Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_malyh_form_russkogo_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
«Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей»
Результаты мониторинга, анкетирование родителей и детей показали недостаточные знания и отсутствие заинтересованности в изучении русской народной культуры. Перед нами встала проблема, как заинтересовать родителей и детей, так как использование в работе малых форм русского устного народного творчества и народно-прикладного искусства способствует развитию познавательных способностей и словаря детей.
Культуру России нельзя представить без народного искусства, которое раскрывает истоки жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство находят большое отражение в содержании образования и воспитания дошкольников.
Источником народного творчества является родная природа, быт, а его произведения - становятся частью окружающей жизни, быта. Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенка, поэтому близко восприятию ребенка, понятно ему.
В нем мир отражен условно, символами, это отточенная веками традиция. В кажущейся простоте - эстетический идеал формы - в дымковской игрушке; сочетание цвета – в городецкой росписи; композиционные основы - хохломского узора; изящество сине - голубого и белого – в гжельской росписи; хохломская посуда из липы приравнивается к драгоценной посуде.
Известный психолог Б.М.Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли и волю». Исследователи народного искусства В.Н Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества (это часто является семейным делом), высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.
Таким образом, значение фольклора заключается в следующем:
- Обладает большими воспитательными возможностями.
- Дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, образнее становится речь (за счет сравнений, эпитетов, синонимов «добрый молодец», «ясный сокол», «малые детушки»).
- Учатся понимать «прекрасное», усваивают эталоны красоты.
- Учатся импровизировать (мыслить, рисовать, петь, танцевать).
- Добавляется желание самим создавать прекрасное.
- Способствует развитию психических процессов таких, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания.
- Является средством социализации, коммуникации.
Фольклор разнообразен по тематике, жанрам, задачам.
Устное народное творчество существовало еще в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же произведения.
В работе с детьми мы использовали следующие принципы:
- взаимосвязь в работе специалистов и родителей,
- индивидуальный подход,
- интеграция образовательных областей,
- бережное отношение к детскому творчеству.
Ставили перед собой задачи.
Обучающие задачи:
1. Расширение знаний о Древней Руси, России, ее истории.
2. Закрепление умений различать и называть малые формы русского устного народного творчества.
3. Закрепление умения различать элементы росписи села Дымково, Семенова, Полхов – Майдана, Гжели, Хохломы; решать ребусы, отгадывать загадки.
Развивающие задачи:
1. Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря.
2. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Воспитательные задачи:
1. Развитие личностных качеств, умения договариваться друг с другом.
2. Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству.
3. Формирование универсальных интегративных качеств.
Как результат проектной деятельности представили сказки «Волк и лиса»;
«Путешествие по Руси»; «Синяя Птица Счастья»; провели викторину по сказкам; выставку детских рисунков и поделок; составили презентации (о народных приметах).
В результате проделанной работы, благодаря использованию разных видов фольклора и современных педагогических технологий, были достигнуты высокие результаты по развитию познавательных способностей детей. Рассмотрим основные виды фольклора.
1. Колыбельные песни – успокаивали, в них сохранились элементы заговора-оберега. Позже приобрели значение доброго пожелания на будущее. В них важен ритм.) Писатель Белов ездил по деревням и отмечает, что до сих по в них сохранились зыбки из луба, бересты, висевшие на «очепе»-гибкой жерди.
2. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить)―поэзия ласковых прикосновений матери, тактильные движения – язык эмоционального общения.
«Васенька, Василек, в голову добрый разумок,
А в роток – говорок, а в ножки – ходунушки,
А в ручки – хватунушки».
Данные виды фольклора использовались нами для обогащения сюжетно-ролевой игры ( гендерное воспитание), проводили д/и «Музыка для кукол».
3.Потешки ―элемент педагогики, песенка - приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Помогает привить навыки гигиены, порядка, мелкую моторику и эмоциональную сферу. Д/игра «Рассади героев». Потешка используется как компонент здоровье – сберегающих технологий: в пальчиковой гимнастике, физминутках, динамических паузах.(В НОД)
4. Песенки - «заклички» – обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также и животным; птицам-вестникам весны. Силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают ее скорейшего прихода, на зиму жалуются, прогоняют.
5. Приговорки («божья коровка», «улитка»), («небо, звезды»).Используем их в организованной деятельности в режимных моментах, на прогулке.
6.Считалки – это небольшой стишок, форма жеребьевки: кто водит в игре. Это элемент в игре, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. /Важен ритм/.
7. Сговорки – «солнце» или «месяц» - в игре «Золотые ворота». «Орел» – «решка». Используем их во всех видах деятельности детей.
8. Скороговорка – это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов, способствует развитию речи ребенка. Бывают рифмованные и нерифмованные.
9. Дразнилка – воспитывает умение постоять за себя, восстановить справедливость, наказать обидчика, дать выход чувствам в слове. Дразнили за неряшливость, нечестность, болтливость.
«Ваня, Ваня – простота …». Проводили драматизацию дразнилок.
