консультация по Савенкову
консультация на тему

Зиновьева Инна Рашидовна

консультация по Савенкову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_savenkovu.docx27.46 КБ
Файл k_kons.t.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад № 22 "Журавушка" общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей"  

г. Шарыпово Красноярского края

Консультация

для педагогов

на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду по методике А.И.Савенкова»

Подготовила:

 Зиновьева И.Р

г.Шарыпово

2016г.

Современные  дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу.

И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде.

Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи. Проектирование – творчество по плану

Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.

Использование исследовательских методов обучения в детском саду имеет ряд существенных особенностей.

 Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения исследователь. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А.И.Савенков).

- Сегодня мы рассмотрим методику Савенкова Александра Ильича, доктора педагогических, психологических наук, профессор кафедры психологии развития.

Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка.

Программа исследовательского обучения в детском саду включает в себя три относительно  самостоятельных подпрограммы.

  1. «тренинг» Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.
  2. «детская исследовательская практика» Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
  3. «мониторинг» Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения; защита исследовательских работ и творческих проектов детей.

Для развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольников согласно методике А.И. Савенкова дают детям задания, ориентированные на определенные задачи, которые группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цели:

  • Блок «Учимся видеть проблемы».
  • Блок «Учимся выдвигать гипотезы».
  • Блок «Учимся делать выводы и умозаключения».

Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования. Рассмотрим специфику тренировочных занятий.

Прежде чем провести первое занятие ,необходимо подготовить  карточки с символическим изображением «методов исследования». Подобрать  картинки – «темы» будущих исследований: животные – домашние и дикие, растения, вода, магнит, песок, игрушки).  Приготовить художественную литературу, энциклопедии.

Как только все дети удобно устроились , раскладываем все приготовленные материалы  и объявляем: « Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования –так же , как это делают взрослые учёные».

Для демонстрации этапов проведения исследовательской  работы  выбираем двух «добровольцев» детей энергичных, активных, с хорошей речью и выполняем работу от первого до последнего этапа.

Карточку с изображением темы, кладём  на середину образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки с «темами исследования» убираем, чтобы не отвлекать детей. Объясняем  детям, что их задача – подготовить сообщение, доклад, который читают ученые. Но для этого надо собрать всю доступную информацию по теме и обработать ее. Как это можно сделать? Как вы думаете, с чего начинает свое исследование каждый ученый? Приходим с детьми к выводу, что сначала надо подумать. Задавая вопросы и отвечая на них, мы вместе с детьми выстраиваем линию из карточек: 1) «подумать», 2) «спросить у другого человека», 3) «понаблюдать», 4) «провести эксперимент», 5) «посмотреть в книгах», 6) «посмотреть в компьютере», 7) «обратиться к специалисту».

 Когда «исследователи» определили последовательность работы, начинаем собирать материал, но прежде надо договориться с детьми о способах фиксации полученных сведений. Подсказываем детям, что на маленьких кусочках бумаги карандашом можно делать заметки- рисунки, значки, символы.

Как только информация обобщена, надеваем  на исследователей академические головные уборы и мантии. Это дает детям значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной.

 Дети – ученые по очереди выходят к трибуне и «читают» свой доклад.Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается всё больше информации, появляется больше деталей.Доклады становятся более глубокие, развёрнутые. После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

Дети познакомились с общей схемой деятельности, теперь им предстоит долгая и увлекательная работа, которая становиться ещё более интересней с использованием «папок исследователя». Эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор.

В результате целенаправленной работы у детей старшего дошкольного возраста развита познавательная активность. Совершая свои первые открытия, они стремятся их объяснить и доказать, доводят начатое дело до конца. Наши воспитанники легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Такие  качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания- Ярославль: академия развития, 2002.

Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Москва педагогический университет «Первое сентября» 2007.

                                                                            .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду по методике А.И.Савенкова » Консультация для педагогов Подготовила: Зиновьева И.Р г.Шарыпово 2016г.

Слайд 2

Исследование – бескорыстный поиск истины. Задача исследователя- искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде. Что такое исследование ? Что такое проектирование ? Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи . Проектировщик он твердо знает что делает , ясно понимает, к чему должен придти . Проектирование – творчество по плану.

Слайд 3

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде ». (А.И.Савенков)

Слайд 4

САВЕНКОВ Александр Ильич – доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Слайд 5

Программа исследовательского обучения в детском саду включает в себя три относительно самостоятельных подпрограммы. «тренинг» Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. «детская исследовательская практика» Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. «мониторинг» Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения; защита исследовательских работ и творческих проектов детей.

Слайд 6

Для развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольников согласно методике А.И. Савенкова дают детям задания, ориентированные на определенные задачи, которые группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цели: Блок «Учимся видеть проблемы». Блок «Учимся выдвигать гипотезы». Блок «Учимся делать выводы и умозаключения».

Слайд 7

Подготовка: Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования». Сделать такие карточки можно из обычного тонкого картона . Оптимальный размер карточки — половина обычного альбомного листа (1/2 формата А4). Изображения лучше всего выполнить из цветной бумаги и наклеить на картон. На обратной стороне каждой карточки надо написать словесное обозначение каждого метода.

Слайд 8

Карточки методов исследования

Слайд 9

«Темы» будущих исследований

Слайд 10

Задача –получить как можно больше сведений по теме Составление плана исследования ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ В НАЧАЛЕ? ??? С ЧЕГО НАЧИНАЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЁНЫЙ? С ЧЕГО НАЧИНАЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕНЫЙ ??? ??? КАК УЗНАТЬ

Слайд 11

Карточки с изображением предметов плана исследования

Слайд 12

Символы - сбора информации в картинках

Слайд 13

Сбор материала Заметки: Рисунки значки символы буквы слова ПИКТРОГАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО Сенсорные каналы: (зрение, слух. вкус, температура)

Слайд 14

Доклад -определения основных понятий, - продолжить свое повествование, опираясь на собранный материал.

Слайд 15

Как сделать папку исследователя Для изготовления папки исследователя нам понадобятся: лист картона, по размеру равный альбомному листу (формат А4); лист белой бумаги для рисования или черчения; ножницы и клей; карандаш и линейка; цветные фломастеры или цветная бумага.

Слайд 16

Папка исследователя:

Слайд 17

Всегда подходите к проведению работы творчески. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; анализировать , синтезировать и классифицировать информацию . Правила сопровождения детского исследования

Слайд 18

ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Экспресс-диагностика А.В.Савенкова по выявлению способностей у детей

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...

Экспресс - диагностика по методике Александра Савенкова.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:«Зима» по методике А. И. Савенкова

Данный материал позволит закрепить у детей знания о зимующих птицах; умение различать птиц по внешнему виду. Расширить знания о приспособленности птиц к зиме....

Экспресс-диагностика по методике А.Савенкова "Карта одаренности"

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время....

Экспресс-диагностика по методике Александра Савенкова "Карта одаренности"

Дана общая характеристика диагностики, инструкция по проведению, таблицы с критериями и  обработка результатов....

Консультация для педагогов «Детская исследовательская деятельность дошкольников (технология Савенкова А. И.)».

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельност...