Главные вкладки

    "Магнит творит чудеса". Опытно-экспериментальная деятельность.
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Горбатова Елена Борисовна

    Дети проводят 3 опыта с магнитом и делают выводы о его свойствах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon magnit_2.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственная образовательная деятельность детей

    по экспериментальному исследованию.

    Тема:«Магнит творит чудеса».

    Возрастная группа: старшая группа

    Задачи:

    Образовательные:

     Сформировать представление о свойствах магнита(, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать». Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

    Развивающие:

    Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

    Развивать коммуникативные навыки в процессе…..

    Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социальное развитие, коммуникативное развитие, безопасность.

    Оборудование и материалы:

    Демонстрационный: доска для фиксирования результатов эксперимента; ноутбук, диск с мультфильмом.

    Раздаточный: железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с портновской иглой для мачты и парусом из бумаги.

    Предварительная работа:

    - игры с магнитной доской и магнитной мозаикой; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

    Ход непосредственно- образовательной деятельности :

    Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Для того, чтобы очутиться в этой стране, нужно произнести волшебное заклинание. Встанем все в круг (дети говорят)

    Мы сейчас пойдем направо дружно.

    А потом пойдем налево дружно.

    В центре круга соберемся дружно.

    Собрались все дети в круг

    Ты мой друг, и я твой друг.

    Вместе за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнемся

    1,2, 3. Волшебство скорей приди!

    - Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там лежит какой-то волшебный предмет. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в шкатулке.

    Бывает маленьким, большим.

    Железо очень дружит с ним.

    С ним и незрячий, непременно,

    Найдёт иголку в куче сена(магнит).

    Дети: Ответы детей 

    - Вам всем знаком этот предмет? Что это? (Ответы детей)

    - Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов.

    -Ребята, мы как настоящие волшебники  будем сейчас исследовать свойства магнита. Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный предмет – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из лежащих на ваших столах предмету. Итак, волшебство начинается.

    1. Опыт №1. Опыт с различными предметами

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • игрушка,

    • деревянный карандаш, кусок ткани

    • пластмассовая пуговица, ластик

    • металлические предметы  (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль)

    • бумажный листок, пластмассовая тарелочка, маленький магнит.

    Ход опыта:

    1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
    2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.

    Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

    - Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы детей)

    - Какие предметы притянул магнит? (железные скребки, шурупы, гаечки).

    - А какие предметы магнит не притянул?

    Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.

    Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.

    Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

    2. Опыт №2 . Действует ли магнит через другие материалы?

    • А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

    Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу.

    • Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

    Дети: Магнит действует через ткань. Железные предметы примагнитились через ткань

    • Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

    Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.

    Воспитатель: Из этих опытов вы что узнали о магните?

    Вывод: Магнит притягивает только железные предметы (символ 1). Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос (символ 2). Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

    Физкультминутка. Делать научные открытия, даже волшебникам, очень нелегко, поэтому  и у них бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем  отдыхать! (потянуться)

    Спинку бодро разогнули,

    Ручки к верху потянули!

    Раз и два, присесть и встать,

    Чтобы отдохнуть опять.

    Раз и два вперед нагнуться,

    Раз и два назад прогнуться.

    Вот и стали мы сильней (показать силу)

    Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

    Продолжим нашу работу.А  сейчас мы отправимся на рыбалку.

    Игра-опыт «Рыбалка»

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • стакан с водой,

    • 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,

    • маленький магнит.

    Ход опыта:

    1. В стакан с водой опустить рыбок.

    2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

    Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

    Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. Символ 3.

    Воспитатель: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

     Опыт № 3

    • Почему иногда два магнита отталкиваются?

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита.

    Ход опыта:

    1. Поднести два магнита друг к другу.

    2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

    Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

    Воспитатель: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

    Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.

    Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

    Воспитатель: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

    - Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?

    Дети: магнитные мозаика, держатели, магнитная игра.

    Воспитатель: - Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

    6. Окончание занятия в детском саду

    Воспитатель: - Наше путешествие в волшебную страну подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

    Дети: - Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества.  Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

    Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали. Вам задание: дома найти магниты и завтра мы обсудим где у вас дома применяются магниты. А сейчас приглашаю вас посмотреть мультфильм «Фиксики «Магнит».

    Использованная литература

    1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».

    2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

    3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.

    4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду».». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД "Магнит творит чудеса"

    Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы...

    Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности. Тема: "Ах, картошка!".

    Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади картофель"....

    опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Магнит творит чудеса»

    Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, расширять и систематизировать знания детей о магните....

    Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы. «Магнит творит чудеса»

    Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами. Формировать познавательную активность  детей в процессе проведения опытов.Задачи: Образовательные:    дать представления о свойс...

    Магнит творит чудеса познавательное занятие в старшей группе

    Познавательное занятие по экспериментальной деятельности, где с помощью магнтов дети проводят удивительные опыты, игры, а также рисуют с помощью магнита...

    Магнит творит чудеса познавательное занятие в старшей группе

    Занятие в старшей группе  "Магнит творит чудеса". Спомощью магнита дети проведут занимательные игры, эксперименты и нарисуют волшебный цветок....