«На шутку не сердись, да и в обиду не давайся».
10.Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать)―стихотворная короткая веселая история, которую рассказывает мама своему ребенку.
11.Небылица — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя.
«Жили-были два мочала, вот и сказки начало.
Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся, вот и сказка вся».
Небылица - смешная история о том, чего не бывает.
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге, на скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан, ремень за пояс заткнут, сапоги нараспашку, на босу ногу зипун».
Прибаутки, небылицы, докучные сказки мы используем в вечерах досуга, посиделках для развития коммуникативных способностей детей.
12.Пословицы, поговорки – поучают чему-то. Основное отличие поговорок от пословиц: в них в лаконичных, образных выражениях, оценивающих явления жизни, всегда присутствует недосказанность. Это позволяет развить самостоятельность мышления ребенка, стимулирует его собственные рассуждения.
Пословицы – это законченное суждение, имеющее назидательный смысл, поможет познакомить детей с «народной мудростью», с традиционными для России наблюдениями, опытом и оценкой человеческой деятельности. Они приходят на память в разговоре, к случаю.
Пословицы бывают редко спокойными. Они, как и люди, создавшие их, смеются, шутят, учат, печалятся. В них столько чувств, сколько их в народе, их создавшем. Пословицы – ходячая мудрость народная. Они являют единство высокого искусства и бытовой речи.
«Тяп, тяп – вот и корабль».
«Сбил, сколотил – вот колесо. Сел и поехал, как хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат».
Пословицы высмеивают скорую, но необдуманную работу.
«Драчливый петух жирен не бывает» - насмешка, ирония, житейские наблюдения – всё соединилось в этой пословице; как и похож этот петух на иного человека. «И сила уму уступает». «Глупый киснет, а умный всё промыслит».
13.Поговорка – это широко распространенное выражение, образно определяющее какие-либо жизненные явления, выражающие чувства говорящего: «Глянет – рублем подарит». «Семь верст до небес и всё лесом». «Вам кулём, потом разберем».
Пословицы бывают разнообразными по тематике: о труде, дружбе, здоровье. «Береги платье снову, а здоровье - смолоду». «Здоровье всему голова – всего дороже». Проводим: игры: «Закончи пословицу» (с мячом), «Тик, так», «По двум словам назови пословицу». Я создала игры с использованием ИКТ «mimio» (например, д/и «Доскажи пословицу»).
14.Загадка ― краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она дает определение в иносказательной, нарочито затемненной форме.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собака лает, а достать не может.
Цель загадки, по выражению С.Г. Лазубина, - удивить человека: намекнуть на какие-то необычные, из ряда вон выходящие, практически невозможные явления. Это уже способствует возбуждению интереса к ней, как к объекту, на который будет направлена деятельность ребенка. Это способствует развитию образного мышления, воображения, умения четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления.
«Загадки – поэзия, соединенная с игрой ума». ( В.П. Аникин)
«Загадка вызывает определенные эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью образов».
«Я как песчинка мал, а землю покрываю; я из воды, а с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях, как алмаз блещу при солнечных лучах» (Снег).
15. Народные игры: средство адаптации в детской среде (социальная адаптация). Они бывают:
- сезонные: «Ручеек», «Ворота», «Дед Мороз».
- обрядовые: масленичные гулянья; на ловкость, силу (перетягивание каната).
Народные игры используем как компонент здоровье – сберегающих технологий: смена двигательной активности, динамическая пауза.
16. Народные приметы.
«Без примет ходу нет». Земледелец был тонким наблюдателем, замечая мельчайшие подробности в изменениях природы. О наблюдательном человеке говорили: «У него на всё свои приметы». Многие приметы со временем приобрели форм пословиц:
«Увидел грача – весну встречай». «Пришёл Пахом – запахло теплом». «Грач на горе – весна на дворе». «Одуванчики сжимают свои головки – к дождю». «Когда распускается дуб – сей горох». «Радуга красная – погода ясная». «Снегирь под окном чирикает – ожидает оттепели». «Галки стаями летят – на дождь». Народные игры используем в НОТ, в интеграции образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «музыка».
17.Фразеологическое выражение представляет собой законченное предложение с утверждением, назиданием или выводом. Проводили д/и «Почему так говорят?» Используем в интеграции образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация».
Таким образом, благодаря использованию современных технологий и интеграции содержания детской деятельности в образовательных областях, результаты мониторинга, проводимого в конце учебного года, показали, высокий уровень развития интегративных качеств воспитанников и овладение ими необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, что доказывает важность организации работы по приобщению детей к традиционной русской культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели св...
Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...
Использование народного фольклора в процессе воспитания детей дошкольного возраста
Консультация для родителей и педагогов...
Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» - Презентация
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи детей дошкольного возраста....
Опыт работы «Использование нетрадиционных форм физической культуры с детьми дошкольного возраста»
Опыт работы по теме:«Использование нетрадиционных форм физической культурыс детьми дошкольного возраста»....