсом  лэпбука является тот факт, что лэпбук —  это удивительный инструмент образования, сделанный  вручную.  Сам  по  себе  лэпбук  очень  интерактивен,  начиная  от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над  которым  работает  педагог  или  воспитанник  дошкольной  организации, дает  ему  возможность  сконцентрировать  свое  внимание  на  определенном аспекте более глобальной темы.

       Лэпбук  может  восприниматься дошкольниками воспитанниками детского сада  как «сокровище», к которому интересно  возвращаться,  перелистывать  и пересматривать  информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных  перед  ними  проблем, —  это  удивительно,  но  именно  в такие моменты,  педагог  дошкольник  понимает,  что  стоит  на  одной  из  ступеней лестницы,  ведущей  к главной  цели  современного  образования,  а именно научить  учиться  самому.  Поэтому,  когда  созданное  «сокровище» демонстрируется  в группе дошкольной организации, происходят спонтанные обсуждения  и дискуссии,  которые  способствуют  улучшению  усвоения информации.  Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, педагог вместе с воспитанниками  часто открывают для себя темы следующих  своих  исследований.  Ведь  чем  чаще  ребята  сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает  их  внимание.

      Лэпбук —  это  не  просто  метод,  помогающий  закрепить  и отработать полученные  знания,    это  полет  фантазии,  который  может  дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования,  оно  будет  расти  и увеличиваться.  Задача  педагога    лишь придавать  воспитанникам    уверенности  в своих  силах  и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Это  дидактическое  пособие  воспитателя,  отличный  способ  закрепить определенную  тему  с  детьми,  осмыслить  содержание  книги,  провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске,   анализе и сортировке информации. Лэпбук  помогает  ребенку  по  своему  желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. 

   Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной

деятельности  дошкольников  в  группах,  где  одновременно  обучаются  дети

разных  возрастов.  Создание  лэпбука  является  одним  из  видов  совместной

деятельности взрослого и детей.

    Но необходимо отметить, что применение лэпбуков во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для  закрепления или  обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

      Результаты  наблюдения педагогического  процесса  показали,  что  дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес  к  участию  в  совместной  деятельности.  Значительно  вырос познавательный  интерес,  любознательность,  самостоятельность  и инициативность  в  решении  поставленных  задач.  Изучаемый  материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

    Таким образом, видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ. Данный опыт  может быть использован в полном объеме воспитателями, старшими воспитателями, частично – узкими специалистами ДОУ в процессе организации  проектной  деятельности  детей  дошкольного  возраста, комплексно  –  тематическом  планировании,  взаимодействии  с  семьями воспитанников.

   

       

В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать  воспитанникам  уверенности  в своих  силах  и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.   В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать выводы о том, что в современном  образовательном процессе практическая значимость опыта использования лэпбуков весьма ценна как для педагогов, так и для детей и их родителей:

  1. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от возраста, места жительства, пола, национальности, социального статуса; в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
  2. Лэпбук можно использовать для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, а также в разновозрастных группах(можно выбрать задания под силу каждому: для малышей задания попроще, для старших- посложнее).
  3. Лэпбук является содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  4. Лэпбук мобилен. Он легко трансформируется, и всегда есть возможность пополнить папку новым материалом.
  5. Лэпбук можно использовать как особую форму детско-родительского проекта.
  6. Разработка и использование лэпбука возможна в любой дошкольной образовательной организации, так как работа с ним не требует специального обучения и курсовой подготовки педагогов, а также не требует больших материальных затрат.

Я считаю, что интерактивная тематическая папка - очень эффективное пособие для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста. В любое удобное время ребенок просто открывает «Книгу секретов» и увлеченно изучает ее содержимое.  Рекомендую своим коллегам-воспитателям взять на вооружение наш опыт и активно использовать в своей работе интерактивные тематические папки- лэпбуки.

На мой взгляд, лэпбук –  это эффективная технология дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Блохина Е.,  Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга». // Обруч, 2015. -№6.
  2. Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста Пермский педагогический журнал. №7/2015: научно-практический рецензируемый журнал  // ред. кол.:             А.К.Колесников (глав. ред.), Л. В. Коломийченко (зам. глав. ред.) и [др.]; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.-Пермь, 2015. – 161 с.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — 144 с.
  4. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность дошкольников/ Д.Б.Годовикова// Вопросы психологии-1984.-№1.-С.34-40.
  5. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования.// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — 98 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Использование лэпбуков в коррекционной работе с детьми

В настоящее время педагогами используется замечательная технология, предложенная Т.Пироженко. Что такое лэпбук, возможно ли его сделать своими руками - я попыталась разобраться в этих вопросах, чтобы ...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Опыт работы "Использование современной технологии "Рефлексивный круг" с детьми старшего дошкольного возраста"

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе вообще и личностной готовности его к школе, в частности....

Опыт работы: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ  К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»                     ...

Опыт работы по использованию мнемотехнологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для развития  речевой деятельности детей, для общения, для выра...